2-2049/2011 (об оспаривании Постановления главы администрации г. Владимира)



Дело № 2-2049/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» мая 2011 г. г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Якушева П.А.,

Мухиной Е.В.,

с участием:

заявителя Забродиной Т.И.,

заинтересованного лица Смирновой Л.А.,

представителя заинтересованного лица – администрации г. Владимира – Сысоева Д.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Забродиной Т.И. о признании незаконным постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 в части отказа в принятии Забродиной Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании администрации города Владимира принять Забродину Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Забродина Т.И. обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 в части отказа в принятии Забродиной Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании администрации города Владимира принять Забродину Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование заявитель указала, что является инвалидом 2 группы, участницей трудового фронта, вдовой ветерана Великой Отечественной войны и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» имеет право на обеспечение жильем за счет субвенций из федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как вдову ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с приложением необходимых документов.

Пунктом 9.3 постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от 09.04.2010 № 1103, от 19.11.2010 № 4288, от 14.03.2011 № 757» Забродиной Т.И. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как размер общей площади занимаемого жилого помещения (<...>, общей площадью 28,4 кв.м., в <...>) превышает установленный решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005 № 164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» размер учетной нормы 12 кв.м. и менее площади жилого помещения на одного члена семьи.

Заявитель полагает данный отказ незаконным, поскольку она не является собственником или членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, а пользуется данным жилым помещением на основании договора аренды.

Поскольку Забродина Т.И. не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, то она является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

В судебное заседании Забродина Т.И. заявление поддержали по изложенным основаниям.

Представитель администрации г. Владимира заявленные требования не признал. В обоснование возражений указал, что Забродина Т.И. проживает одна в <...>, общей площадью 28,4 кв.м., в <...>. Данная квартира принадлежит дочери Забродиной Т.И.Смирновой Л.А. То есть заявитель является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена жилой площадью, превышающей размер учетной нормы 12 кв.м. и менее площади жилого помещения на одного члена семьи.

Смирнова Л.А. требования Забродиной Т.И. поддержала в полном объеме по тем же основаниям, которые приводились заявителем.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетелей, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что Забродина Т.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как вдову ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с приложением необходимых документов.

Пунктом 9.3 постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от 09.04.2010 № 1103, от 19.11.2010 № 4288, от 14.03.2011 № 757» Забродиной Т.И. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как размер общей площади занимаемого жилого помещения (<...>, общей площадью 28,4 кв.м., в <...>) превышает установленный решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005 № 164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» размер учетной нормы 12 кв.м. и менее площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

Поскольку на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение и отношения, связанные с принятием граждан на учет, носят публичный характер, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая наличие полномочий органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно ч. 3 ст. 53 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пунктом 14 указанного Порядка установлено, что граждане считаются принятыми на учет со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования соответствующего решения жилищной комиссии.

Следовательно, глава г. Владимира имеет полномочия по принятию постановления по вопросу о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимися в жилых помещениях.

Суд приходит к выводу о том, что постановление главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от 09.04.2010 № 1103, от 19.11.2010 № 4288, от 14.03.2011 № 757» было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.

При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом установлено, что согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии с п. 6 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Закон Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии.

Согласно п. 12 указанного Порядка в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.

Заявление было подано Забродиной Т.И. ДД.ММ.ГГГГ

Решение жилищной комиссии при администрации г. Владимира об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий ФИО6 принято ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление главы г. Владимира № 195, пунктом 9.3 которого Забродиной Т.И. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок. В постановлении приведены мотивы, по которым Забродиной Т.И. отказано в принятии на учет.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения был соблюден.

Устанавливая, соответствует ли содержание оспариваемого пункта 9.3 постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Забродина Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### начальника отдела социальной защиты населения по Фрунзенскому району территориального управления социальной защиты населения по г. Владимиру департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области и не оспаривалось представителем администрации г. Владимира.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки инвалидов войны, в частности, относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» определено, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» из условий обеспечения ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны жильем исключено положение о том, что они должны были встать на учет до 01.03.2005 г.

Следовательно, для решения вопроса о постановке Забродиной Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях необходимо установить, является ли она нуждающейся в жилых помещениях. При этом не требуется признание её малоимущей.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Забродина Т.И. проживает в жилом доме по адресу: <...>, общей площадью 28,4 кв.м., что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом в паспорте заявителя.

Указанная квартира принадлежит на праве собственности дочери ФИО7Смирновой Л.А. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <...>.

В данном жилом помещении Забродина Т.И. проживает с ДД.ММ.ГГГГ Ранее проживала в жилом помещении по адресу: <...>.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно подпункту «а» пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Суд приходит к выводу о том, что Забродина Т.И. не является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, - Смирновой Л.А., исходя из следующей совокупности установленных обстоятельств:

- Смирнова Л.А. не проживает совместно с Забродиной Т.И., а пользуется другим жилым помещением: квартирой <...>;

- в материалы дела представлены договоры аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что Забродина Т.И. проживает в квартире по адресу: <...> не как член семьи Смирновой Л.А., а по иному основанию;

- в материалы дела представлена справка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Владимира Владимирской области, согласно которой общий размер пенсий, получаемых Забродиной Т.И., составляет 11 725 руб. 02 коп., что свидетельствует о возможности полностью обеспечивать свои потребности и вести самостоятельное хозяйство без чьей-либо финансовой помощи.

Из изложенного следует, что Забродина Т.И. не является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, - Смирновой Л.А.

В настоящее время жилых помещений на праве собственности Забродина Т.И. не имеет, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ. № ###, сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###.

Таким образом, Забродина Т.И. не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Следовательно, заявитель является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Согласно п. 23 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если:

- не представлены предусмотренные пунктом 9 данного Порядка все необходимые для принятия на учет документы;

- представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

- не истек срок, предусмотренный пунктом 5 данного Порядка.

Поскольку заявителем были представлены все документы, предусмотренные пунктом 9 указанного Порядка, которые подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и отсутствуют основания для применения пункта 5 Порядка к заявителю, у жилищной комиссии отсутствовали основания отказывать в принятии Забродиной Т.И. на учет.

Таким образом, на основании представленных Забродиной Т.И. документов в жилищную комиссию она должна была быть принят на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что пункт 9.3 постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от 09.04.2010 № 1103, от 19.11.2010 № 4288, от 14.03.2011 № 757» противоречит закону и нарушает право Забродиной Т.И. быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поэтому суд, признав незаконным пункт 9.3 постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от 09.04.2010 № 1103, от 19.11.2010 № 4288, от 14.03.2011 № 757», полагает необходимым обязать администрацию города Владимира принять Забродину Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании заявления о принятии на учет, поданного в администрацию г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Оспариваемый пункт содержится в постановлении главы г. Владимира от 15.04.2011 г. № 195. Заявление в суд Забродиной Т.И. подано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Забродиной Т.И. о признании незаконным постановления главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 в части отказа в принятии Забродиной Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании администрации города Владимира принять Забродину Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы г. Владимира от 15.04.2011 № 195 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от 09.04.2010 № 1103, от 19.11.2010 № 4288, от 14.03.2011 № 757» в части отказа в принятии Забродиной Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (пункт 9.3).

Обязать администрацию города Владимира принять Забродину Т.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья П.А. Якушев

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2011 г.

Председательствующий судья П.А. Якушев