2-2289/2011 (на действия(бездействия) директора ГУ ЦНЗ и зам. директора ГУ ЦНЗ)



Дело № 2-2289/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«14» июля 2011 г. г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Якушева П.А.,

Мухиной Е.В.,

с участием:

истца Гущина Н.И.,

представителя ответчика – Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» – Болтушкиной А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком на один год,

представителя ответчика – Донскова А.Ю.Болтушкиной А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год,

представителя ответчика – Сергеевой Н.С.Болтушкиной А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гущина Н.И. к Государственному учреждению «Центр занятости населения города Владимира», Донскову А.Ю., Сергеевой Н.С. о признании действий директора Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» Донскова А.Ю. и заместителя директора Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» Сергеевой Н.С. незаконными, назначении пособия по безработице в связи с окончанием первого (6-месячного) периода выплаты пособия по безработице с учетом общего стажа и средней заработной платы за последние 3 месяца, назначении материальной помощи в связи с неназначением пособия по безработице, взыскании с Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» ущерба в сумме пособия по безработице за прошедшие 9 месяцев и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Гущин Н.И. обратился в суд с «жалобой», в которой с учетом уточнений просил:

- признать действия директора Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» (далее также – ГУ «ЦЗН г. Владимира») Донскова А.Ю. и заместителя директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» Сергеевой Н.С. незаконными в связи с отказом назначения пособия по безработице, отказом назначения материальной помощи, принудительным предоставлением работы временного характера, отказом в предоставлении подходящей работы, отказом в предоставлении работы в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы;

- назначить пособие по безработице в связи с окончанием первого (6-месячного) периода выплаты пособия по безработице с учетом общего стажа, а также с учетом средней заработной платы за последние 3 месяца;

- назначить материальную помощь в связи с неназначением пособия по безработице;

- предоставить работу в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы и рекомендациями поиска подходящей работы по профессиональным навыкам от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. инженера-конструктора 1 категории;

- в связи с отсутствием подходящей работы устранить препятствие на оформление ходатайства на досрочную пенсию, выдать ходатайство на досрочную пенсию по старости;

- устранить нарушения в соответствии со ст. 12 ТК РФ «Гарантии государства в реализации права граждан на труд» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

- взыскать с ГУ «ЦЗН г. Владимира» ущерб в сумме пособия по безработице, составляющего ### руб., за прошедшие 9 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ### руб., а также компенсацию морального вреда в размере ### руб.

Определениями Октябрьского районного суда г. Владимира от 14.07.2011 г. судом принят отказ истца от требований о:

- предоставить работу в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы и рекомендациями поиска подходящей работы по профессиональным навыкам от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. инженера-конструктора 1 категории;

- в связи с отсутствием подходящей работы устранить препятствие на оформление ходатайства на досрочную пенсию, выдать ходатайство на досрочную пенсию по старости;

- устранить нарушения в соответствии со ст. 12 ТК РФ «Гарантии государства в реализации права граждан на труд» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Производство по делу в части указанных требований прекращено.

В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в ГУ «ЦЗН г. Владимира» в качестве безработного и до настоящего времени является им.

ДД.ММ.ГГГГ закончился первый (6-месячный) период выплаты пособия по безработице.

Согласно ст. 36 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

В нарушение указанной нормы Гущину Н.И. материальная помощь не назначена.

Также Гущину Н.И. не было назначено пособие по безработице с учетом общего стажа, а также с учетом средней заработной платы за последние 3 месяца (в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы).

В течение первого (6-месячного) периода ответчиками не исполнялись обязательства о представлении подходящей по профессиональным навыкам работы с учетом возраста и состояния здоровья истца, его пожеланий к работе, неоднократно предлагались одни и те же работы временного характера, что недопустимо в силу п. 87 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.06.2007 № 449.

Согласно п. 101 указанного Административного регламента текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, принятием решений работником центра занятости населения и исполнением настоящего Административного регламента осуществляется директором центра занятости населения или его заместителем, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги.

В судебном заседании Гущин Н.И. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель ГУ «ЦЗН г. Владимира», Донскова А.Ю., Сергеевой Н.С. просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, указав в обоснование возражений, что Гущин Н.И. относится к категории граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, поэтому согласно п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей для него является любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и не противопоказанная ему по состоянию здоровья.

Согласно Индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Гущин Н.И. имеет третью группу инвалидности по общему заболеванию, в связи с чем «нуждается в рациональном трудоустройстве и производственной адаптации на рабочем месте». Относительно доступных условий и видов труда в Индивидуальной программе реабилитации указано: «противопоказано значительное нервно-психическое напряжение, работа на высоте, с движущимися механизмами; может выполнять трудовую деятельность в обычных условиях труда с учетом профессиональных навыков с уменьшением объема».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Гущину Н.И. предлагались различные варианты работы: укладчик-упаковщик, подсобный рабочий, сторож (ватер), заместитель начальника цеха по производству, разнорабочий, оператор, страховой агент.

Каких-либо сведений о том, что по состоянию здоровья Гущин Н.И. не может занимать указанные должности, в его Индивидуальной программе реабилитации не содержится, в силу чего утверждение заявителя о несоответствии предлагаемой ему работы рекомендациям Индивидуальной программы реабилитации нельзя считать обоснованным.

Согласно ст. 36 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

С заявлением о предоставлении материальной помощи Гущин Н.И. обратился ДД.ММ.ГГГГ Учитывая то обстоятельство, что на тот момент он еще являлся получателем пособия по безработице, а также не проходил профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, ему было отказано в предоставлении материальной помощи (исх. ### от ДД.ММ.ГГГГ). После этого с просьбой о выплате материальной помощи Гущин Н.И. в ГУ «ЦЗН г. Владимира» не обращался. Поэтому основания для выплаты материальной помощи, носящей заявительный характер, отсутствовали.

Основания для возмещения ущерба и компенсации морального вреда отсутствуют.

Ответчики-Донсков А.Ю., Сергеева Н.С., – извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших относительно рассмотрения дела в отсутствие указанных ответчиков, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие Донскова А.Ю., Сергеевой Н.С.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Между тем, пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона «О техническом регулировании»), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится оказание, в частности, следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Согласно п. 1.1 Положения о департаменте по труду и занятости населения администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 23.12.2005 № 749, департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области является органом администрации Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по полномочиям, возложенным на администрацию области, обеспечивающим и реализующим переданные Российской Федерацией полномочия в области содействия занятости населения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данных сферах деятельности на территории области.

Разделом 2 указанного Положения «Полномочия департамента» к полномочиям департамента по труду и занятости населения относится, в частности, реализация государственной политики по содействию занятости населения, включая гарантии государства по обеспечению конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы.

В разделе 3 указанного Положения «Функции департамента» указано, что департамент по труду и занятости выступает учредителем, обеспечивает и организует деятельность подведомственных государственных учреждений - центров занятости населения; обеспечивает оказание государственными учреждениями - центрами занятости населения - государственных услуг в сфере реализации государственной политики по содействию занятости населения, включая гарантии государства по обеспечению конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы, в частности, по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, информированию о положении на рынке труда.

ГУ «ЦЗН г. Владимира» в соответствии с п. 1.1 его устава является государственным учреждением, учредителем которого выступает департамент по труду и занятости.

Согласно п.п. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 3.2.8 устава ГУ «ЦЗН г. Владимира» осуществляет: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на региональном рынке труда; социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организация временного трудоустройства.

Согласно п. 8.7 устава ГУ «ЦЗН г. Владимира» директор учреждения несет персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение основных целей деятельности и функций.

Должностные обязанности заместителя директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» определены в должностной инструкции, утвержденной 10.11.2008 г. директором ГУ «ЦЗН г. Владимира», представленной в материалы дела.

Наряду с требованиями об обжаловании действий ответчиков при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий, истцом заявлены исковые требования (возмещение ущерба, компенсация морального вреда).

В судебном заседании установлено, что Гущин Н.И. является лицом, стремящимся возобновить свою трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, он уволен из ООО «<...>» (ЗАО НПО «<...>») ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ приказом директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» признан безработным.

Согласно п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется: в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента; во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, учитывая при этом, что данная мера социальной поддержки исходя из ее целевого назначения, состоящего в предоставлении безработным временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее, направлена прежде всего на поддержку тех граждан, которые лишились работы в силу объективных обстоятельств.

При этом закрепленная названным Законом (статьи 30 - 35) дифференциация условий, сроков и продолжительности выплаты пособия по безработице и его размеров основана на таких объективных критериях, как основание увольнения с последнего места работы, продолжительность перерыва в трудовой деятельности, отсутствие предшествующей трудовой деятельности, проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, наличие у граждан, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно, а также необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку Гущин Н.И. по состоянию на момент обращения в ГУ «ЦЗН г. Владимира» ДД.ММ.ГГГГ являлся лицом, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, то в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице ему должно было быть установлено в минимальном размере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» минимальная величина пособия по безработице была установлена в размере 850 рублей в месяц. Указанная минимальная величина пособия по безработице сохранена в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 812 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год».

В соответствии с указанными нормами приказом директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» от ДД.ММ.ГГГГ ### Гущину Н.И. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было обоснованно назначено пособие по безработице в размере 850 руб. в месяц.

Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Гущин Н.И. был признан безработным ДД.ММ.ГГГГ Первый шестимесячный период выплаты пособия завершился ДД.ММ.ГГГГ

Второй шестимесячный период выплаты пособия у Гущина Н.И. начнется лишь через шесть месяцев после окончания первого периода, т.е. ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец не имеет права для назначения и выплаты ему пособия по безработице.

В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

С заявлением о предоставлении материальной помощи Гущин Н.И. обратился ДД.ММ.ГГГГ Учитывая то обстоятельство, что на тот момент он еще являлся получателем пособия по безработице, а также не проходил профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, ему было отказано в предоставлении материальной помощи (письмо исх. ### от ДД.ММ.ГГГГ). После этого с просьбой о выплате материальной помощи Гущин Н.И. в ГУ «ЦЗН г. Владимира» не обращался. Поэтому основания для выплаты материальной помощи, носящей заявительный характер, у ГУ «ЦЗН г. Владимира» отсутствовали.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, считается подходящей оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу п. 4 указанной статьи подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Согласно Индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Гущин Н.И. имеет третью группу инвалидности по общему заболеванию, в связи с чем «нуждается в рациональном трудоустройстве и производственной адаптации на рабочем месте». Относительно доступных условий и видов труда в Индивидуальной программе реабилитации указано: «противопоказано значительное нервно-психическое напряжение, работа на высоте, с движущимися механизмами; может выполнять трудовую деятельность в обычных условиях труда с учетом проф. навыков с уменьшением объема».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Гущину Н.И. предлагались различные варианты работы: укладчик-упаковщик, подсобный рабочий, сторож (ватер), заместитель начальника цеха по производству, разнорабочий, оператор, страховой агент (ДД.ММ.ГГГГ – ОАО «<...>», ДД.ММ.ГГГГ – ООО «<...>», ДД.ММ.ГГГГ – ООО <...>», ДД.ММ.ГГГГ – ОАО «<...>», ДД.ММ.ГГГГ – ООО «<...>», ДД.ММ.ГГГГ – ВООО <...>, ДД.ММ.ГГГГ<...>), что подтверждается решением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 25.01.2011 г., а также направлениями на работу.

Каких-либо сведений о том, что по состоянию здоровья Гущин Н.И. не может занимать указанные должности, в его Индивидуальной программе реабилитации не содержится, в силу чего утверждение заявителя о несоответствии предлагаемой ему работы рекомендациям Индивидуальной программы реабилитации нельзя считать обоснованным.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение рекомендаций Индивидуальной программы реабилитации в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2007 № 680 Гущину Н.И. ГУ «ЦЗН г. Владимира» была оказана государственная услуга по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ, оформленному профконсультантом ГУ «ЦЗН г. Владимира», по результатам оказания указанной государственной услуги Гущину Н.И. рекомендован поиск работы по профессии инженер-конструктор 1 категории.

Указанное заключение, вопреки мнению заявителя, нельзя рассматривать как обязанность ГУ «ЦЗН г. Владимира» осуществлять подбор работы Гущину Н.И. исключительно по данной профессии, поскольку согласно п. 40 приведенного Административного регламента такое заключение представляет собой лишь предложения о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих личностным качествам, рекомендации, содержащие перечень оптимальных видов занятости, профессий (специальностей) с учетом возможностей и потребностей гражданина, положения на рынке труда субъекта Российской Федерации для трудоустройства, профессионального обучения, успешной реализации профессиональной карьеры.

При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания считать предлагаемые Гущину Н.И. варианты работы неподходящими.

Согласно п. 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Частью 2 указанной статьи установлено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 указанной статьи статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

По смыслу приведенной нормы решение вопроса о даче предложения для оформления пенсии досрочно является правом, а не обязанностью ГУ «ЦЗН г. Владимира».

В связи с изложенным отсутствуют правовые основания для признания незаконными действий директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» Донскова А.Ю. и заместителя директора ГУ «ЦЗН г. Владимира» Сергеевой Н.С., выразившихся в отказе от назначения пособия по безработице, отказе в назначении материальной помощи, принудительном предоставлении работы временного характера, отказе в предоставлении подходящей работы, отказе в предоставлении работы в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы.

Также по вышеприведенным мотивам отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Гущина Н.И. о назначении пособия по безработице в связи с окончанием первого (6-месячного) периода выплаты пособия по безработице с учетом общего стажа, а также с учетом средней заработной платы за последние 3 месяца (в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы); о назначении материальной помощи в связи с неназначением пособия по безработице.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков, являясь мерой гражданско-правовой ответственности, применяется при наличии состава гражданского правонарушения:

1) совершение действий (бездействия), являющихся основаниями гражданско-правовой ответственности (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, причинение вреда);

2) наличие отрицательных последствий (реальный ущерб или упущенная выгода);

3) причинная связь между указанными действиями (бездействием) и отрицательными последствиями;

4) вина лица, совершившего действия (бездействия), являющиеся основаниями гражданско-правовой ответственности, за исключением случаев, когда вина не является условием ответственности.

Недоказанность любого из указанных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права.

Компенсация морального вреда, являясь мерой гражданско-правовой ответственности, предполагает наличие состава гражданского правонарушения:

- совершение действий (бездействий), посягающих на нематериальные блага или личные неимущественные права;

- нравственные или физические страдания;

- причинная связь между действиями (бездействиями) и страданиями;

- вина причинителя вреда (за исключением случаев, установленных ст. 1100 ГК РФ, когда вина причинителя вреда не является условием ответственности).

Лицо, которое просит возместить причиненный ему вред, должно доказать первые три из указанных условий.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не установлено наличие вышеприведенных составов гражданского правонарушения как для возмещения убытков (ущерба), так и для компенсации морального вреда, поэтому основания для удовлетворения требования Гущина Н.И. о взыскании с ГУ «ЦЗН г. Владимира» ущерба в сумме пособия по безработице, составляющего ### руб., за прошедшие 9 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ### руб., а также компенсации морального вреда в размере ### руб. отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Гущина Н.И. к Государственному учреждению «Центр занятости населения города Владимира», Донскову А.Ю., Сергеевой Н.С. о признании действий директора Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» Донскова А.Ю. и заместителя директора Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» Сергеевой Н.С. незаконными, назначении пособия по безработице в связи с окончанием первого (6-месячного) периода выплаты пособия по безработице с учетом общего стажа и средней заработной платы за последние 3 месяца, назначении материальной помощи в связи с неназначением пособия по безработице, взыскании с Государственного учреждения «Центр занятости населения города Владимира» ущерба в сумме пособия по безработице за прошедшие 9 месяцев и компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Якушев П.А.

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2011 г.

Председательствующий судья Якушев П.А.