2-2324/2011 (о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по оформлению охранного обязательства)



Дело № 2-2324/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2011 года.

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Дорофеевой Е.В.,

с участием:

представителя заявителя помощника прокурора Тихоновой С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Владимира в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

В обоснование истец указал, что в соответствии с Решением Законодательного Собрания Владимирской области от 18.10.1995 № 93 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области» <...> является памятником градостроительства и архитектуры.

Согласно решению Владимирского областного совета народных депутатов от 16.07.1992 № 187 дом по указанному адресу передан в муниципальную собственность Владимирского городского Совета народных депутатов. Постановлением главы г. Владимира от 17.09.2008 № 3445 данный объект включен в состав муниципальной казны г. Владимира.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 18 указанного Федерального закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865.

Следовательно, в отношении выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

По смыслу пунктов 59-62 Положения заключение охранно-арендных и охранных договоров или выдача собственниками или пользователями объектом культурного наследия охранных обязательств является обязательным.

В соответствии с п.п. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договором, охранных договоров и охранных обязательств.

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение приведенных норм с ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Владимира охранное обязательство на <...> являющийся памятником градостроительства и архитектуры, оформлено не было.

В силу закона администрация г. Владимира, осуществляющая управление муниципальной собственностью г. Владимира от имени собственника, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство.

В судебном заседании представитель истца Тихонова С.С. заявление поддержала по изложенным основаниям.

Представитель администрации г. Владимира в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В представленных ранее возражениях иск не признавал в обоснование указал, что в муниципальной собственности находится лишь часть дома. Необходимо одновременно обязывать всех сособственников оформить охранное обязательство. Возложение такой обязанности только на одного из сособственников, пусть и в части принадлежащих только ему помещений, нецелесообразно.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области заявление поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным прокурором.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в собственности Муниципального образования город Владимир находятся <...>, постановлением главы г. Владимира № 3445 от 17.09.2008, а также выпиской из реестра муниципальных объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данной выписке общая площадь 144,9 кв.м, общая муниципальная площадь – 19,8 кв.м.

Согласно паспорту объекта культурного наследия указанный дом имеет наименование «Дом жилой» конца XIX в.Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом

Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.

В соответствии с п. 3.17 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 № 774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 № 384 утвержден Административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Данная функция исполняется без взимания платы.

Указанный административный регламент предусматривает возможность составления заявления на оформление охранного обязательства как на здание в целом, так и на помещения в здании (п. 2.6.1).

В ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения доводы представителя администрации г. Владимира о необходимости понуждения оформить охранное свидетельство всех сособственников объекта культурного наследия.

Согласно сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения МУП «Владимирское центральное агентство недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, а также данных технического паспорта на данный жилой дом иных сособственников (пользователей) жилого дома по адресу: <...> не установлено.

Администрация г. Владимира, осуществляющая на основании подп. 3 п. 1 ст. 37 Устава муниципального образования город Владимир владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство.

Однако данная обязанность администрацией г. Владимира не исполнена.

Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По изложенным основаниям суд полагает подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия - <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры.

В целях устранения указанного нарушения суд полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на жилой <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок, по мнению суда, является разумным с учетом сроков исполнения административных процедур, установленных Административным регламентом исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 № 384, а также принимая во внимание, что указанная государственная функция исполняется без взимания платы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации города Владимира о признании незаконным бездействия администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры.

Обязать администрацию города Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Игнатович М.С.

Решение в окончательном виде изготовлено 08 августа 2011 года.

Судья Игнатович М.С.