Дело № 2-1124/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«25» февраля 2011 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Якушева П.А., Мухиной Е.В., |
с участием: прокурора Гунина А.А., представителя заявителя - Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» - Клигмана С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ заинтересованного лица – Андрианова А.В., представителей заинтересованного лица – Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир – Черной С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на два месяца, и Фурса Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один месяц, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Дедова С.А., Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и
обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В., Дедова С.А., Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва,
У С Т А Н О В И Л:
Избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» обратилось в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просило:
- признать незаконными и отменить постановления Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Дедова С.А., Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и
- обязать Избирательную комиссию муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В., Дедова С.А., Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» (далее также – Избирательное объединение) на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира (далее также – СНД г. Владимира) двадцать шестого созыва.
В обоснование заявитель указал, что постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва.
Избирательным объединением на указанных выборах по единому избирательному округу выдвинут список из 7 кандидатов, в том числе под №№ 2, 3, 4 соответственно: Маринин А.В., Дедов С.А., Андрианов А.В..
Постановлениями Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир (далее также – Избирательная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ из указанного списка исключены Дедов С.А., Андрианов А.В., а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ### - Маринин А.В..
Заявитель полагает постановления Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Дедова С.А., Андрианова А.В. из списка кандидатов незаконными, нарушающими право Избирательного объединения выдвигать соответствующих кандидатов и право кандидатов быть избранными, по следующим основаниям.
Как следует из постановления Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### исключение кандидата Дедова С.А. из списка мотивировано тем, что на последней странице паспорта имеется отметка «Аннулировано», проставленная на штампе о выдаче загранпаспорта. Данная отметка не предусмотрена Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ ###. В соответствии с п. 6 указанного Положения паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением, является недействительным. По мнению избирательной комиссии, поскольку представленный паспорт Дедова С.А. является недействительным, то среди документов, представленных Избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствует копия паспорта кандидата Дедова С.А., включенного в список кандидатов, что является основанием для исключения Дедова С.А. из заверенного списка кандидатов согласно п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Избирательного кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что установление действительности (недействительности) паспорта гражданина Российской Федерации не относится к компетенции избирательной комиссии.
Недействительность паспорта по признаку наличия в нем не предусмотренных записей и отметок не влияет на право быть избранным, т.к. недействительность паспорта по указанным основаниям составляет предмет административных, а не избирательных правоотношений.
Поэтому оснований для исключения кандидата Дедова С.А. постановлением Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### из соответствующего списка кандидатов не имелось.
По тем же причинам является незаконным исключение постановлением Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### из заверенного списка кандидатов Андрианова А.В. в связи с тем, что представленная Избирательным объединением копия паспорта Андрианова А.В. является недействительной по причине нахождения записи «русский» в графе «личный код».
Что касается кандидата Маринина А.В., то согласно постановлению избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ исключение кандидата Маринина А.В. из соответствующего списка обусловлено тем, что в заявлении о согласии баллотироваться Марининым А.В. указано образование «среднее - профессиональное», при этом представлен документ о профессионально-техническом образовании. В постановлении сделан вывод о том, что среди документов, представленных Марининым А.В., отсутствует копия документа, подтверждающего сведения об образовании, указанные в заявлении о согласии баллотироваться.
Заявитель указывает, что в избирательную комиссию был представлен и находился на момент разрешения вопроса о регистрации списка кандидатов документ, подтверждающий сведения об образования Маринина А.В.
<данные изъяты>
Марининым А.В. получено среднее – профессиональное образование, т.к. таковое не является ни высшим, ни начальным и получено в учреждении среднего образования.
Согласно ст. 32 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» в целях последовательного перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи развивается и совершенствуется профессиональное образование в средних профессионально-технических училищах.
Поэтому указание в заявлении о согласии баллотироваться как «среднего», так и «профессионального» образования является верным.
На момент принятия решения Избирательная комиссия не располагала сведениями, подтверждающими, что кандидатом Марининым А.В. получено какое-либо иное образование.
Кроме того, при выявлении обстоятельств, которые Избирательная комиссия сочла неполнотой сведений о кандидате, она была обязана в порядке, предусмотренном п.п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», известить об этом Избирательное объединение, однако этого сделано не было.
В судебном заседании представитель Избирательного объединения и заинтересованное лицо Андрианов А.В. поддержали заявление по изложенным основаниям.
Представители Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир возражали относительно удовлетворения заявления.
В обоснование возражений указали, следующее.
В соответствии с п. 14 ст. 30, п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в Избирательную комиссию вместе со списком кандидатов Избирательным объединением представлено заявление Дедова С.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД г. Владимира, а также копия паспорта Дедова С.А. По мнению Избирательной комиссии, в связи с наличием в паспорте Дедова С.А. не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации отметок данный паспорт является недействительным, соответственно, среди документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствует копия паспорта кандидата Дедова С.А., включенного в список кандидатов, то есть имеется основание для исключения Дедова С.А. из заверенного списка кандидатов, предусмотренное п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
В соответствии с п. 14 ст. 30, п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в Избирательную комиссию вместе со списком кандидатов Избирательным объединением представлено заявление Андрианова А.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД г. Владимира, а также копия паспорта Андрианова А.В. В связи с наличием в паспорте Андрианова А.В. не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации отметок (на второй странице паспорта в графе «личный код» имеется рукописная отметка «русский») данный паспорт является недействительным, соответственно, среди документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствует копия паспорта кандидата Андрианова А.В., включенного в список кандидатов, то есть имеется основание для исключения Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов, предусмотренное п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
Также представители Избирательной комиссии в судебном заседании ссылались на то, что имеется еще одно основание для исключения Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов в соответствии с п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», - в Избирательную комиссию не представлен документ, подтверждающий указанные в заявлении Андрианова А.В. сведения о его статусе в политической партии.
Среди документов, представленных Избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствовала копия документа, подтверждающего сведения об образовании, указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидата Маринина А.В., включенного в единый список кандидатов под номером два, поэтому у Избирательной комиссии имелись законные основания для исключения Маринина А.В. из заверенного списка кандидатов на основании п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов).
Заинтересованные лица – Маринин А.В. и Дедов С.А. – в судебное заседание не явились, в телефонограммах просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержав уточненные заявления.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению в части требований в отношении кандидата Дедова С.А. и не подлежащим удовлетворению в остальной части, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов СНД г. Владимира двадцать шестого созыва.
Избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на указанных выборах по единому избирательному округу выдвинут список из 7 кандидатов, в том числе под №№ 2, 3, 4 соответственно: Маринин А.В., Дедов С.А., Андрианов А.В.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### из заверенного списка кандидатов исключен Дедов С.А.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### из заверенного списка кандидатов исключен Андрианов А.В.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### из заверенного списка кандидатов исключен Маринин А.В. Указанное постановление отменено постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###. Однако постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### Маринин А.В. был вновь исключен из заверенного списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением.
В каждом из оспариваемых постановлений Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир – от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### и от ДД.ММ.ГГГГ ### – в качестве основания для исключения кандидатов из заверенного списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением, послужил п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов.
В постановлении Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### указано, что в соответствии с п. 14 ст. 30, п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в Избирательную комиссию вместе со списком кандидатов Избирательным объединением представлено заявление Дедова С.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД г. Владимира, а также копия паспорта Дедова С.А. По мнению Избирательной комиссии, в связи с наличием в паспорте Дедова С.А. не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации отметок данный паспорт является недействительным, соответственно, среди документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствует копия паспорта кандидата Дедова С.А., включенного в список кандидатов, то есть имеется основание для исключения Дедова С.А. из заверенного списка кандидатов, предусмотренное п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
В силу п. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что, действительно, на последнем форзаце паспорта Дедова С.А. имеется штамп о выдаче заграничного паспорта и содержится отметка «АННУЛИРОВАНО».
Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, внесение каких-либо сведений на последний форзац бланка паспорта не предусмотрено. В соответствии с п. 15 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации, для внесения отметок о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, предназначена девятнадцатая страница бланка паспорта.
Также Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 07.12.2009 № 339, действовавшим ранее Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 28.12.2006 № 1105, не предусмотрено проставление в паспорте гражданина Российской Федерации отметки «АННУЛИРОВАНО».
Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные данным Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные данным Положением, является недействительным.
В ответе УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### на запрос Избирательной комиссии сообщается о том, что Положением о паспорте гражданина Российской Федерации проставление отметок о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, на последнем форзаце бланка паспорта гражданина Российской Федерации не предусмотрено. Отметка «аннулировано», проставленная в паспорте гражданина Российской Федерации, не предусмотрена указанным Положением и нормативными актами ФМС России.
Вместе с тем, наличие в паспорте гражданина Российской Федерации сведений, отметок и записей, не предусмотренных указанным Положением, само по себе не свидетельствует о лишении (прекращении) гражданства Российской Федерации соответствующего гражданина, а, следовательно, и об утрате этим лицом пассивного избирательного права. Отсутствие у Дедова С.А. гражданства Российской Федерации Избирательной комиссией не доказано, и судом не установлено.
Установление действительности (недействительности) паспорта гражданина Российской Федерации не относится к компетенции избирательной комиссии.
Недействительность паспорта по признаку наличия в нем не предусмотренных записей и отметок не влияет на право быть избранным, т.к. недействительность паспорта по указанным основаниям составляет предмет административных, а не избирательных правоотношений.
При указанных обстоятельствах, поскольку в Избирательную комиссию вместе со списком кандидатов Избирательным объединением и заявлением Дедова С.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД г. Владимира была представлена копия паспорта Дедова С.А., то исключение Дедова С.А. из заверенного списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением, по основанию, предусмотренному п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», неправомерно, а постановление Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### является незаконным и подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, и обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, заявителем соблюден: оспариваемое постановление принято ДД.ММ.ГГГГ, а заявление подано согласно почтовому штемпелю на конверте ДД.ММ.ГГГГ
По изложенным основаниям суд полагает подлежащим удовлетворению заявление в части признания незаконным и отмены постановления Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении Дедова С.А. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Дедова С.А. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва.
Избирательное объединение просит в заявлении обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что настоящее решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ, а на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы, принимая во внимание, что кассационное обжалование решения займет определенный срок, с целью недопущения ограничения права на агитацию суд полагает возможным обратить к немедленному исполнению решение суда в части признания незаконным и отмены постановления Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении Дедова С.А. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Дедова С.А. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва.
Далее, в постановлении Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### указано, что в соответствии с п. 14 ст. 30, п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в Избирательную комиссию вместе со списком кандидатов Избирательным объединением представлено заявление Андрианова А.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД г. Владимира, а также копия паспорта Андрианова А.В. По мнению Избирательной комиссии, в связи с наличием в паспорте Андрианова А.В. не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации отметок (на второй странице паспорта в графе «личный код» имеется рукописная отметка «русский») данный паспорт является недействительным, соответственно, среди документов, представленных избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствует копия паспорта кандидата Андрианова А.В., включенного в список кандидатов, то есть имеется основание для исключения Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов, предусмотренное п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
В силу п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что, действительно, на второй странице паспорта Андрианова А.В. в графе «личный код» имеется рукописная отметка «русский».
Данная отметка не предусмотрена Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828.
Пунктом 5 действовавшей на момент выдачи Андрианову А.В. паспорта Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.09.1997 № 607, предусмотрено, что реквизит «личный код» до разработки системы кодирования граждан временно не заполняется. До настоящего времени такая система не принята, поэтому в графе «Личный код» не должно быть никаких сведений.
Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные данным Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные данным Положением, является недействительным.
Вместе с тем, наличие в паспорте гражданина Российской Федерации сведений, отметок и записей, не предусмотренных указанным Положением, само по себе не свидетельствует о лишении (прекращении) гражданства Российской Федерации соответствующего гражданина, а, следовательно, и об утрате этим лицом пассивного избирательного права.
Согласно ответу УФМС России по Владимирской области от 24.02.2011 г. № 10/1595, поступившему на запрос суда, предоставленный гражданином Российской Федерации паспорт, имеющий признаки недействительности паспорта, за исключением случаев, когда паспорт имеет признаки подделки (подчистки), либо не предусмотренные записи и отметки, не позволяющие прочесть внесенные в него данные, рассматривается в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, имеющий сведения, записи и отметки, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, а также в случае неосуществления его замены в установленные сроки, не препятствует установлению личности гражданина Российской Федерации не является основанием для ограничения прав и законных интересов гражданина. Дополнительно сообщается, что Андрианов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
При указанных обстоятельствах, поскольку в Избирательную комиссию вместе со списком кандидатов Избирательным объединением и заявлением Андрианова А.В. о согласии баллотироваться кандидатов в депутаты СНД г. Владимира была представлена копия паспорта Андрианова А.В., то исключение Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением, по основанию, предусмотренному п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», только в связи с наличием на второй странице паспорта рукописной отметки «русский», необоснованно.
Вместе с тем, согласно ст. 245 ГПК РФ относятся дела, возникающие из публичных правоотношений), суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Учитывая избранный заявителем способ защиты, а именно требование включить Андрианова А.В. в заверенный список кандидатов, выдвинутый Избирательным объединением по единому избирательному округу, суд в полном объеме проверяет правовые основания для возможности осуществления таких действий.
Представители Избирательной комиссии в судебном заседании ссылались на то, что имеется еще одно основание для исключения Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов в соответствии с п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», - в Избирательную комиссию не представлен документ, подтверждающий указанные в заявлении Андрианова А.В. сведения о его статусе в политической партии.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Документ, подтверждающий указанные в заявлении Андрианова А.В. сведения о его статусе в политической партии (председатель Совета Местного отделения Ленинского района города Владимира), в нарушение требований п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в Избирательную комиссию не представлен.
В соответствии с п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов.
Таким образом, нарушение, которое в соответствии с п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» является основанием для исключения Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов, при уведомлении Избирательной комиссии о выдвижении Андрианова А.В. имелось.
То обстоятельство, что таким нарушением явилось не наличие в паспорте Андрианова А.В. не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации отметок, а непредоставление документа, подтверждающего указанные в заявлении Андрианова А.В. сведения о его статусе в политической партии, не влияет на обоснованность исключения Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов по существу.
Ссылка представителя заявителя на неисполнение Избирательной комиссией обязанности, предусмотренной п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем, по мнению представителя заявителя, Избирательная комиссия не вправе была принимать решение об исключении Андрианова А.В. из списка кандидатов, признается судом несостоятельной по следующим причинам.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Из приведенного содержания п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что на избирательную комиссию возлагается обязанность за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, известить кандидата, избирательное объединение в двух случаях:
1) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или
2) несоблюдения требований закона к оформлению документов.
В рассматриваемой ситуации отсутствовала неполнота сведений о кандидате Андрианове А.В., все сведения о нем были представлены в полном объеме.
Также представленные документы были оформлены в соответствии с требованиями закона к оформлению документов.
Непредоставление документа, подтверждающего указанные в заявлении Андрианова А.В. сведения о его статусе в политической партии не относится ни к неполноте сведений о кандидатах, ни к несоблюдению требований закона к оформлению документов.
Поэтому п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в рассматриваемом случае неприменим и на Избирательную комиссию не возлагалась обязанность извещать кандидата и Избирательное объединение за три дня до заседания Избирательной комиссии об отсутствии документа, подтверждающего указанные в заявлении Андрианова А.В. сведения о его статусе в политической партии.
Данное суждение подтверждается также тем, что:
а) в случае неполноты сведений о кандидатах основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является п.п. «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (аналогичное основание предусмотрено п.п. «и» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»);
б) в случае несоблюдения требований закона к оформлению документов основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является п.п. «з» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (аналогичное основание предусмотрено п.п. «з» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»);
в) снованием же для исключения Андрианова А.В. из заверенного списка кандидатов является не п.п. «з» или «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (не п.п. «з» или «и» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»), а п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (соответствует п.п. «ж» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»): отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов.
Именно поэтому в абзаце втором пункта 5 Разъяснений порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 № 203/1272-4, предусмотрено, что, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 указанного Федерального закона. То есть по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат может быть исключен из списка кандидатов.
Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Поэтому заявление в части признания незаконными и отмены постановления Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, удовлетворению не подлежит.
Что касается исключения из списка кандидатов Маринина А.В., то суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», п. 2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В заявлении Маринина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД г. Владимира двадцать шестого созыва по единому избирательному округу указано образование «среднее - профессиональное».
В Избирательную комиссию была представлена копия диплома Маринина А.В. <данные изъяты>
В 1989 г. (год окончания Марининым А.В. учебного заведения) действовал Закон РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании», согласно ст. 5 которого система народного образования в РСФСР включает:
дошкольное воспитание;
общее среднее образование;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
внешкольное воспитание.
Согласно ст. 54 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально - технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах.
В соответствии со ст. 62 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» лицам, окончившим средние профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до поступления в них общее среднее образование, выдается соответственно диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии и получении общего среднего образования или диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии,
Из представленной в Избирательную комиссию копии диплома Маринина А.В. следует, что он поступил в <данные изъяты>
Следовательно, Избирательным объединением представлена копия документа об образовании, подтверждающая наличие у Маринина А.В. профессионально-технического образования.
Согласно ст. 65 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям.
В силу ст. 71 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» лицам, окончившим средние специальные учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью.
Пунктом 5 ст. 27 действующего Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование - бакалавриат;
(см. текст в предыдущей редакции)
------------------ высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;
- послевузовское профессиональное образование.
Из содержания разделов V, VI Закона РСФСР «О народном образовании» и ст.ст. 22, 23 Закона Российской Федерации «Об образовании» следует, что профессионально-техническому образованию соответствует начальное профессиональное образование, а среднему специальному образованию - среднее профессиональное образование.
Среднее специальное образование (среднее профессиональное образование) является более высоким уровнем по сравнению с профессионально-техническим (начальным профессиональным) образованием.
Текст представленного диплома в части «получил среднее образование» не может рассматриваться отдельно от содержания ст. 62 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании», согласно которой диплом выдается лицам, окончившим средние профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до поступления в них общее среднее образование (а не среднее образование, как указано в бланке).
Сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе в части указания образования, подлежат обязательному официальному опубликованию. Указание в заявлении Маринина А.В. не подтвержденного документально среднего профессионального образования (более высокого по уровню, чем начального профессионального образования) могло сформировать у избирателей определенное положительное мнение о нем, в сравнении с другими кандидатами, чем мог быть нарушен основополагающий принцип равенства кандидатов.
Таким образом, среди документов, представленных Избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствовала копия документа, подтверждающего сведения об образовании, указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидата Маринина А.В., включенного в единый список кандидатов под номером два, поэтому у Избирательной комиссии имелись законные основания для исключения Маринина А.В. из заверенного списка кандидатов на основании п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов).
Ссылка представителя заявителя на неисполнение Избирательной комиссией обязанности, предусмотренной п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем, по мнению представителя заявителя, Избирательная комиссия не вправе была принимать решение об исключении Маринина А.В. из списка кандидатов, признается судом несостоятельной по следующим причинам.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Из приведенного содержания п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что на избирательную комиссию возлагается обязанность за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, известить кандидата, избирательное объединение в двух случаях:
1) при выявлении неполноты сведений о кандидатах или
2) несоблюдения требований закона к оформлению документов.
В рассматриваемой ситуации отсутствовала неполнота сведений о кандидате Маринине А.В., все сведения о нем были представлены в полном объеме (вся информация, необходимая в соответствии с п. 2 ст. 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», представлена).
Также представленные документы были оформлены в соответствии с требованиями закона к оформлению документов.
Непредоставление документа, подтверждающего указанные в заявлении Маринина А.В. сведения об образовании не относится ни к неполноте сведений о кандидате, ни к несоблюдению требований закона к оформлению документов.
Поэтому п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в рассматриваемом случае неприменим и на Избирательную комиссию не возлагалась обязанность извещать кандидата и Избирательное объединение за три дня до заседания Избирательной комиссии об отсутствии документа, подтверждающего указанные в заявлении Маринина А.В. сведения о его образовании.
Данное суждение подтверждается также тем, что:
а) в случае неполноты сведений о кандидатах основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является п.п. «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (аналогичное основание предусмотрено п.п. «и» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»);
б) в случае несоблюдения требований закона к оформлению документов основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является п.п. «з» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (аналогичное основание предусмотрено п.п. «з» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»);
в) снованием же для исключения Маринина А.В. из заверенного списка кандидатов послужил не п.п. «з» или «и» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (не п.п. «з» или «и» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»), а п.п. «ж» п. 23.3 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (соответствует п.п. «ж» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»): отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов.
Именно поэтому в абзаце втором пункта 5 Разъяснений порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 № 203/1272-4, предусмотрено, что, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 указанного Федерального закона. То есть по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» п. 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат может быть исключен из списка кандидатов.
Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Поэтому заявление в части признания незаконными и отмены постановления Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от 17.02.2011 г. № 73 об исключении Маринина А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 260.1, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Дедова С.А., Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В., Дедова С.А., Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении Дедова С.А. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва.
Обязать Избирательную комиссию муниципального образования город Владимир включить Дедова С.А. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва.
В части удовлетворения заявления Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В., Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, отказать.
Решение суда в части признания незаконным и отмены постановления Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении Дедова С.А. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Дедова С.А. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, обратить к немедленному исполнению.
Кассационная жалоба на решение суда может быть подана во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья подпись П.А. Якушев
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2011 г.
Председательствующий судья подпись П.А. Якушев
Справка
Определением судебной коллегиии по гражданским делам Владимирского областного суда города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ Октябрьского районного суда города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении заявления Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В., Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва отменено.
Принято в указанной части по делу новое решение, которым заявление Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, и обязании Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В., Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва удовлетворено. Признать незаконными и отмить постановление Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ### об исключении соответственно Маринина А.В., Андрианова А.В. из списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва. Обязать Избирательную комиссию муниципального образования город Владимир включить Маринина А.В., Андрианова А.В. в список кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия во Владимирской области» на выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва. В остальной части решение Октябрьского районного суда города Владимира ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Верно
Судья П.А. Якушев
Зам. нач. ООСГД А.В. Остроушко
11.03.2011