Дело № 2-195/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«18» февраля 2011 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,
при секретаре Панине И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданские дело по иску Марченко О.Ю. к администрации города Владимира о признании незаконным отказа в согласовании предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л:
Марченко О.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Владимира о признании незаконным отказа в согласовании предоставления земельного участка, указывая в обоснование, что в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в комиссию по землепользованию и застройке территории г. Владимира при администрации г. Владимира с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка под строительство здания шиномонтажа по <...> в районе <...>. Управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира письмом от ДД.ММ.ГГГГ прислал ей выписку из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке территории г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, в соответствии с которой ей было отказано в предоставлении спорного земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций. Она получила согласования в предоставлении спорного земельного участка под строительство здания шиномонтажа в Тресте «Владимиргоргаз» ОАО «Владимироблгаз» и во Владимирском филиале ОАО «ЦетрТелеком». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира сообщило, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### ей вновь отказано в предоставлении спорного земельного участка в связи с наличием строений на участке. Однако, в соответствии с планом-справкой к земельному участку, расположенному по адресу: <...>, выданным ДД.ММ.ГГГГ ООО «<...>» в границах спорного земельного участка объекты недвижимости (строения) отсутствуют. Считает, что комиссия по землепользованию и застройке территории г. Владимира при администрации г. Владимира незаконно отказала ей в согласовании предоставления спорного земельного участка, поскольку на данном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости (сооружения). Считает, что при принятии решения комиссия не располагала доказательствами нахождения объектов на спорном земельном участке. Просит восстановить пропущенный срок для обжалования отказа, признать незаконным отказ администрации г. Владимира в согласовании предоставления в аренду земельного участка под строительство здания шиномонтажа по <...> в районе <...> обязать администрацию г. Владимира согласовать предоставление в аренду земельного участка под строительство здания шиномонтажа.
В суде представитель истца по нотариально заверенной доверенности Кузнецов А.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика – администрации города Владимира и третьего лица – Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира – по доверенностям Сафронова С.А. заявленные требования считает необоснованными, пояснив, что решение об отказе в выделении земельного участка под строительство здания шиномонтажа по <...>, в районе <...>, в связи с наличием строений на участке принято на заседании комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 3.3. Положения о комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира от 24.06.2005 г. № 227 «О создании комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира» к полномочиям комиссии относится рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам предоставления прав на земельные участки для строительства (размещения) объектов на территории города Владимира с определением порядка предоставления участков. Считает, что заявитель ошибочно полагает, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо строения. Актом проверки (обследования) земельного участка муниципальной земельной инспекции управления земельными ресурсами города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается наличие строений и временных сооружений на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, в районе <...>. Кроме того, поскольку на истребуемом земельном участке расположены строения, принадлежность которых не выяснена, границы и размер свободного земельного участка могут быть определены только после выполнения проекта межевания в составе проекта планировки квартала. До настоящего времени у Марченко О.Ю. право на спорный земельный участок не возникло, спорный земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не определены его границы, т.е. нет объекта государственной регистрации права. Считает, что неоднократное и неправомерное обращение в суд представителя Марченко О.Ю. - Кузнецова А.А., имеющего юридическое образование, не является уважительной причиной пропуска трехмесячного срока обращения в суд с данным заявлением. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо - Управление земельными ресурсами города Владимира просит дело рассмотреть без участия их представителя. Из представленного отзыва следует, что в соответствии с «Положением о комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира» к полномочиям Комиссии по землепользованию и застройке относится и рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам предоставления прав на земельные участки для строительства (размещения) объектов на территории города Владимира с определением порядка предоставления участков. Марченко О.Ю. на ее заявление о предоставлении земельного участка для строительства шиномонтажа был дан ответ о невозможности предоставления данного участка в связи с наличием на нем строений и временных сооружений. Данный факт подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, который полностью соответствует действующему законодательству и подготовлен в соответствии с «Положением о муниципальной земельной инспекции города Владимира». В частности, в соответствии с главой 3 данного Положения, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль (специалисты муниципальной земельной инспекции), имеют право организовывать и проводить в соответствии с действующим законодательством проверки по соблюдению субъектами земельных отношений установленных законом правил использования земельных участков, а также обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде организаций независимо от форм собственности в границах муниципального образования город Владимир, и составлять акты проверок (обследований) земельных участков по соблюдению земельного законодательства и установленных правовыми актами правил использования земельных участков, а также выдавать предписания на устранение выявленных нарушений землепользования. В данном случае муниципальный земельный контроль был осуществлен на основании заявления Управления архитектуры и строительства города Владимира. Таким образом, в виду того, что истребуемый земельный участок не свободен и на нем имеются строения и сооружения, он не может быть предоставлен Марченко О.Ю. для строительства шиномонтажа в соответствии с действующим земельным законодательством РФ. Считают, что заявленные Марченко О.Ю. требования удовлетворению не подлежат.
Третье лицо – Владимирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» просит дело рассмотреть без участия их представителя, принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо – администрация Ленинского района г. Владимира просит дело рассмотреть без участия их представителя, принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что представитель Марченко О.Ю. - Кузнецов А.А. обратился в комиссию по землепользованию и застройке территории г. Владимира при администрации г. Владимира с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство здания шиномонтажа, расположенного по адресу: <...> в районе <...>.
В соответствии с пунктом 9 протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, Марченко О.Ю. отказано в выделении земельного участка под строительство здания шиномонтажа по <...> в районе <...> связи с наличием строений на участке.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов в порядке, установленном указанной статьей.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом. При этом должны приниматься во внимание обеспеченность таких земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с «Положением о комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира», утвержденному Постановлением главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, полномочием Комиссии по землепользованию и застройке является и рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам предоставления прав на земельные участки для строительства (размещения) объектов на территории города Владимира с определением порядка предоставления участков.
Решением Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждено Положение по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности на территории муниципального образования город Владимир.
Пункт 2.1. Положения определяет порядок участия и взаимодействия управления архитектуры и строительства администрации города Владимира, управления земельными ресурсами города Владимира и иных организаций при предоставлении земельных участков для строительства на территории муниципального образования город Владимир.
Согласно п. 4.1. Положения по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности на территории муниципального образования город Владимир, комиссия по землепользованию и застройке территории города Владимира осуществляет свою деятельность в форме заседаний.
В соответствии с п. 1.2 Положения о комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира, утвержденному постановлением главы города Владимира от 24.06.2005 № 227 «О создании комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира», комиссия является постоянно действующим органом при главе города Владимира.
В соответствии с п. 3.3. данного положения, к полномочиям комиссии относится рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам предоставления прав на земельные участки для строительства (размещения) объектов на территории города Владимира с определением порядка предоставления участков.
Пунктом 4.3. Положения определено, что комиссия по землепользованию и застройке территории города Владимира в двухнедельный срок принимает решение о возможности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта или об отказе в таком предоставлении.
Оценивая наличие полномочий комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно 29, 30 ЗК РФ, принятие решения по землепользованию и застройке территории города Владимира осуществляется комиссией по землепользованию и застройке при администрации города Владимира на основании заявлений граждан.
Следовательно, комиссия по землепользованию и застройке территории города Владимира при администрации города Владимира имеет полномочия по принятию решения о возможности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта или об отказе в таком предоставлении.
Суд приходит к выводу о том, что решение комиссии по землепользованию и застройке территории города Владимира при администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### (в том числе и пункт п. 9) было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Решения органов местного самоуправления могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Оспариваемый пункт 9 содержится в решении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ###, выписка из которого была направлена представителю Марченко О.Ю. – Кузнецову А.А. письмом от ДД.ММ.ГГГГ ###.
С заявлением в суд Марченко О.Ю. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском срока установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ. Первоначальное обращение в суд Марченко О.Ю. было ДД.ММ.ГГГГ, т.е. также с нарушением срока на обжалование.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Таким образом, проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Установлено, что в настоящее время утвержденная градостроительная документация - проект планировки территории в районе <...> отсутствует.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что согласно акту Управления земельными ресурсами города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ на спорном земельном участке расположены строения.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий комиссии по землепользованию и застройке при администрации города Владимира и права Марченко О.Ю. не были нарушены.
В связи с этим, требование Марченко О.Ю. об обязании администрации г. Владимира согласовать предоставление ей в аренду земельного участка под строительство здания шиномонтажа по <...> в районе <...> являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Марченко О.Ю. к администрации города Владимира о признании незаконным отказа в согласовании предоставления земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней.
Председательствующий судья Н.Н. Киселева
Решение изготовлено 24.02.2010 г.
Судья Н.Н. Киселева