2-2022/2011 (об обязании предоставить жилое помещение)



Дело № 2-2022/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«08» июля 2011г. г.Владимир

Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :

председательствующего судьи Горячевой А.В.,

при секретаре Князевой О.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ворониной О.М. к администрации г.Владимира об обязании предоставить жилое помещение в первоочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л :

Козикова М.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском в интересах Ворониной О.М. к администрации г.Владимира об обязании предоставить жилое помещение в первоочередном порядке.

В обоснование иска указано, что Воронина О.М. состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению врачебной комиссии ### от ДД.ММ.ГГГГ Воронина О.М. по состоянию здоровья имеет право на первоочередное получение жилой площади. Основанием является приказ Минздрава СССР ### от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Козикова М.М. обратилась к ФИО4, а также к консультанту, ей сказали, что для постановки на очередь на улучшение жилищных условий необходимо, чтобы семья была малообеспеченной. Однако, Воронина О.М. уже была поставлена на очередь до выхода законодательных актов.

Из сути сказанного, она поняла, что Воронина О.М. не будет обеспечена жилой площадью в первоочередном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 2, 38, 55 Конституции РФ Козикова М.М. просит удовлетворить исковые требования.

Воронина О.М. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Козикова М.М. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации г.Владимира Лебедева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Воронина О.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Фрунзенского района г.Владимира с заявлением о постановке ее составом семьи 2 человека в очередь на получение квартиры.

Согласно акту проверки жилищный условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ истица с сыном ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживала в однокомнатной квартире по адресу: <...>, жилой площадью 10,6 кв.м.

В соответствии с п. 11 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области», утв. решением Владимирского облисполкома и президиума облсовпрофа от 30.12.1988 № 665/25, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и включились в списки учета граждане, постоянно проживающие (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте, имеющие обеспеченность жилой площадью не более 6 кв.м на одного члена семьи.

Постановлением главы администрации Фрунзенского района г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Воронина О.М. составом семьи 2 человека поставлена в очередь на получение жилой площади по общему списку.

Согласно справке Управления по учету и распределению жилой площади администрации г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Ворониной О.М. по г.Владимиру в едином списке значится за ###.

Воронина О.М. по вопросу признания ее семьи малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не обращалась.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Владимира обратилась представитель истицы Козикова М.М. с заявлением о том, что Воронина О.М. имеет право на первоочередное (внеочередное) получение жилья, к которому приложила ксерокопию заключения врачебной комиссии МУЗ КБ ПО «Автоприбор» и «Точмаш» ### от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Воронина О.М. имеет право на первоочередное получение жилой площади на основании приказа Министерства здравоохранения СССР № 330 от 28.03.1983.

На заявление администрацией г.Владимира дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ### о том, что приложенная к заявлению ксерокопия заключения врачебной комиссии не может служить основанием для внеочередного обеспечения жильем Ворониной О.М.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.

Очередь истицы по г.Владимиру в едином списке значится за ###.

Истица не состоит на учете граждан, указанных в ч.2 ст.57 ЖК РФ, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

ЖК РФ не предусматривает предоставление жилых помещений в первоочередном порядке каким-либо категориям граждан.

Приказ Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 № 330 «Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади», на который ссылается истица, не подлежит применению в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как противоречащий ЖК РФ.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14, ч.2 ст.49 ЖК РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Конституционный суд РФ в определении от 12.04.2011 № 551-0-0 указал, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условия признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).

Истица по вопросу признания ее семьи малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не обращалась.

Истица не относится к тем категориям граждан, по которым органы местного самоуправления наделены в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.

На основании изложенного Лебедева С.В. просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением главы администрации Фрунзенского района г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Воронина О.М. составом семьи 2 человека поставлена в очередь на получение жилой площади по общему списку.

Согласно справке Управления по учету и распределению жилой площади администрации г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Ворониной О.М. по г.Владимиру в едином списке значится за ###.

ДД.ММ.ГГГГ Ворониной О.М. выдано заключение врачебной комиссии МУЗ КБ ПО «Автоприбор» и «Точмаш», согласно которому по состоянию здоровья она имеет право на первоочередное получение жилой площади. Основанием указан приказ Министерства Здравоохранения СССР № 330 от 28.03.1983г.

ДД.ММ.ГГГГ ксерокопия данного заключения была представлена в управление по учету и распределению жилых помещений.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ### администрация г.Владимира известила Козикову М.М. о том, что ксерокопия заключения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для внеочередного обеспечения жильем Ворониной О.М.

ДД.ММ.ГГГГ Козиковой М.М. по данному вопросу было подано заявление главе администрации г.Владимира.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Козиковой М.М. из администрации г.Владимира направлено письмо за № ###, в котором указано, что в новом ЖК РФ отсутствует норма первоочередного предоставления жилого помещения, указанного в заключении врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ В администрацию г.Владимира с заявлением и соответствующими документами, необходимыми для рассмотрения вопроса о признании малоимущей Воронина О.М. не обращалась.

Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 повторно обратилась с заявлением в управление по учету и распределению жилых помещений, приложила заключение врачебной комиссии ### от ДД.ММ.ГГГГ и просила рассмотреть вопрос о предоставлении жилья в первоочередном порядке в соответствии с данным заключением.

Обращение Козиковой М.М. о предоставлении Ворониной О.М. жилья в первоочередном порядке ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено на заседании жилищной комиссии при администрации г.Владимира. В удовлетворении просьбы о предоставлении Ворониной О.М. жилья в первоочередном порядке отказано в соответствии со ст.14,57 ЖК РФ и ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ управлением по учету и распределению жилой площади администрации г.Владимира было направлено уведомление о рассмотрении ее вопроса жилищной комиссией.

Суд считает законным и обоснованным отказ администрации г.Владимира в предоставлении Ворониной О.М. жилого помещения в соответствии с ее заявлением в первоочередном порядке.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.

Согласно ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Пункт 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

До принятия данного постановления действовал приказ Министерства здравоохранения СССР № 330 от 28 марта 1983 года, изданный во исполнение постановления Совета Министров СССР № 38 от 13 января 1983 года, о Списке заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади.

Приказ Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 № 330 «Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади», на который ссылается истица, не подлежит применению в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как противоречащий ЖК РФ. Жилищный кодекс РФ не предусматривает предоставление гражданам жилых помещений в первоочередном порядке.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14, ч.2 ст.49 ЖК РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Как установлено, Воронина О.М. не обращалась в администрацию г.Владимира с заявлением о признании ее малоимущей.

Подтверждение статуса малоимущего является условием признания нуждаемости лишь при предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12.04.2011 № 551-0-0, органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Иное противоречило бы правовой природе установленных действующим правовым регулированием жилищных фондов и конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оснований для предоставления Ворониной О.М. жилого помещения не имеется, в связи с чем исковые требования подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Ворониной О.М. к администрации г.Владимира об обязании предоставить жилое помещение в первоочередном порядке, отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней.

Председательствующий судья А.В.Горячева

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2011г.

Председательствующий судья А.В.Горячева