2-962/2011 (о взыскании денежной компенсации)



Дело № 2-962/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» марта 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Панине И.В.,

с участием прокурора Потаповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора в интересах Пучинина А.В. к Государственному учреждению «Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о взыскании денежной компенсации,

у с т а н о в и л:

Ковровский городской прокурор обратился в суд в интересах Пучинина А.В. к Государственному учреждению «Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о взыскании денежной компенсации, указывая в обоснование, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. проходил стационарное лечение в ГУЗ ВО «Научно - практический центр специализированных видов медицинской помощи» в связи с полученной травмой позвоночника. По итогам лечения специалистами указанного медицинского учреждения Пучинину А.В. рекомендована фиксация поясничного отдела позвоночника в корсете. ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В обратился в филиал - бюро ### ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области» с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью определения группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации. На комиссию Пучинин А.В. предоставил направление на медико-социальную экспертизу, в п. 34 которого технические средства, для проведения мероприятий по медицинской реабилитации, не указаны, а также справку из ОГУЗ «Владимирская областная клиническая больница» исходя из которой последний в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в указанном учреждении на обследовании и ему была рекомендована ортопедическая обувь. ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. освидетельствован филиалом - бюро ### ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области» и ему была установлена 1 группа инвалидности бессрочно и разработана индивидуальная программа реабилитации ###, в которой указаны следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная с рычажным приводом и ортопедическая обувь. ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. вновь обратился в филиал - бюро ### ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области» с заявлением о разработке новой индивидуальной программы реабилитации. К заявлению Пучинин А.В. приложил направление на медико-социальную экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ, где в п. 34 ему рекомендованы мероприятия по медицинской реабилитации в виде технических средств ортеза, корсета пояснично-крестцового, трости и катерор; заключение ФГУП «Владимирское протезно-ортопедическое предприятие», где указана нуждаемость в ортопедической обуви, аппаратах на всю ногу, корсетов фиксирующих и трости; копия выписки из истории болезни ### ГКБ ### <...> от ДД.ММ.ГГГГ, где Пучинину А.В. рекомендовано ношение поясничного корсета и индивидуальная программа реабилитации ### от ДД.ММ.ГГГГ По итогам обследования Пучинину А.В. разработана индивидуальная программа реабилитации ### от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указаны все технические средства реабилитации рекомендованные ему в направлении от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. приобрел в ООО «<...>» корсетный пояс полужесткий на сумму 3345 рублей, что подтверждается кассовым и товарным чеками. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ «Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с заявлением о выплате ему компенсации за приобретенный корсетный пояс. ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выплате компенсации за самостоятельно приобретенный корсет по причине того, что корсет не был предусмотрен индивидуальной программой реабилитации ### от ДД.ММ.ГГГГ, а действие ИПР ###, в которую включен корсет, начиналось с ДД.ММ.ГГГГ Просит взыскать с ГУ «Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» в пользу инвалида 1 группы Пучинина А.В. денежную компенсацию за самостоятельно приобретенный корсет в сумме 3345 рублей.

Представитель Государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по доверенности Кудрявцева Е.В. с иском не согласилась, пояснив, что в соответствии с п. 2. Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Во исполнение данных Правил утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). В период ДД.ММ.ГГГГ Пучинину А.В. учреждением МСЭ были выданы две индивидуальные программы реабилитации. Первая индивидуальная программа реабилитации действовала с ДД.ММ.ГГГГ, вторая индивидуальная программа реабилитации действует с ДД.ММ.ГГГГ Фиксирующий корсет предусмотрен в качестве технического средства реабилитации только во второй индивидуальной программе реабилитации. Пучинин А.В. обратился в отделение Фонда с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выплате компенсации за приобретенный корсет, приложив индивидуальную программу реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ и документы, подтверждающие расходы. Однако отделением Фонда в выплате компенсации за самостоятельно приобретенный корсет было отказано, поскольку в соответствии с Правилами компенсация выплачивается инвалиду за приобретенное им техническое средство реабилитации в том случае, если оно предусмотрено действующей программой реабилитации. Действие индивидуальной программы реабилитации Пучинина А.В. начиналось с ДД.ММ.ГГГГ, а корсет был приобретен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до оформления ему индивидуальной программы реабилитации. Согласно заявлению Пучинина А.В. об обеспечении его техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитацией от ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано направление ### от ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «<...>» Министерства здравоохранения и социального развития РФ для изготовления двух фиксирующих корсетов, один из которых был им получен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом сдачи-приемки работ получателем ### от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, отделением Фонда исполнена обязанность по обеспечению Пучинина А.В. соответствующим техническим средством реабилитации. Считает, что у отделения Фонда отсутствуют законные основания для компенсации истцу стоимости приобретенного им ДД.ММ.ГГГГ корсета, поскольку единственным основанием для принятия отделением Фонда решения о выплате компенсации является индивидуальная программа реабилитации, выданная учреждением МСЭ. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - Федерального медико-биологического агентства ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области по доверенности Адаменко В.В. в суде показала, что основным механизмом осуществления всех реабилитационных мероприятий, установленных государством, является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», а также приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 г. № 906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» разработка и корректировка индивидуальных программ реабилитации инвалидов является функцией исключительно федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Согласно п. 1 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка инвалида) осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. П. 24 Правил признания лица инвалидом предусматривает, что медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). В соответствии с п. 34 Правил гражданину, признанному инвалидом, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида. При этом, п. 7 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) предусматривает, что разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами филиалов-бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину. В процессе проведения медико-социальной экспертизы филиалы-бюро федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы устанавливают потребность в мерах реабилитации при наличии показаний, в том числе в технических средствах реабилитации согласно «Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Определение показаний или противопоказаний в обеспечении инвалида конкретными техническими средствами реабилитации осуществляется в процессе проведения медико-социальной экспертизы на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и является исключительной компетенцией федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. По показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. С целью выявления нуждаемости инвалида в корсете специалисты филиала-бюро проводят совокупный анализ клинико-функциональных данных о тяжести заболевания и степени выраженности нарушения функции организма, а так же таких социальных факторов как, социально-бытовая адаптация, социально-средовая реабилитация. С учетом отсутствия рекомендаций на обеспечение техническими средствами реабилитации - корсетом в направлении на медико-социальную экспертизу Пучинину А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом отсутствия показаний для обеспечения вышеуказанным техническим средством реабилитации, специалистами филиала-бюро ### Учреждения была сформирована программа реабилитации инвалида, в которой такой вид мероприятий медицинской реабилитации как обеспечение корсетом, рекомендован не был. В дальнейшем, в связи с повторным обращением Пучинина А.В. в Учреждение с целью внесения изменений в его ИПР, с учетом рекомендаций указанных в направлении на медико-социальную экспертизу Пучинину А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом показаний для обеспечения таким техническим средством реабилитации, как корсет, специалистами филиала ### Учреждения была сформирована программа реабилитации инвалида, в которой был указан такой вид мероприятий медицинской реабилитации, как обеспечение корсетом. Медико-социальная экспертиза в Учреждении с целью разработки ИПР инвалида (ребенка-инвалида), в части определения нуждаемости в ТСР осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Требование прокурора об обеспечения инвалидов такими ТСР, как корсеты, не входит в компетенцию Учреждения. В качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР в ИПР Пучинина А.В. выданной ДД.ММ.ГГГГ указано ГУ «Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ». Считает, что у ГУ Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ отсутствуют основания для выплаты Пучинину А.В. компенсации за самостоятельно приобретенный корсет, так как корсет был приобретен истцом до формирования ему ИПР в ДД.ММ.ГГГГ и требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основным механизмом осуществления всех реабилитационных мероприятий, установленных государством, является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности

В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», а также приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 г. № 906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» разработка и корректировка индивидуальных программ реабилитации инвалидов является функцией исключительно федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.06.2008 г. № 379н утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Согласно п. 1 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка инвалида), разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала.

Пунктом 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

В соответствии с п. 34 Правил гражданину, признанному инвалидом, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида.

При этом, п. 7 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) предусматривает, что разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами филиалов-бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

В процессе проведения медико-социальной экспертизы филиалы-бюро федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы устанавливают потребность в мерах реабилитации при наличии показаний, в том числе в технических средствах реабилитации (ТСР) согласно «Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденного распоряжением Правительства РФ 30.12.2005 г. № 2347-р, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Определение показаний или противопоказаний в обеспечении инвалида конкретными техническими средствами реабилитации осуществляется в процессе проведения медико-социальной экспертизы на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и является исключительной компетенцией федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. По показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. С целью выявления нуждаемости инвалида в корсете специалисты филиала-бюро проводят совокупный анализ клинико-функциональных данных о тяжести заболевания и степени выраженности нарушения функции организма, а так же таких социальных факторов как, социально-бытовая адаптация, социально-средовая реабилитация.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В соответствии с п. 2. Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В обратился в филиал - бюро ### ФГУ «Главное бюро медико - социальной экспертизы по Владимирской области» с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью определения группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации.

ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. освидетельствован филиалом - бюро ### ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области» и ему была установлена 1 группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой ### от ДД.ММ.ГГГГ

Также учреждением МСЭ Пучинину А.В. была разработана индивидуальная программа реабилитации ### (акт освидетельствования ### от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ, в которой указаны технические средства реабилитации: кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная с рычажным приводом и ортопедическая обувь.

Данное решение бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях указанных в индивидуальной программе реабилитации не обжаловалось.

ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. приобрел в ООО «<...>» корсетный пояс полужесткий за 3345 рублей, что подтверждается кассовым и товарным чеками.

ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. вновь обратился в филиал - бюро ### ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области» с заявлением о разработке новой индивидуальной программы реабилитации.

МСЭ по итогам обследования Пучинина А.В. разработана вторая индивидуальная программа реабилитации ### от ДД.ММ.ГГГГ (акт освидетельствования ### от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ, в которой указаны технические средства реабилитации: ортопедическая обувь зимняя, летняя, аппараты на всю ногу, корсеты фиксирующие, трость 4-х опорная – 2 шт., катеторы.

ДД.ММ.ГГГГ Пучинин А.В. обратился в ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате ему компенсации за приобретенный ДД.ММ.ГГГГ корсетный пояс.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ отказал в выплате компенсации за самостоятельно приобретенный корсет по причине того, что корсет не был предусмотрен индивидуальной программой реабилитации ### от ДД.ММ.ГГГГ

С учетом вышеизложенного, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать, поскольку в соответствии с постановлением Правительства ### от ДД.ММ.ГГГГ компенсация выплачивается инвалиду за приобретенное им техническое средство реабилитации в том случае, если оно предусмотрено действующей программой реабилитации, а фиксирующий корсет предусмотрен в качестве технического средства реабилитации истцу только во второй индивидуальной программе реабилитации инвалида (карта ### к акту ### от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ, а корсет был приобретен Пучининым А.В. ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ответчик, отказывая истцу в выплате стоимости корсета, действовал в соответствии с положениями действующего законодательства. Кроме того, ответчик является государственным учреждением и обязан производить выплаты только в рамках действующего законодательства, следовательно, у него отсутствовали основания для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенный корсет.

Руководствуясь ст.ст.194, 195, 196, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ковровскго прокурора в интересах Пучинина А.В. к Государственному учреждению «Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о взыскании денежной компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Решение изготовлено 30.03.2011 г.

Судья Н.Н. Киселева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200