Дело № 2-701/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «08» апреля 2011 г. г. Владимир Октябрьский районный суд г. Владимира в составе: председательствующего судьи при секретаре Якушева П.А., Мухиной Е.В., с участием: истца Куликова Ю.Е., представителя ответчика – Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» – Болтушкиной А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком на один год, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области – Бочиной Н.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куликова Ю.Е. к Государственному учреждению «Центр занятости населения города Владимира» о признании незаконными действий Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» по применению части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части назначения Куликову Ю.Е. пособий как индивидуальному предпринимателю, прекратившему свою деятельность, обязании установить пособие в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и обязании Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» внести соответствующую запись о периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку Куликова Ю.Е., включив указанный период в трудовой стаж, У С Т А Н О В И Л: Куликов Ю.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению «Центр занятости населения города Владимира» (далее также – ГУ «ЦЗН г. Владимира»), в котором (с учетом уточнений) просил: признать незаконными действия ГУ «ЦЗН г. Владимира» по применению части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части назначения Куликову Ю.Е. пособий как индивидуальному предпринимателю, прекратившему свою деятельность, обязать установить пособие в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и обязать ГУ «ЦЗН г. Владимира» внести соответствующую запись о периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку Куликова Ю.Е., включив указанный период в трудовой стаж. В обоснование требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, за время предпринимательской деятельности уплатил налоги на общую сумму более 1,5 млн. руб. ДД.ММ.ГГГГ истец прекратил предпринимательскую деятельность, а ДД.ММ.ГГГГ в ГУ «ЦЗН г. Владимира» признан в установленном порядке безработным. При постановке на учет в качестве безработного истцу не зачли предпринимательский стаж и назначили пособие в размере 850 руб. в месяц с разъяснением о предоставлении впоследствии ему любой работы, в том числе низкооплачиваемой и неквалифицированной. Истец полагает, что ему неправомерно установили пособие как индивидуальному предпринимателю, прекратившему свою деятельность, на основании части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». По его мнению, ему должно быть назначено пособие на основании части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Полагает, что к его ситуации применению подлежит Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9», которым признаны взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 39 (часть 1) и 55 (часть 3). По мнению истца, он неправомерно поставлен в неравное положение по сравнению с гражданами, уволенными из организаций, размер пособия по безработице которым устанавливается в процентном отношении к среднему заработку. Также считает, что ГУ «ЦЗН г. Владимира» должно внести запись о работе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку истца и включить данный период в трудовой стаж. В судебном заседании истец поддержал исковое заявление по изложенным основаниям. Представитель ответчика иск не признала. В обоснование возражений указала, что Куликов Ю.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ «ЦЗН г. Владимира» для регистрации в качестве безработного, предъявив, помимо документов, предусмотренных законодательством о занятости, Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ Периодов работы по трудовому договору после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Куликов Ю.Е. не имел. Согласно предъявленной им трудовой книжки в последний раз он работал в ООО ЛТД «<...>», откуда был уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, пособие по безработице назначается в размере минимальной величины, установленной законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» минимальная величина пособия по безработице была установлена в размере 850 рублей в месяц. В соответствии с указанными нормами Куликову Ю.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было назначено пособие по безработице в размере 850 руб. в месяц. ГУ «ЦЗН г. Владимира» не является органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации, и не уполномочен на подсчет трудового (страхового) стажа. Также ГУ «ЦЗН г. Владимира» в трудовых отношениях с истцом не состоит, работодателем для истца не является, поэтому не имеет правовых оснований для внесения записи в трудовую книжку Куликова Ю.Е. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области – возражала относительно удовлетворения требований Куликова Ю.Е. по тем же основаниям, которые были приведены представителем ответчика. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Ленинского района г. Владимира и Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира, - извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей и направлении копий решения суда. С учетом мнения присутствующих лиц, участвующих в деле, полагавших возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей администрации Ленинского района г. Владимира и Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Куликов Ю.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ Куликов Ю.Е. обратился в ГУ «ЦЗН г. Владимира» для регистрации в качестве безработного, предъявив, помимо документов, предусмотренных законодательством о занятости, Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ серии ###. Приказом директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» от ДД.ММ.ГГГГ ### Куликов Ю.Е. был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ Согласно предъявленной истцом трудовой книжке серии ### на момент обращения в ГУ «ЦЗН г. Владимира» последним местом работы было указано ООО ЛТД «<...>», откуда истец был уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. Затем истец занимался индивидуальной предпринимательской деятельностью. Периодов работы по трудовому договору после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Куликов Ю.Е. на момент обращения в ГУ «ЦЗН г. Владимира» не имел. Согласно п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пунктом 2 указанной статьи установлено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице. Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, учитывая при этом, что данная мера социальной поддержки исходя из ее целевого назначения, состоящего в предоставлении безработным временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее, направлена прежде всего на поддержку тех граждан, которые лишились работы в силу объективных обстоятельств. При этом закрепленная названным Законом (статьи 30 - 35) дифференциация условий, сроков и продолжительности выплаты пособия по безработице и его размеров основана на таких объективных критериях, как основание увольнения с последнего места работы, продолжительность перерыва в трудовой деятельности, отсутствие предшествующей трудовой деятельности, проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, наличие у граждан, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно, а также необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Такая дифференциация, учитывающая, кроме того, различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, сама по себе не может, вопреки утверждению истца, расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства или ограничивающая право на защиту от безработицы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2006 № 559-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Насуленко Г.И. на нарушение его конституционных прав положением пункта 22 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения»). Поскольку Куликов Ю.Е. по состоянию на момент обращения в ГУ «ЦЗН г. Владимира» ДД.ММ.ГГГГ являлся лицом, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и периодов работы по трудовому договору после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не имел, то в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице ему было установлено в минимальном размере. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» минимальная величина пособия по безработице была установлена в размере 850 рублей в месяц. В соответствии с указанными нормами приказом директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» от ДД.ММ.ГГГГ ### Куликову Ю.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было обоснованно назначено пособие по безработице в размере 850 руб. в месяц. Ссылку истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 № 15-П суд признает неприменимой к настоящему делу, поскольку в указанном Постановлении рассматривался вопрос о конституционности дифференциации правил определения размера пособия по безработице в зависимости от того, с организацией или индивидуальным предпринимателем работник состоял в трудовых отношениях до своего увольнения, при том что иные установленные законом условия, такие как основание увольнения, продолжительность оплачиваемой работы до увольнения, размер среднемесячного заработка и др., в равной мере соблюдены. Материалами дела подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что у истца отсутствует задолженность по уплате налогов и сборов, связанных с его предпринимательской деятельностью. Однако данное обстоятельство само по себе не является основанием для назначения пособия в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». По изложенным основаниям требования Куликова Ю.Е. о признании незаконными действий ГУ «ЦЗН г. Владимира» по применению части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части назначения Куликову Ю.Е. пособий как индивидуальному предпринимателю, прекратившему свою деятельность, и обязании установить пособие в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» удовлетворению не подлежат. Что касается требования обязать ГУ «ЦЗН г. Владимира» внести соответствующую запись о периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку Куликова Ю.Е. и включить указанный период в трудовой стаж, суд приходит к следующему. Согласно п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225, работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной. Пунктом 21 указанных Правил установлено, что в трудовую книжку по месту работы также вносится с указанием соответствующих документов запись: о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также о времени службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах; о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров. ГУ «ЦЗН г. Владимира» не является работодателем для Куликова Ю.Е. Законодательством на ГУ «ЦЗН г. Владимира» не возложена обязанность внесения записей в трудовые книжки лиц, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением. Поскольку ГУ «ЦЗН г. Владимира» в трудовых отношениях с истцом не состоит, работодателем для истца не является, отсутствуют правовые основания для обязания ГУ «ЦЗН г. Владимира» внести соответствующую запись о периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку Куликова Ю.Е. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, определены Федеральным закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ГУ «ЦЗН г. Владимира» не является органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации, и не уполномочен на подсчет трудового (страхового) стажа. Судом предлагалось истцу заменить по данному требованию ненадлежащего ответчика на надлежащего: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области. Однако истец не согласился на замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Согласно ч. 2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Поэтому требование об обязании ГУ «ЦЗН г. Владимира» включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж истца удовлетворению не подлежит. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении искового заявления Куликова Ю.Е. к Государственному учреждению «Центр занятости населения города Владимира» о признании незаконными действий Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» по применению части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части назначения Куликову Ю.Е. пособий как индивидуальному предпринимателю, прекратившему свою деятельность, обязании установить пособие в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и обязании Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» внести соответствующую запись о периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку Куликова Ю.Е., включив указанный период в трудовой стаж, отказать. Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий судья Якушев П.А. Мотивированное решение изготовлено 13.04.2011 г. Председательствующий судья Якушев П.А.