2-1433/2011 (о признании права собственности на квартиру)



Дело № 2- 1433 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» марта 2011 года г.Владимир

Октябрьский районный суд г.Владимира в составе:

председательствующего судьи Горячевой А.В.,

при секретаре Сусловой А.Е.,

с участием представителя ответчика Лазаревой Г.В., действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Д.В. к Управлению Судебного департамента во Владимирской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом во Владимирской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Орлов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Судебного департамента во Владимирской области (далее УСД во Владимирской области), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом во Владимирской области (далее ТУ Росимущества по Владимирской области) о признании права собственности на <...> в порядке приватизации.

В обоснование иска указал, что на основании договора социального найма он является нанимателем вышеуказанной квартиры, наймодателем является УСД во Владимирской области. Ответчик отказал ему в передаче квартиры в собственность, ссылаясь на ответ Управления социальной защиты судей и государственных служащих Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

По мнению истца, он имеет право на получение вышеуказанной квартиры в собственность, поскольку проживает в квартире на условиях социального найма, ранее участия в приватизации жилья не принимал.

Истец Орлов Д.В. согласно заявлению просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель УСД во Владимирской области Лазарева Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что п.3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с установленными нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии УСД во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ судья Ленинского районного суда г.Владимира Орлов Д.В. был включен в список очередности на получение жилья, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

На основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### Орлову Д.В. предоставлена, приобретенная за счет средств федерального бюджета, двухкомнатная <...> в <...>, которая на основании свидетельства о гос.регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ### передана УСД во Владимирской области на праве оперативного управления.

В соответствии с распоряжением Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ ### с Орловым Д.В. заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ### на вышеуказанную квартиру.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УСД во Владимирской области с заявлением о передаче в собственность данной квартиры, которое было возвращено без рассмотрения по существу, поскольку Судебный департамент при ВС РФ письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ### указал, что постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 установлен порядок использования Судебным департаментом средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений для судей с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ.

В связи с чем, приобретаемые управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах РФ жилые помещения остаются на балансе управлений с правом оперативного управления до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ.

Данный ответ был доведен до истца письмом ДД.ММ.ГГГГ ###.

До настоящего времени каких-либо изменений в законодательство Российской Федерации не внесено.

В соответствии со ст.ст.6,7 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача помещений в собственность граждан осуществляется государственными учреждениями, в оперативном управлении которых находится жилищный фонд, на основании договора, заключенного между учреждением и гражданином, с согласия собственника.

Поскольку спорная квартира является федеральной собственностью, необходимо согласие на приватизацию Территориального управления.

Кроме того, истцом не представлены доказательства о том, что им не реализовано право на приватизацию в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 11 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, учитывая, что данная квартира находится на балансе УСД во Владимирской области и относится к специализированному жилищному фонду на основании постановления Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», принимая во внимание, что спорные правоотношения законодательно не урегулированы, УСД во Владимирской области просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ТУ Росимущества по Владимирской области согласно письменному отзыву просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что ТУ Росимущества по Владимирской области является ненадлежащим ответчиком, просил в удовлетворении исковых требований, заявленных к данному ответчику, отказать, заявленные требования к УСД во Владимирской области считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав представителя ответчика УСД во Владимирской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.3 ста.19 Закона «О статусе судей в Российской федерации» (в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в пункт 3 статьи 19 Закона «О статусе судей в Российской федерации» были внесены изменения.

Пунктом 3 статьи 19 Закона «О статусе судей в Российской федерации» в новой редакции предусмотрено, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную площадь в размере 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 № 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая правовую позицию, изложенную в п.3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 № 2-П, суд приходит к выводу, что постановление Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.

Судом установлено, что согласно решению жилищной комиссии при УСД во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ судье Ленинского районного суда г.Владимира Орлову Д.В., состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлена приобретенная за счет средств федерального бюджета и переданная УСД во Владимирской области в оперативное управление (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <...>), квартира по адресу : <...>, общей площадью 53.9 кв.м., жилой площадью 33.1. кв.м. (протокол ###, л.д.38-40).

ДД.ММ.ГГГГ между Орловым Д.В. и Управлением Судебного департамента во Владимирской области заключен договор социального найма ### вышеуказанной квартиры (л.д.9-10).

Согласно справке ТСЖ «Сосновый бор» Орлов Д.В. зарегистрирован проживающим в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Иных зарегистрированных лиц по данному адресу не указано (л.д.15).

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах собственности Орлова Д.В. на недвижимое имущество (л.д.20).

Справкой МУП г.Владимира «Владимирское центральное агентство недвижимости» области подтверждено, что ранее Орлов Д.В. не принимал участия в приватизации жилищного фонда (л.д.37).

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

ДД.ММ.ГГГГ Орлов Д.В. обращался в УСД во Владимирской области с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры (л.д. 34).

Письмом начальника УСД во Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ Орлову Д.В. возвращены документы, предоставленные для разрешения вопроса о приватизации занимаемого помещения (л.д.35). Также для сведения направлен ответ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросу передачи права собственности на жилое помещение (л.д.36). В данном ответе со ссылкой на постановление Правительства РФ от 21.03.2008г. № 192 указано, что приобретаемые управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах РФ жилые помещения остаются на балансе управлений с правом оперативного управления до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ.

До настоящего времени какого-либо правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность, не принято. Вместе с тем, отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса само по себе не может являться препятствием для реализации истцом своего права в получении в собственность занимаемого жилого помещения.

На основании вышеизложенного, учитывая, что Орлову Д.В. предоставлена квартира, относящаяся к государственному жилищному фонду, в данной квартире он проживает один на условиях договора социального найма жилого помещения, ранее участия в приватизации жилищного фонда не принимал, суд приходит к выводу, что исковые требования Орлова Д.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Орлова Д.В. удовлетворить.

Признать за Орловым Д.В. право собственности на <...> в г. Владимире.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В.Горячева

Мотивированное решение изготовлено 01.04.2011г.

Председательствующий судья А.В.Горячева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200