Дело № 2-1326/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «06» июня 2011 года Октябрьский районный суд г. Владимира в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.Н., при секретаре Панине И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Таценко М.Ю. к администрации города Владимира, управлению земельными ресурсами города Владимира о признании незаконными бездействий при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, у с т а н о в и л: Таценко М.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Владимира, управлению земельными ресурсами города Владимира о признании незаконным бездействия при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, указывая в обоснование, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание сарая (тарного склада) с кадастровым ###, литер А общей полезной площадью 99 кв. м, расположенное по адресу: <...>, в соответствии с решением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, серия <...>. Данный объект недвижимости находится на земельном участке общей площадью 724 кв. м. с кадастровым номером ###, относящемся к землям населенных пунктов, предоставленным для строительства детского кафе, расположенном в границах кадастрового паспорта земельного участка. До ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок принадлежал ей на праве аренды, на основании решения комиссии по предоставлению земельных участков в г. Владимире, что подтверждается письмом Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, распоряжением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О предварительном согласовании места размещения детского кафе взамен сносимого тарного склада по <...>», и договором аренды земельного участка ###, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с администрацией г. Владимира. ДД.ММ.ГГГГ она в порядке ст. 36 ЗК РФ обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением по вопросу приобретения в собственность спорного земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Письмом Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### ей было сообщено, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370 для рассмотрения возможности отчуждения спорного земельного участка необходимо дополнительно представить документы, не предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Считает, что представленные ею в администрацию г. Владимира копии правоустанавливающих и иных документов на нежилое здание сарая (тарного склада), расположенное на спорном земельном участке, содержат всю необходимую информацию, подтверждающую приватизацию продавцом ООО «Всполье» (правопреемником МП «Всполье») данного объекта со ссылкой на письмо УМИ администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, а также решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, как правоустанавливающий документ в отношении права собственности на объект недвижимости. В связи с этим считает, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 11.11.2008 г. № 187-ОЗ, выкупная цена спорного земельного участка должна определяться в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости. Считает, что администрация г. Владимира незаконно в противоречии с нормативно-правовыми актами при рассмотрении вопроса о выкупе ею земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение месяца с момента обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ не направила ей договор купли-продажи спорного земельного участка. Бездействие нарушает требования действующего земельного законодательства и законодательства о приватизации, а также законные права и ее имущественные интересы, как собственника недвижимого имущества, создает препятствия к осуществлению в полном объеме ее права собственности на принадлежащее ей нежилое здание сарая (тарного склада) расположенное по адресу: <...>. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Владимира при рассмотрении вопроса о предоставлении ей в собственность земельного участка общей площадью 724 кв. м с кадастровым номером ### относящегося к землям населенных пунктов, предоставленным для строительства детского кафе, расположенного в границах кадастрового паспорта земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЗКП» по Владимирской области ###, по адресу: <...>; выразившееся в том, что ответчик в течение месяца с момента обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ не направил ей договор купли-продажи спорного земельного участка, поскольку указанное бездействие противоречит ст. 36 ЗК РФ и п. 3 ст. 28 Федерального Закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», нарушает ее законные права и имущественные интересы, как собственника недвижимого имущества и создает препятствия к осуществлению в полном объеме ее права собственности на нежилое здание сарая (тарного склада) с кадастровым ###, литер А общей полезной площадью 99 кв. м, расположенное на спорном земельном участке и обязать администрацию г. Владимира в порядке ст. 36 ЗК РФ направить ей для подписания, как собственнику соответствующего объекта недвижимости договор купли-продажи земельного участка общей площадью 724 кв. м с кадастровым номером ###, относящегося к землям населенных пунктов, предоставленным для строительства детского кафе, расположенного в границах кадастрового паспорта земельного участка (выписки из Государственного кадастра недвижимости), выданного ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЗКП» по Владимирской области ###, по адресу: <...>, с определением выкупной цены земельного участка в размере в 2,5 % от его кадастровой стоимости в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 11.11.2008 г. № 187-ОЗ. В суде представитель истца по нотариально заверенной доверенности Кузнецов А.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Представитель ответчиков администрации города Владимира, Управления земельными ресурсами города Владимира по доверенностям Антипова И.В. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ главой города Владимира в соответствии со ст. ст. 29-31 Земельного Кодекса РФ, ст. 3 Федерального Законно «Об архитектурной деятельности в РФ» № 169-ФЗ от 17.11.1995 г. и с учетом решения комиссии по предоставлению земельных участков г. Владимире от ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение ### «О предварительном согласовании места размещения детского кафе взамен сносимого тарного склада по <...> (заказчик Таценко М.Ю.)» В соответствии с которым был утвержден акт выбора земельного участка, в п. 1.11 раздела 1 указано, что участок предназначен для строительства детского кафе взамен сносимого тарного склада, и согласован проект границ земельного участка площадью 724 кв.м. по <...>. На основании данных документов была произведена постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 724 кв.м., расположенного примерно в 25 метрах по направлению на юго-восток, относительно ориентира, расположенного за пределами участка, - жилого дома по адресу: <...> с присвоением ему кадастрового номера ### и, соответственно, между администрацией города Владимира и ИП Таценко М.Ю. был заключен договор аренды сформированного земельного участка ### от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ для проведения изыскательских работ для строительства детского кафе. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Владимира в адрес Таценко М.Ю. было направлено письмо ### «О расторжении договора аренды», в соответствии с которым, на основании ст. 22 Земельного Кодекса РФ, ст. 450, п. 1 ст. 610 ГК РФ, п. 6.2. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ### данный договор аренды считается расторгнутым с ДД.ММ.ГГГГ в связи с невыполнением п. 6 распоряжения главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### предусматривающим оформление необходимой исходно-разрешительной градостроительной документации. Таким образом, земельный участок площадью 724 кв.м., расположенный примерно в 25 метрах по направлению на юго-восток, относительно ориентира, расположенного за пределами участка, - жилого дома по адресу: <...>, кадастровый номер ###, с разрешенным использованием в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ строительство детского кафе, никогда не был сформирован под содержание находящегося на нем тарного склада, право собственности на которое признано Таценко М.Ю. в судебном порядке только на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с графическим приложением к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ###, а также фрагментом топографической съемки информационной базы данных Управления земельными ресурсами города Владимира на настоящий момент времени, помещение тарного склада значительно выходит за границы испрашиваемого истцом земельного участка и расположенная за пределами границ участка часть находится на землях общего пользования, и в данном случае спорный участок не подлежит передаче в собственность Таценко М.Ю. в соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ. Требования о признании незаконным бездействия администрации города Владимира при рассмотрении вопроса предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 724 кв.м., кадастровый номер ###, не подлежит удовлетворению в виду того, что в соответствии с ст. 36 Земельного Кодекса РФ заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ входящий ### с представленным пакетом документов было рассмотрено администрацией города Владимира и в адрес заявителя письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### был дан ответ с указанием на то, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития ### от ДД.ММ.ГГГГ необходимо предоставить оригиналы кадастрового паспорта на земельный участок, а также оригиналы выписок о зарегистрированных правах на объекты недвижимости и земельный участок, предоставленные заявителем ДД.ММ.ГГГГ в копиях. Просит отказать Таценко М.Ю. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель третьего лица - Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира в суд не явился. О месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Установлено, что Таценко М.Ю. принадлежит на праве собственности нежилое здание сарая (тарного склада) с кадастровым ###, литер А общей полезной площадью 99 кв. м, расположенное по адресу: <...>. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования Таценко М.Ю. удовлетворить. Признать за Таценко М.Ю. право собственности на металлическое строение – тарный склад, инв. ### общей полезной площадью 99 кв.м. в соответствии с техническим и кадастровым паспортами, выданными Владимирским филиалом ГУ Владимирской области «БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: <...>». Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Право собственности Таценко М.Ю. на нежилое здание сарая (тарного склада) с кадастровым ###, литер А общей полезной площадью 99 кв. м, расположенное по адресу: <...>. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, серия <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации ###. Данный объект недвижимости находится на земельном участке общей площадью 724 кв. м с кадастровым номером ###, относящемся к землям населенных пунктов, предоставленным для строительства детского кафе, расположенном в границах кадастрового паспорта земельного участка согласно выписке из Государственного кадастра недвижимости, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «ЗКП» по Владимирской области ###. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством не отнесен к землям, изъятым или ограниченным в обороте. Согласно ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье (сособственники), совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В соответствии с абз. 2 п. ч. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В силу ч. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 ст. 36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п. 3.26 Положения об управлении земельными ресурсами г. Владимира, утвержденного постановлением главы г. Владимира от 13.03.2003 № 110, управление осуществляет подготовку проектов решений (постановлений, распоряжений) органов местного самоуправления об изъятии, прекращении и предоставлении земельных участков или прав на них юридическим лицам и гражданам. Согласно Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу города Владимира соответствующее решение принимается главой города в виде издания конкретного постановления или распоряжения об индивидуализированном объекте недвижимости. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 г. продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. В соответствии со ст. 1 Закона Владимирской области от 07.05.2010 г. № 33-ОЗ «Об установлении цены земли при продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, на территории Владимирской области», цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка для: коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. Установлено, что ранее спорным земельным участком Таценко М.Ю. пользовалась на праве аренды, в соответствии с договором аренды земельного участка ###, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Таценко М.Ю. и администрацией г. Владимира. ДД.ММ.ГГГГ Таценко М.Ю. в порядке статьи 36 ЗК РФ обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением по вопросу приобретения в собственность спорного земельного участка, расположенного по адресу: <...>. В соответствии с письмом Управления земельными ресурсами администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### истцу было сообщено, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370 для рассмотрения возможности отчуждения спорного земельного участка необходимо дополнительно представить документы, не предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Установлено, что истцом были представлены все документы, указанные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Право собственности истца на нежилое здание сарая (тарного склада) с кадастровым ### литер А общей полезной площадью 99 кв. м., расположенное по адресу: <...>. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: запись регистрации ###. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. С учетом изложенного, суд считает, что отказ администрации г. Владимира в передаче истцу земельного участка нарушает права и законные интересы истца, как собственника объекта недвижимости и создает препятствия к осуществлению в полном объеме права собственности истца на объект, расположенный на спорном земельном участке. В этой связи суд полагает заявление Таценко М.Ю. обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194, 195, 196, 197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Таценко М.Ю. удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации города Владимира, выразившееся в непринятии действенных мер в направлении в течение месяца Таценко М.Ю. договора купли-продажи земельного участка общей площадью 724 кв. м. с кадастровым номером ###, относящегося к землям населенных пунктов, предоставленным для строительства детского кафе, расположенного в границах кадастрового паспорта земельного участка по адресу: <...>. Обязать администрацию г. Владимира подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 724 кв. м с кадастровым номером ###, расположенного в границах кадастрового паспорта земельного участка по адресу: <...> и направить его Таценко М.Ю. с предложением о заключении соответствующего договора с определением выкупной цены земельного участка в размере в 2,5 % кадастровой стоимости в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и ст. 1 Закона Владимирской области от 07.05.2010 г. № 33-ОЗ. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья Н.Н. Киселева Решение изготовлено 10.06.2011 г. Судья Н.Н. Киселева