2-2004/2011(о понуждении подать заявление о постановке на учет канализационной сети)



Дело № 2 – 2004/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи                                       Гвоздилиной И.В.

с участием прокурора                                                      Шайкина Ю.А.,

при секретаре                                                                    Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира и Управлению земельными ресурсами г.Владимира о понуждении подать заявление о постановке на учет канализационной сети как бесхозяйного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд с уточненным исковым заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира, Управлению земельными ресурсами г. Владимира и третьим лицам Управлению Росприроднадзора по Владимирской области, Управлению Роспотребнадзора по Владимирской области, Государственному автономному учреждению Владимирской области «Владимирская областная филармония» (далее ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония») и Муниципальному унитарному предприятию «Владимирводоканал» (далее МУП «Владимирводоканал») о понуждении подать заявление о постановке на учет канализационной сети как бесхозяйного имущества.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки по факту аварийного сброса сточных вод из канализационной сети в районе дома № 5-в по ул.Студеная Гора г. Владимира было установлено, что на участке от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» до канализационного колодца (до точки подключения к городской канализационной сети), расположенного у стадиона «Торпедо» на ул. Старо – Гончарная г. Владимира, канализационная сеть является бесхозяйной. Эта сеть находится в аварийном состоянии, происходит постоянный сброс неочищенных хозфекальных стоков на рельеф местности в бассейне реки Клязьма. Приступить к устранению аварийных ситуаций МУП «Владимирводоканал» может только после поступления соответствующей заявки от абонентов. В связи с тем, что канализационные сети являются бесхозяйными, то в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В связи с бездействием просит обязать администрацию г. Владимира подать в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о постановке на учет канализационной сети от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» до канализационного колодца, расположенного у стадиона «Торпедо» на ул. Старо – Гончарная г. Владимира.

В судебном заседании Владимирский природоохранный прокурор настаивал на исковых требованиях, пояснив, что сама канализационная сеть как объект недвижимости, а не земельные участки, через которые она проходит, является бесхозяйной.

Представитель ответчика администрации г. Владимира иск не признал, указав, что заявителем не представлено доказательств, что спорный участок канализационной сети не находится в пользовании ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония», а также других собственников земельного участка.

Представитель ответчика Управления земельными ресурсами города Владимира просил отказать в удовлетворении исковых требований со ссылкой на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживая исковые требования Владимирского природоохранного прокурора.

Представитель третьего лица ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» поддержал иск прокурора, указав, что спорная канализационная сеть не стоит на балансе Учреждения и не находится в его собственности.

Представитель третьего лица МУП «Владимирводоканал» просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что канализационная сеть от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» до стадиона «Торпедо» на балансе предприятия не находится.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, проверкой, проведенной Владимирским природоохранным прокурором по факту аварийного сброса сточных вод из канализационной сети в районе <...>, установлено, что в городскую канализацию сточные воды от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» попадают в точке подключения, находящейся в канализационном колодце, расположенном у стадиона «Торпедо» на ул. Старо - Гончарная г. Владимира - это первый канализационный колодец названного участка канализационной сети, который имеется на балансе МУП «Владимирводоканал».

Участок от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» до канализационного колодца МУП «Владимирводоканал на балансе этих организаций не числится, что подтверждается договором ### от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск воды и прием сточных вод, Перечнем имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Автономным учреждением культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, справкой МУП «Владимирводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ ### о балансовой принадлежности канализационной сети, техническим паспортом на канализационную сеть.

Доводы представителей администрации г. Владимира и Управления земельными ресурсами города Владимира о том, что этот отрезок проходит через земельные участки, у которых имеются собственники, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку судом определяется принадлежность канализационной сети как недвижимого объекта, а не прикрепление его к конкретному земельному участку. Кроме того, факт нахождения недвижимого имущества на земельном участке не влечет автоматического признания права собственности либо оперативного управления в отношении него владельцев земельных участков.

В настоящее время канализационные сети, проходящие от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» до точки подключения к городской канализационной сети находятся в аварийном состоянии, происходит постоянный сброс неочищенных хозфекальных стоков на рельеф местности в бассейне реки Клязьма.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

На основании положений п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.

В силу п.п. 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

    Согласно ответам ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ###, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, Государственного автономного Учреждения «Бюро Технической Инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ ### правами на указанный участок канализационной сети никто не обладает и как объект недвижимости он ни за кем не зарегистрирован.

Таким образом, суд признает канализационные сети от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» до канализационного колодца (до точки подключения к городской канализационной сети), расположенного у стадиона «Торпедо» на ул. Старо – Гончарная г. Владимира, бесхозяйными.

    Из материалов дела видно и судом установлено, что спорный объект недвижимости находится в административных границах города Владимира.

Преамбула Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» направлена на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 8 названного Закона закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 11 Федерального закона от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства об охране здоровья граждан» отражено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, системой федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

А п. 11 ст. 8 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 г. № 231 возлагает на органы местного самоуправления обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности канализационной сети, представляющей реальную угрозу для вредного воздействия на человека.

В этой связи отсутствие собственника канализационной сети влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению благоприятной окружающей среды, безопасности жизни и здоровья людей.

Названная канализационная сеть является бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие ее собственника и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» обязанностей по обеспечению безопасности этого объекта, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сети, организации ее эксплуатации.

Из нормы ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования город Владимир, необращение администрации города в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о принятии канализационной сети на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Бездействием является неисполнение определенной обязанности, возложенной нормативным правовым или иным актом, определяющим полномочия ответчика.

Таким образом, бездействие администрации города нарушает права и законные интересы неопределенного круга людей, создает угрозу их жизни и здоровью.

Поскольку гражданским законодательством право обращения с заявлением о признании недвижимой вещи бесхозяйной возложено на муниципальный орган, то исковые требования к Управлению земельными ресурсами г. Владимира подлежат отклонению.

В силу ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц или гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или нарушены права и свободы значительного числа граждан, или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В рассматриваемом случае заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему полномочий для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Удовлетворяя данное заявление, суд полагает необходимым указать, что постановка спорного имущества на учет как бесхозяйного не предполагает автоматического признания на него права муниципальной собственности, поскольку признание такого права в предмет разрешения данного дела не входило.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Владимирского природоохранного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира и Управлению земельными ресурсами г. Владимира о понуждении подать заявление о постановке на учет канализационной сети как бесхозяйного имущества удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г. Владимира обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества канализационной сети от ГАУ культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» до канализационного колодца, расположенного у стадиона «Торпедо» на ул. Старо – Гончарная г.Владимира.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.

Судья                                                                                                                И.В. Гвоздилина

    Решение изготовлено в окончательном виде 25 июля 2011 года.

Судья                                                                                                                И.В. Гвоздилина