Дело №2-1487/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд г. Владимира в составе: председательствующего судьи Осиповой Н.И. при секретаре Курылевой Т.Н. с участием представителя ответчика ООО «УправДом» Серова С.Н., действующего на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год, представителя третьего лица ОАО "ВКС" Санюк А.С., действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ., выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Ивановой М.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «УправДом» о взыскании необоснованно взысканной платы за электроэнергию, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, обязании установить счетчик учета электроэнергии, УСТАНОВИЛ: Иванова М.Ф. обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УправДом» (далее ООО «УправДом»), в котором с учетом уточнений просит обязать ООО «УправДом» установить счетчик учета электроэнергии мест общего пользования центрального подъезда (<...>, взыскать с ООО УправДом» в ее пользу 843 руб. 24 коп. как необоснованно взысканную плату за электроэнергию мест общего пользования (ОДПУ), 2290 руб. 38 коп. - неустойку за отказ от перерасчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования за ДД.ММ.ГГГГ и ### руб. – компенсацию морального вреда. В обоснование иска указала, что является собственником <...>. Договора с ОАО «ВКС» на предоставление коммунальных услуг не заключала. В доме имеется три подъезда. Заявленные требования основывает на п.7, п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Предоставление услуг по электроснабжению мест общего пользования, которое обязано обеспечивать ООО «УправДом», в каждом из подъездов дома различное. Жители крайних подъездов имеют электрифицированные сараи в подвальном помещении, которых нет у жителей центрального подъезда, где находится ее квартира. По мнению истца, взимание с нее платы за электроэнергию мест общего пользования по одному общедомовому счетчику недопустимо. Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель ответчика ООО "УправДом" иск не признал, поскольку ООО «УправДом» не может документально подтвердить расчет размера платы потребленной электрической энергии в местах общего пользования по дому <...> за ДД.ММ.ГГГГ. Данной информацией обладает ОАО «Владимирские коммунальные системы», которое самостоятельно обеспечивает сбор показаний внутриквартирных приборов учета электрической энергии, начисление и сбор денежных средств за потребленную электрическую энергию гражданами-потребителями. ОАО «ВКС» получает денежные средства населения напрямую, минуя управляющую организацию. ООО «УправДом» не располагает информацией о наличии нормативно-правового акта, установившего, что расходы за пользование электроэнергией в местах общего пользования не должны превышать 15% от оплаты за пользование электроэнергией в квартире по показаниям индивидуального электросчетчика. Полагает, что Иванова М.Ф. неправильно называет спорную сумму начислениями за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования. ОАО «ВКС» начисляет разницу в показаниях общедомового и внутриквартирными приборами учета. Данная разница складывается не только из объема электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, но и разницы в классе точности общедомовых и внутриквартирных приборов учета. Общедомовой прибор учета имеет класс точности 1.0, а внутриквартирные приборы учета почти во всех квартирах - класс точности 2.5. Таким образом, происходит недоучет электрической энергии, потребленной в жилых помещениях. Кроме того, пояснил, что ООО «УправДом» является ненадлежащим ответчиком, истец не наделена полномочиями обращаться в суд в защиту интересов других собственников в части установки счетчика учета электроэнергии в центральном подъезде. Представитель третьего лица ОАО "ВКС» в обоснование своих доводов привел те же правовые обоснования, что и представитель ответчика, полагая, что иск удовлетворению не подлежит. Выслушав стороны, изучив материалы дела в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Способы защиты гражданских прав определены в ст.12 ГК РФ. Установлено, что Иванова М.Ф. является собственником <...>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (фамилия Панкрашкина М.Ф. изменена на Иванову согласно свидетельству о регистрации брака). Согласно протоколу ### от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, 5 собственники указанного дома выбрали в качестве управляющей организации ООО «УправДом». ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УправДом» и Ивановой М.Ф. заключен договор на оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. ОДПУ <...> принят на учет, что следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ о состоянии узла коммерческого учета электрической энергии. Суд не может согласиться с доводами истца о том, что в ДД.ММ.ГГГГ суммарная стоимость потребления электроэнергии в центральном подъезде за один месяц составляет:3,22 руб. Х 57,6 квт.ч=185,4 руб., исходя из среднемесячного потребления 57,6 квт.ч, поскольку истцом не представлено доказательств, на основании которых она определила суммарную площадь подъездного освещения, среднесуточное потребление электроэнергии в подъезде. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения на основании ст.153 ЖК РФ с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п. 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В приложении N 2 к Правилам приведен расчет размера оплаты за коммунальные услуги. Пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке ( по формуле, указанной в Приложении,) и включает в себя технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объемы электрической энергии, необходимые для содержании общего имущества в многоквартирном доме. Указанные расходы возлагаются на собственников жилых помещений и распределяются между ними пропорционально индивидуального потребления. Согласно Положению об обособленном подразделении открытого акционерного общества «Владимирские коммунальные системы» «Единый расчетно-кассовый центр» обособленное подразделение выполняет следующие функции общества: начисление и сбор платежей населения за отпущенную тепловую и электрическую энергию, поставляемую обществом. Договор энергоснабжения ### от ДД.ММ.ГГГГ заключен между ООО «УправДом» и ОАО «ВКС». ООО «УправДом» и ОАО «ВКС» заключили дополнительное соглашение ### от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи электрической энергии ### от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «УправДом» ежемесячно фиксирует показания ОДПУ и предоставляет данные для начисления в ОАО «ВКС». ОП ОАО «ВКС» «ЕРКЦ» производит начисление платы за электроэнергию с учетом показаний индивидуальных приборов и ОДПУ. Позиция истца о том, что расходы за пользование электроэнергией в местах общего пользования не должны превышать 15 %, не основана на нормах права. Начисление платы за электроэнергию производится в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом показаний индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета. Во исполнение условий данного договора ОАО «УправДом» направляло ежемесячно в адрес ОАО «ВКС» отчет о показаниях приборов и фактическом потреблении электрической энергии за спорный период с показаниями по каждому дому в отдельности, что подтверждается представленными копиями отчетов. Указанные показания нашли отражение и в справке ОАО «ВКС» о стоимости потребленной электрической энергии за спорный период по дому <...>. Согласно ст. 543 ГК РФ случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Суду представлены сведения о показаниях общедомового прибора учета электроэнергии за спорный период по дому <...>, не доверять которым оснований не имеется. Расхождений относительно показаний ОДПУ по спорному дому, представленных ООО «УправДом» и ОАО «ВКС», судом не установлено, что подтверждается также расчетом стоимости потребленной электроэнергии по <...> с учетом индивидуальных показаний и ОДПУ. Данные показания подтверждаются содержанием искового заявления, где приводятся те же данные по показаниям ОДПУ и по квартирному счетчику, что и в документах, представленных ответчиком и 3 лицом. Судом установлено, что ОАО «ВКС» руководствуется при начислении платы за электроэнергию постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О тарифах на электрическую энергию» и постановлением главы города от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения», которые действуют на ДД.ММ.ГГГГ, а в ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения». Как следует из представленных квитанций получателем денежных средств за электроэнергию является ОАО «ВКС». По мнению суда, ООО «УправДом» в части взыскания денежных средств в сумме 843 руб. 24 коп. и 2290 руб. 38 коп. является ненадлежащим ответчиком. Суд согласен с позицией представителя ответчика о том, что заявляя требование об установке счетчика учета электроэнергии мест общего пользования центрального подъезда (<...>, истец не учла, что данные требования заявлены в интересах других сособственников данного подъезда, которые ей таких полномочий не давали. Иванова М.Ф. не предоставила доказательства, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, наделения ее полномочиями другими собственниками, действовать от их имени в суде по вопросу установки прибора учета электрической энергии. Требование установить счетчик учета электроэнергии мест общего пользования центрального подъезда (<...> не основано на действующем законодательстве. В силу п. 7 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. При исполнении договора потребитель услуг обязан поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учета электрической энергии и мощности, устройства, обеспечивающие регулирование реактивной мощности, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств; осуществлять эксплуатацию принадлежащих ему энергопринимающих устройств в соответствии с правилами технической эксплуатации, техники безопасности и оперативно-диспетчерского управления. Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" при наличии приборов учета у обеих сторон по договору в качестве прибора учета, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон (далее - расчетный прибор учета), применяется прибор учета с более высоким классом точности, если его использование позволяет осуществлять более точное измерение объема электрической энергии с учетом ее потерь, возникающих на участках электрических сетей от границы их балансовой принадлежности до мест установки соответствующих приборов учета. Прибор учета другой стороны по договору используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета (далее - контрольный прибор учета). При равенстве класса точности указанных приборов учета выбор расчетного и контрольного приборов учета осуществляется по соглашению сторон. Пунктом 141 того же постановления определено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам" – далее Правила) предусмотрено, что общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В силу статей 541, 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Поскольку контрольный и расчетный приборы учета в соответствии с названным пунктом являются приборами учета сторон по договору, то с учетом положений пунктов 62, 71 Правил N 530 сведения о них подлежат согласованию сторонами договора энергоснабжения при его заключении. Из системного анализа указанных постановлений следует, что контрольный прибор учета может быть установлен по решению собственников управляющей организацией, то есть ООО «УправДом». Данный прибор учета сдается в ОАО «ВКС» как контрольный, где его регистрируют, по нему проверяют показания общедомового прибора. Если имеется разница в показаниях ОДПУ и контрольного прибора, то ООО «УправДом» и ОАО «ВКС» определяют, какие показания принимать как расчетные. Судом установлено, что установка счетчиков по подъездам в <...> не предусмотрена. Спорный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, что подтверждается копией технического паспорта. При строительстве была предусмотрена установка внутриквартирных приборов учета электроэнергии. Истцом не представлено суду доказательств того, что собственники других квартир центрального подъезда желают установить в подъезде счетчик. В соответствии со ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания. В рассматриваемом случае общее собрание собственников помещений не принимало решение об установке счетчика в центральном подъезде спорного жилого дома. По сути, обращаясь с данным иском, истец предлагает иную формулу расчета оплаты за пользование электроэнергией, отличную от формулы согласно пункту 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые действуют и не признаны в установленном порядке недействительными в указанной части. Ссылка истца на п.п.10,16,29,31 Закона «О защите прав потребителей» является несостоятельной, поскольку суду не представлено доказательств нарушения ответчиком заключенного с ней договора на оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. Позиция истца о том, что предоставление услуг по электроснабжению мест общего пользования, которое обязано обеспечивать ООО «УправДом», в каждом из подъездов дома различное, жители крайних подъездов имеют электрифицированные сараи в подвальном помещении, которых нет у жителей центрального подъезда, где находится ее квартира, противоречит п.22 названных Правил, согласно которым 1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле: , (9) где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час). Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований обязать ООО «УправДом» установить счетчик учета электроэнергии мест общего пользования центрального подъезда (<...>, взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УправДом» в пользу истца 843 руб. 24 коп., как необоснованно взысканную плату за электроэнергию мест общего пользования (ОДПУ), 2290 руб. 38 коп.-неустойку за отказ от перерасчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования за ДД.ММ.ГГГГ, то отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, для взыскания компенсации морального вреда. Данный вывод суда согласуется с положениями ст.151 ГК РФ, в силу которой если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Ивановой М.Ф. в удовлетворении исковых требований обязать общество с ограниченной ответственностью «УправДом» установить счетчик учета электроэнергии мест общего пользования центрального подъезда (<...>, взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УправДом» в пользу истца 843 руб. 24 коп., как необоснованно взысканную плату за электроэнергию мест общего пользования (ОДПУ), 2290 руб. 38 коп.-неустойку за отказ от перерасчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования за ДД.ММ.ГГГГ и ### руб. – компенсацию морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья Н.И. Осипова Решение принято в окончательной форме 01 августа 2011 года. Председательствующий судья Н.И. Осипова
26 июля 2011 года