Дело № 2 -1453/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «26» апреля 2011г. г.Владимир Октябрьский районный суд г.Владимира в составе : председательствующего судьи Горячевой А.В. при секретаре Сусловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановой Т.Н. к финансовому управлению администрации г.Владимира, третьим лицам администрации г.Владимира, комитету по молодежной политике администрации Владимирской области о взыскании убытков, У С Т А Н О В И Л: Иванова Т.Н. обратилась в суд с иском к финансовому управлению администрации г.Владимира, третьим лицам администрации г.Владимира, комитету по молодежной политике администрации Владимирской области о взыскании убытков за счет казны муниципального образования в сумме ###., расходов по оплате услуг представителя в размере ### руб. и в возмещение государственной пошлины сумму 4273 руб. 20 коп. В обоснование иска указано, что Иванова Т.Н. со своей семьей составом из двух человек являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В соответствии с постановлением главы ей было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму ### руб. При расчете субсидии со стороны должностных лиц администрации г.Владимира допущено нарушение действующего законодательства, а именно неправомерно учтена имеющаяся у них в собственности жилая площадь. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, учет уже имеющейся у молодой семьи жилой площади, принадлежащей членам семьи на праве собственности, при определении размера общей площади не производится. Следовательно, должностными лицами администрации г.Владимира неправомерно уменьшен размер субсидии на ### руб. Истец Иванова Т.Н. и ее представитель Рыбаков С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить. Представитель ответчика финансового управления администрации г.Владимира Тонконогов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что Управление является ненадлежащим ответчиком по спору, поскольку в правоотношениях по представлению молодой семье социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы не состояло. Администрация г.Владимира вступила в правоотношения с истцом, принимала решение о выплате денежных средств и перечисляла денежные средства на банковский счет истца и наделена полномочиями представлять интересы казны на основании положения об администрации г.Владимира. Просит в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица администрации г.Владимира в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В ранее представленном отзыве указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, так как при расчете размера социальной выплаты администрацией г.Владимира применена норма ч.7 ст. 57 ЖК РФ. В соответствии со ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из действующего кодекса, принятых в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ, применяются положения норм ЖК РФ. Согласно ст. 2 ЖК РФ предоставление субсидий для приобретения или строительства жилья является одной из форм обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище, равно как и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. В связи с этим при расчете размера субсидии на приобретение или строительство жилья и расчете размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, должны применяться единые правила. Поскольку ч.7 ст. 57 ЖК РФ установлено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, то по аналогии с данной нормой при определении размера субсидии на приобретение или строительство жилья также должна учитываться общая площадь находящегося у гражданина в собственности жилого помещения. Такой подход к расчету размера субсидии на приобретение или строительство жилья, которая определяется подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675, а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285. Такая социальная выплата отвечает смыслу ст. ст. 39, 40 Конституции РФ о предоставлении социальных гарантий гражданам с учетом нуждаемости в таких гарантиях. Истец получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты и реализовала его, тем самым согласилась с размером социальной выплаты. ЖК РФ, Подпрограмма и Правила не предусматривают процедуру взыскания недополученной социальной выплаты. Подпрограммой и п.2 Правил установлено, что единственным механизмом доведения социальной выплаты до молодой семьи является выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Выплата участникам подпрограммы наличных денежных сумм не допускается. Подпрограммой и п.8 Правил установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием данной социальной выплаты предоставляется молодой семье один раз. Просит в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица комитета по молодежной политике администрации г.Владимира в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Судом установлено, в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 –2010 годы постановлением главы г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Иванова Т.Н. с составом семьи 2 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.Н. и ее дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья серия ### на сумму ### руб. Указанная денежная сумма была получена Ивановой Т.Н., что подтверждается квитанцией серии ### от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.9 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках целевой федеральной программы «Жилье» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, в редакции действующей на момент принятия данного решения, субсидия предоставляется в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более. В силу п. 10 Правил расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 11 Правил определено, что размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет для семьи численностью 2 человека – 36 кв.м. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади в г.Владимире на момент предоставления субсидии определена в размере 19 100 руб. Исходя из вышеизложенного, расчет субсидии для семьи истца составом два человека должен производиться следующим образом: 19 100 (норматив стоимости 1 кв.м по муниципальному образованию) х 36 кв.м х 40 %= ###. Однако, истцу была предоставлена субсидия на приобретение жилья в сумме ### руб., в связи с тем, что при расчете размера предоставляемой субсидии была учтена жилая площадь, имеющаяся у ФИО5. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 приобрели жилое помещение, расположенное на втором этаже девятиэтажного кирпичного дома, находящегося по адресу: <...>, жилое помещение (на плане второго этажа ###), общей площадью 33,4 кв.м, в том числе жилой – 25, 8 в равных долях по ? доли каждая. Суд не может признать указанное решение правомерным, поскольку ни Правилами, ни другими нормативными актами учет уже имеющейся у молодой семьи жилой площади, принадлежащей членам этой семьи на праве собственности, при определении размера общей площади для определения размера выделяемой субсидии, не предусмотрен. Довод представителя администрации г.Владимира о необходимости применять единые правила при расчете размера субсидии на приобретение или строительство жилья и расчете размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.7 ст.57 ЖК РФ), является ошибочным и основан на неверном толковании закона. С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу ст.1069 ГК РФ денежная сумма в размере ### руб. подлежит взысканию с финансового управления администрации г.Владимира в пользу Ивановой Т.Н. за счет казны муниципального образования. Доводы представителя финансового управления администрации г.Владимира о том, что управление не является надлежащим ответчиком по делу, несостоятелен, т.к. в силу названной статьи вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны соответствующего муниципального образования. Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. При этом то обстоятельство, что администрация г.Владимира определена распорядителем средств субсидии на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и субсидии на реализацию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2004-2010 годы», не свидетельствует о возложении на нее обязанности выступать от имени казны муниципального образования. В соответствии с п.3.34 Положения о финансовом управлении администрации г.Владимира, утвержденного распоряжением главы города Владимира от 01.08.2006 № 721-р, от имени казны муниципального образования выступает указанное управление. При таких обстоятельствах, недополученная Ивановой Т.Н. в результате неправомерных действий должностных лиц администрации г.Владимира денежная сумма подлежит взысканию с финансового управления администрации г.Владимира за счет казны муниципального образования г.Владимира. В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В судебном заседании истец и представитель истца просили взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере ### руб. ДД.ММ.ГГГГ Иванова Т.Н. и ИП Рыбаков С.А. заключили договор ### об оказании юридической помощи. В соответствии с п.3.1. договора стоимость услуг составляет ### руб. Из материалов дела следует, что интересы истца Ивановой Т.Н. в суде представлял Рыбаков С.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом ФИО6 Рыбаков С.А. представлял интересы истца Ивановой Т.Н. при подготовке дела к судебному разбирательству ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Согласно представленной расписке Иванова Т.Н. уплатила ИП Рыбакову С.А. сумму в размере ### руб. по договору ### от ДД.ММ.ГГГГ Учитывая количество судебных заседании, отсутствие у истца юридического образования, исходя из принципа разумности, суд считает возможным взыскать с финансового управления администрации г.Владимира в пользу Ивановой Т.Н. расходы на оплату услуг представителя в размере ### руб. (### руб. – 1 судодень, ### руб. – представительство при подготовке дела к судебному разбирательству, ### руб. – консультация и составление искового заявления). Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ивановой Т.Н. удовлетворить частично. Взыскать с финансового управления администрации г.Владимира за счет казны муниципального образования в пользу Ивановой Т.Н. убытки в сумме ### рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме ### рублей. Возвратить Ивановой Т.Н. уплаченную в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2 606 (две тысячи шестьсот шесть) рублей 60 копеек с расчетного счета ### в ГРКЦ ГУ Банка России по Владимирской области <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней. Председательствующий судья А.В.Горячева Мотивированное решение изготовлено 03.05.2011г. Председательствующий судья А.В.Горячева