2-2062/2011 (о признании незаконным решения ФГУ `Земельная кадастровая палата` по ВО о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка)



Дело № 2 – 2062/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

при секретаре Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Старостина И.Г. о признании незаконным решение о приостановлении кадастрового учета земельного участка и понуждении осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения,

У С Т А Н О В И Л:

Старостин И.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, а также обязать этот орган осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.

В обоснование заявления указал, что является собственником земельного участка общей площадью 55 000 кв.м кадастровый номер ### из состава земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - крестьянское фермерское хозяйство, находящийся по адресу: вблизи д. <...>. ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно принял решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид «для дачного строительства». ДД.ММ.ГГГГ обратился в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области с заявлением о государственной регистрации учета изменения вида разрешенного использования земельного участка. Однако это учреждение ДД.ММ.ГГГГ выносит решение ### о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка из – за отсутствия акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Полагает такое решение незаконным и просит его отменить, а также обязать этот орган осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Старостин И.Г. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, приведенные в письменном отзыве.

Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области в судебном заседании пояснил, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Также на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном порядке Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом публичных слушаний. Таким образом, на межселенной территории изменение вида разрешенного использования возможно только на основании акта органа местного самоуправления муниципального района, а именно постановления главы администрации Александровского района Владимирской области. При таких обстоятельствах, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений ч. 1 ст. и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления.

Судом установлено, что оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, т.е. срок, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании, Старостин И.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ### общей площадью 55 000 кв.м, находящийся по адресу: вблизи <...>.

Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

Участок имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Членом какого - либо дачного некоммерческого объединения заявитель не является, земельный участок приобрел по договору дарения в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Старостин И.Г. принял решение о выборе вида разрешенного использования указанного земельного участка: вместо «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид «для дачного строительства».

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области с заявлением об учете такого вида разрешенного использования земельного участка (вх. ###).

ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области приняло решение ### о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ### сроком 3 месяца на основании п.4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Рекомендовано представить акт органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникает у него в силу закона, договора или иного законного основания.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п/п 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч.ч.3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части соответствующих требований.

Из приведенных норм права следует, что вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего.

Поскольку в соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений, то решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Александровского района Владимирской области, на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, в силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», входит в компетенцию главы местной администрации в отношении земельных участков, находящихся в границах территории муниципального образования.

Об этом также свидетельствует п. 70 приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», где сказано, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Поскольку Правила землепользования и застройки и градостроительные регламенты муниципального образования Андреевское сельское поселение в настоящее время не утверждены, следовательно сведения о видах разрешенного использования земельного участка могут быть внесены в реестр объектов недвижимости на основании акта органа местного самоуправления об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования.

Учитывая изложенное, в настоящее время собственник земельного участка, не являющийся членом дачного некоммерческого объединения граждан, вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка «для крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства» на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.

Что касается возможности применения к возникающим в связи с изменением разрешенного использования земельных участков положений Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то следует отметить следующее.

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст. 2 Федеральный Закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требования к зонированию территории, определенные главой III Федерального закона 15.04.1998 г. № 66-ФЗ, установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы земельного и градостроительного законодательства.

Следовательно, указанные нормы права порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка не регулируют.

Из представленного свидетельства о праве собственности усматривается, что заявителю принадлежит участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, то есть изначально данный земельный участок не предоставлялся для дачного строительства.

Заявитель не обращался в администрацию муниципального образования сельское поселение Андреевское Александровского района Владимирской области либо администрацию Александровского района Владимирской области с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков - с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного строительства».

При таких обстоятельствах, требования Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области о предоставлении акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, является законной и обоснованной.

Оценивая наличие полномочий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

При этом частью 2 этой же статьи установлено, что предусмотренные названным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных названным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с 01.07.2010 г. Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Суд приходит к выводу о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ ### было принято в пределах полномочий.

На основании п. 2 ч. 2, ч. 4 и ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения ч. 2 настоящей статьи и указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

Решение о приостановлении должно быть принято не позднее двадцати рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (ч. 1 ст. 17).

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку оспариваемое постановление ### от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с законом в рамках полномочий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области с соблюдением процедуры его вынесения и установленных сроков, то в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Старостину И.Г. в удовлетворении заявления о признании незаконным решение о приостановлении кадастрового учета земельного участка и понуждении осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.В. Гвоздилина

Решение изготовлено в окончательном виде 23 мая 2011 года.

Судья И.В. Гвоздилина