2-488/2011 (о возмещении убытков)



Дело ###

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Осиповой Н.И.

при секретаре Курылевой Т.Н.,

с участием истца Ракчеевой С.Ю.,

представителя ответчика Королёва Д.В., действующего на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,

представителя третьего лица администрации г.Владимира Гуржоса Д.С., действующего на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Ракчеевой С.Ю. к финансовому управлению администрации г.Владимира о возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

Ракчеева С.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к финансовому управлению администрации г. Владимира и администрации г. Владимира о возмещении убытков и взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что она со своей семьей составом из четырех человек являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с постановлением Главы города ДД.ММ.ГГГГ им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму ### рублей. При расчете субсидии со стороны должностных лиц администрации г. Владимира допущено нарушение действующего законодательства, а именно неправомерно учтена имеющаяся у них в собственности жилая площадь в размере 47,1 кв.м. Должностные лица администрации вместо того, чтобы оценить наличие у них в собственности жилья, как подтверждение их платежеспособности, незаконно вычли из размера субсидии стоимость этой жилой площади. Расчет размера субсидии производится согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года №285. Порядок предоставления субсидий регламентируется пунктами 9,10,11 Правил, в которых нигде не указано, что при предоставлении субсидий на приобретение жилья учитывается жилая площадь, имеющаяся у получателя субсидии. Считает, что наличие жилья должно приниматься как основание улучшить жилищные условия молодой семье, а никак не основание уменьшить размер субсидии, что само по себе противоречит целям и задачам вышеуказанной Программы, которая направлена именно на улучшение жилищных условий молодым семьям. При расчете размера субсидии им были причинены убытки администрацией г. Владимира в виде недополученной суммы субсидии. Неправомерные действия администрации г. Владимира выразились в учете, при расчете размера субсидии, жилой площади, находящейся в их собственности, что не предусмотрено ни одним нормативным документом, регулирующим порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья. Согласно п. 9 Правил предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках целевой федеральной программы предоставляется в размере 40 % расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами - для молодых семей, имеющих одного и более детей. В силу п. 10 Правил расчет размера субсидии производится исходя из общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 11 Правил определено, что размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, для семьи из четырех человек составляет 72 кв. метра. Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади в г. Владимире на момент предоставления субсидии определена в размере 24200 рублей. Исходя из изложенного, расчет субсидии для семьи из четырех человек должен был производиться следующим образом: 24200 руб. X 72 X 40 % = ### рублей, а сделали расчет по формуле: 24200 руб. Х 47,1 Х 40 % = ### рублей. Таким образом размер убытков, причиненных неправомерными действиями должностных лиц администрации г. Владимира, составил ### - ### = ### рубля. Просит взыскать убытки в сумме ### рубля, взыскать расходы на услуги представителя в сумме ### рублей, взыскать расходы по государственной пошлине в сумме 5610 рублей 32 копейки, взыскать за совершение нотариальных действий 700 рублей.

Ракчеева С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что убытки и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, надлежит взыскать в её пользу.

Представитель ответчика финансового управления администрации г. Владимира исковые требования не признал, указав, что управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в правоотношениях по представлению молодой семье социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы не состояло. Решение вопросов о предоставлении жилья и жилищных субсидий гражданам не входит в компетенцию управления. Считает, что в силу ч. 3 ст. 158 БК РФ надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Владимира.

Представитель третьего лица администрации г. Владимира указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, так как при расчете размера социальной выплаты применена норма ч. 7 ст. 57 ЖК РФ. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье один раз. Истец его реализовала на основании выданного ей свидетельства о праве на получение социальной выплаты и приобретя за счет средств субсидии жилое благоустроенное помещение. Заявленные требования направлены на повторное представление ей данной социальной выплаты.

Представитель третьего лица департамента по молодежной политике администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что Ракчеева С.Ю. составом семьи три человека: она, ее несовершеннолетние дети ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы постановлением главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###. Муж ФИО6 был включен в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО6 имеет на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в собственности 506/1000 доли в <...> в г. Владимире жилой площадью 49,3 кв.м.

Постановлением главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### истцу на состав семьи четыре человека предоставлена субсидия на приобретение жилья как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в сумме ### рубля.

Это также подтверждается свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серия МС ### от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанная денежная сумма была получена ФИО6, что подтверждается договором о банковском счете и не оспаривается сторонами.

В соответствии с п. 9 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках целевой федеральной программы «Жилье» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года №285 в редакции, действующей на момент принятия данного решения, субсидия предоставляется в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.

Согласно п. 10 Правил расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 11 Правил определено, что размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет для семьи численностью 4 человека - 72 кв.м.

Постановлением главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади в городе Владимире на ДД.ММ.ГГГГ года определена в размере 24 200 рублей.

Исходя из вышеизложенного, расчет субсидии для семьи истца составом три человека должен производиться следующим образом: 24 200 (норматив стоимости 1 кв.м. по муниципальному образованию) х 72 кв.м х 40 %= 696960 рублей.

Однако, истцу предоставлена субсидия на приобретение жилья в сумме ### рубля, в связи с тем, что при расчете размера предоставляемой субсидии была учтена имеющаяся у семьи ФИО4 жилая площадь 24,95 кв.м в <...> в г. Владимире (постановление главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###).

Суд не может признать указанное решение правомерным, поскольку ни Правилами, ни другими нормативными актами учет уже имеющейся у молодой семьи жилой площади, принадлежащей членам этой семьи, при определении размера общей площади выделяемой субсидии, не предусмотрен.

Довод представителя ответчика о необходимости применять единые правила при расчете размера субсидии на приобретение или строительство жилья и расчете размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.7 ст. 57 ЖК РФ), является ошибочным и основан на неверном толковании закона.

При этом суд учитывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, приобреталось семьей ФИО4 исходя из размера выделенной денежной суммы и частично за счет собственных средств, что подтверждается текстом договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает исковые требования в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 1069 ГК РФ денежная сумма в размере ### рублей подлежит взысканию с финансового управления администрации г. Владимира за счет казны муниципального образования.

Доводы представителя финансового управления администрации г. Владимира о том, что управление не является надлежащим ответчиком по делу, несостоятельны, т.к. в силу названной статьи вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При этом то обстоятельство, что администрация города Владимира определена распорядителем средств субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и субсидии на реализацию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2004-2010 годы», не свидетельствует о возложении на нее обязанности выступать от имени казны муниципального образования.

В соответствии с п.3.34 Положения о финансовом управлении администрации города Владимира, утвержденного распоряжением главы города Владимира от 01.08.2006 № 721-р, от имени казны муниципального образования выступает указанное управление.

Ссылка ответчика на нормы Бюджетного Кодекса РФ и п. 11.2.8 Положения об администрации г. Владимира, утвержденного распоряжением главы города Владимира от 23.01.2007 г. № 39-р, является несостоятельной, поскольку возникшие правоотношения нормами названного Кодекса не регулируются и распространяются на отношения между бюджетными учреждениями, организациями, а указанным пунктом Положения определено, что администрация г. Владимира выступает от имени казны муниципального образования в области местного бюджета города Владимира и бюджетных отношений.

В данном же случае в силу ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ и п.3.34 Положения о финансовом управлении администрации г. Владимира от имени казны муниципального образования выступает названное управление.

При таких обстоятельствах, недополученная истцом в результате неправомерных действий должностных лиц администрации г. Владимира денежная сумма подлежит взысканию с финансового управления администрации г. Владимира за счет казны муниципального образования город Владимира.

Суд считает необходимым взыскать с финансового управления администрации г.Владимира за счет казны муниципального образования город Владимир в пользу Ракчеевой С.Ю. убытки в сумме ### рублей.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из представленной суду расписки от ДД.ММ.ГГГГ, договора от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ракчеева С.Ю. понесла расходы на оплату услуг представителя Рыбакова С.А. в сумме ### рублей. Согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ истцом было потрачено за совершение нотариальных действий (оформление доверенности) ### от ДД.ММ.ГГГГ -700 руб.

Учитывая сложность рассматриваемого дела, количества судебных заседаний, исходя из принципа разумности, объёма защищаемого права, суд считает возможным взыскать с Финансового управления администрации г. Владимира расходы на оплату услуг представителя в размере ### рублей.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, исковые требования в части взыскания госпошлины в размере 5610 руб., 32 коп., взыскании расходов за совершение нотариальных действий в размере 700 руб. также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ракчеевой С.Ю. к финансовому управлению администрации г. Владимира о возмещении убытков удовлетворить частично.

Взыскать с финансового управления администрации г. Владимира за счет казны муниципального образования город Владимир в пользу Ракчеевой С.Ю. убытки в сумме ### рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере ### рублей и возврат госпошлины в сумме 5610 рубля 32 копейки, расходы за совершение нотариальных действий в размере 700 рублей, а всего ###.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.И. Осипова

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Н.И. Осипова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200