Дело № 2-2194/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «01» июля 2011 г. г. Владимир Октябрьский районный суд г. Владимира в составе: председательствующего судьи при секретаре Якушева П.А., Мухиной Е.В., с участием: представителя заявителя прокурора Беловой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица - администрации г. Владимира – Севгич Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области – Куликова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на нежилые помещения, площадью 958,9 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в доме <...>, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Владимира в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на дом, <...>, в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил требования. В связи с выявлением других собственников помещений в <...> прокурор просит: признать незаконным бездействие администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия; обязать администрацию г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на нежилые помещения, площадью 958,9 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование истец указал, что в соответствии с Решением Законодательного Собрания Владимирской области от 17.04.1996 № 93 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области» дом, <...>. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <...> за муниципальным образованием г. Владимир зарегистрировано право собственности на нежилое помещение, общей площадью 958,9 кв.м., по адресу: <...>. На основании постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### данный объект включен в состав муниципальной казны г. Владимира. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 8 ст. 18 указанного Федерального закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865. Следовательно, в отношении выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). По смыслу пунктов 59-62 Положения заключение охранно-арендных и охранных договоров или выдача собственниками или пользователями объектом культурного наследия охранных обязательств является обязательным. В соответствии с п.п. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договором, охранных договоров и охранных обязательств. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение приведенных норм с ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Владимира охранное обязательство на дом, <...>, являющийся памятником истории, оформлено не было. В силу закона администрация г. Владимира, осуществляющая управление муниципальной собственностью г. Владимира от имени собственника, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство. В судебном заседании представитель истца заявление поддержала по изложенным основаниям. Представитель администрации г. Владимира заявление не признала. В обоснование возражений указала, что в муниципальной собственности находится лишь часть <...>. Необходимо одновременно обязывать всех сособственников оформить охранное обязательство. Возложение такой обязанности только на одного из сособственников, пусть и в части принадлежащих только ему помещений, нецелесообразно. Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области заявление поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным прокурором. Заинтересованные лица - Общество с ограниченной ответственностью «Агроинвест» и Общество с ограниченной ответственностью «ТАСС», - извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в собственности Муниципального образования город Владимир находятся нежилые помещения общей площадью 958,9 кв.м., расположенные по адресу: <...>, кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ###. Согласно выписке из Реестра муниципальных объектов недвижимости г. Владимира по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестр включены следующие помещения: №№ ### по плану подвала; №№ ### по плану первого этажа; №№ ### по плану второго этажа; весь третий этаж. Титульными собственниками других нежилых помещений в <...> являются привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: Общество с ограниченной ответственностью «ТАСС», которому принадлежат нежилые помещения площадью 92,6 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ###, а также Общество с ограниченной ответственностью «Агроинвест», которому принадлежат нежилые помещения площадью 26,7 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ###. <...> принят на государственную охрану решением Законодательного Собрания Владимирской области от 17.04.1996 № 93 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области» и в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения. Согласно Паспорту объекта культурного наследия указанный дом имеет наименование «<...>., является одним из самых старых владимирских домов, построенных вскоре после принятия в ДД.ММ.ГГГГ генерального плана города Владимира. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения. В соответствии с п. 3.17 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 № 774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством. Постановлением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### утвержден Административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Данная функция исполняется без взимания платы. Указанный административный регламент предусматривает возможность составления заявления на оформление охранного обязательства как на здание в целом, так и на помещения в здании (п. 2.6.1). Поэтому довод представителя администрации г. Владимира о том, что прокурор не вправе заявлять требование об обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на отдельные помещения, находящиеся в муниципальной собственности, без одновременного заявления соответствующих требований к другим собственникам помещений в этом же здании, поскольку возможно обязать оформить охранное свидетельство только всех сособственников и только на здание в целом, несостоятелен. Администрация г. Владимира, осуществляющая на основании подп. 3 п. 1 ст. 37 Устава муниципального образования город Владимир владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство. Однако данная обязанность администрацией г. Владимира не исполнена. Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). По изложенным основаниям суд полагает подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: нежилые помещения, площадью 958,9 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>. В целях устранения указанного нарушения суд полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на нежилые помещения, площадью 958,9 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок, по мнению суда, является разумным с учетом сроков исполнения административных процедур, установленных Административным регламентом исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, а также принимая во внимание, что указанная государственная функция исполняется без взимания платы. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить заявление прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации города Владимира о признании незаконным бездействия администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на нежилые помещения, площадью 958,9 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Признать незаконным бездействие администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: нежилые помещения, площадью 958,9 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>. Обязать администрацию города Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на нежилые помещения, площадью 958,9 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий судья Якушев П.А. Мотивированное решение изготовлено 06.07.2011 г. Председательствующий судья Якушев П.А.