2-309/2011 (об обязании обеспечить путевой на санаторно - курортное лечение)



Дело №2-309/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Осиповой Н.И.

при секретаре Курылевой Т.Н.

с участием истца Русаковой Г.П.

представителя ответчика Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Кашенковой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русаковой Г.П. к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, обязании выделить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Русакова Г.П. обратилась с иском к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ВРО ФСС), в котором, с учетом уточнений, просит о признании действий Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившихся в неисполнении и грубом нарушении Федерального закона №178 от 17 июля 1999 года, п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, ст.4 Федерального закона «Об основах социального страхования» незаконным, обязать Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ей путевку на санаторно–курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ на основании медицинской справки за ДД.ММ.ГГГГ или выдать компенсацию для приобретения путевки, выплатить ### руб. компенсацию морального вреда, взыскать государственную пошлину 200 руб.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей, как инвалиду 3 группы, МУЗ Клиническая больница ПО «Автоприбор» и «Точмаш» была выдана справка для получения путевки ###. В ДД.ММ.ГГГГ перенесла онкооперацию. Путевки ответчик выделял 5 раз: ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ путевку не выделили, поэтому обратилась с иском в суд. От получения набора социальных услуг никогда не отказывалась. До ДД.ММ.ГГГГ льготами не пользовалась, так как был парализован отец–инвалид 1 группы. Действия ответчика считает незаконными, так как законом очередность предоставления путевок не предусмотрена.

Представитель ответчика иск не признал, поскольку путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду. Обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. Филиал №7 отделения Фонда принимает заявления на санаторно-курортное лечение от льготной категории граждан, проживающих в г. Владимире, г. Суздале, ЗАТО Радужный, г. Юрьев-Польский, и формирует очередь по дате подачи заявления. Заявление на выделение санаторно-курортной путевки было подано Русаковой Г.П. в филиал №7 отделения Фонда ДД.ММ.ГГГГ Письмом отделения Фонда истцу было разъяснено, что заявление о выделении путевки будет рассмотрено в порядке очереди. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь -3775 (с учетом уже выданных путевок) и в связи с недостаточным количеством путевок выделить ей путевку в ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Истцу было разъяснено, что с ДД.ММ.ГГГГ средства из федерального бюджета выделяются пропорционально числу льготников, не отказавшихся от права получения набора социальных услуг. Отделение Фонда не отказывало ей в предоставлении путевки на санаторно-куротное лечение. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь истца была ### (в филиале №7) с учетом даты постановки ее на очередь ДД.ММ.ГГГГ Если бы она обратилась с заявлением в ДД.ММ.ГГГГ, то успела бы в ДД.ММ.ГГГГ путевку получить. Очередь в филиале №7 ведется по дате подачи заявления в электронном виде. Специалист филиала отделения Фонда, принимавший заявление Русаковой Г.П. на санаторно-курортное лечение, устно сообщил ей о существующей очереди и примерном сроке получения путевки - ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель 3 лица МУЗ Клиническая больница ПО «Автоприбор» и «Точмаш» в судебное заседание не явился. Ранее пояснил, что Русаковой Г.П. была выдана справка ### от ДД.ММ.ГГГГ для получения санаторно-курортного лечения. Указанная справка была выдана на основании осмотра больной, объективных данных, медицинской документации и методических рекомендаций-показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утвержденных МЗ РФ 22.12.1999 г., а также в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 22.10.2004 г.№256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец является инвалидом 3 группы, группа установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии ###, выданной ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Русакова Г.П. обратилась в Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки, которая ей в ДД.ММ.ГГГГ не была предоставлена, на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортное учреждение по профилю заболевания, приложив справку для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ ###,

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Согласно ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с положениями статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, гражданам, в том числе Русаковой Г.П., имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Принимая во внимание, что в ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований.

Истец указывает, то ответчик грубо нарушил положения ст.7 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

По мнению истца действия ответчика являются незаконными, выразились в неисполнении и грубом нарушении ст.7 Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О государственной социальной помощи», ст.4 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования», в которой говорится об основных принципах осуществления обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Анализ приведенных выше правовых обоснований, действий Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации позволяют суду сделать вывод о том, что ответчик при рассмотрении заявления Русаковой Г.П. действовал в рамках предоставленных ему полномочий. На протяжении 5 лет истцу выделялись санаторно-курортные путевки.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### отделением Фонда истцу было разъяснено, что заявление о выделении путевки будет рассмотрено в порядке очереди, по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ ее очередь - ### (с учетом уже выданных путевок), в связи с недостаточным количеством путевок выделить ей путевку в ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Также было разъяснено, что санаторно-курортные путевки для льготных категорий граждан приобретаются за счет средств федерального бюджета.

Путевка на санаторно-курортное лечение была представлена истцу в «Санаторий «Заклязьменский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Количество путевок, выданных льготникам Владимирской области составило, в ДД.ММ.ГГГГ. -### путевок, в ДД.ММ.ГГГГ - ### путевок, в ДД.ММ.ГГГГ ### путевки, в ДД.ММ.ГГГГ.- ### путевки, в ДД.ММ.ГГГГ. -### путевок, в ДД.ММ.ГГГГ - ### путевки. На ДД.ММ.ГГГГ ответчику выделены ассигнования на приобретение ### путевок, уже выдано ### путевки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ожидают получения путевки ### человека (с учетом уже выданных путевок), из них заявления подали в ДД.ММ.ГГГГ ### человек, что подтверждается справкой ГУ ВРО ФСС.

Из переписки ответчика и Фонда социального страхования Российской Федерации следует, что Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обращалось с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на ### по ЦСР 505 03 01/01 «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан» в сумме ###,8 тыс. руб. на ### путевок, указав в обоснование, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уже выданных путевок на февраль-май) ожидает получение путевок ### человек (вместе с сопровождающими для детей-инвалидов). С учетом выдачи ранее приобретенных путевок на ДД.ММ.ГГГГ в очереди остается ### человек, из них подали заявления на получение путевки до ДД.ММ.ГГГГ ### человека.

В ДД.ММ.ГГГГ истец была поставлена на очередь на получение путевки согласно дате подачи заявления-ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит п. 3.8. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", согласно которому исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.

То обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ было ненадлежащее финансирование, не может служить основанием для признания действий ответчика незаконными. Получая путевки на протяжении ДД.ММ.ГГГГ истец должна была проявить предусмотрительность, поскольку ей достоверно было известно, что на получение путевки ведется очередь согласно дате подачи заявления.

Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной год предусмотрено, что путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете Фонда социального страхования РФ» на соответствующий год. Фонд социального страхования Российской Федерации рассчитывается с санаторно -курортными учреждениями, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, только теми средствами федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации. Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета.

При изложенных обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Русаковой Г.П. в удовлетворении исковых требований о признании действий Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившихся в неисполнении и грубом нарушении Федерального закона №178 от 17 июля 1999 года, п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, ст.4 Федерального закона «Об основах социального страхования» незаконными, обязать Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ на основании медицинской справки за ДД.ММ.ГГГГ или выдать компенсацию для приобретения путевки, выплатить ### руб. компенсацию морального вреда, взыскать государственную пошлину 200 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.И. Осипова

Решение принято в окончательной форме 30 марта 2011 года.

Председательствующий судья Н.И. Осипова