2-3066/2011(о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность)



    Дело № 2- 3066/2011

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    31 августа 2011 года

        Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

        председательствующего судьи Осиповой Н.И.,

        при секретаре Курылевой Т.Н.,

    с участием истца Лукашева Е.М.,

    представителя истца адвоката Доценко Е.В., действующей по ордеру ### от ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя истца по устному ходатайству Лукашевой Е.Е.,

    представителя ответчика Антиповой И.В., действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя третьего лица управления земельными ресурсами администрации г.Владимира Антиповой И.В., действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя третьего лица управления архитектуры и строительства администрации г.Владимира Антиповой И.В., действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукашева Е.М. к администрации г.Владимира о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Лукашев Е.М. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Владимира о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

В обоснование искового заявления истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация города Владимира сдала ему в аренду земельный участок ###, площадью 1559 кв.м., кадастровый номер ###, расположенный по адресу: <...>, для строительства дома усадебного типа. Договор аренды неоднократно пролонгировался, в настоящий момент он действует до ДД.ММ.ГГГГ. Все арендные платежи вносятся истцом в установленный договором аренды срок в полном объеме. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, отведен для содержания индивидуального жилого дома, находится в государственной собственности и передан в распоряжение муниципального образования г.Владимир, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. При этом в кадастровый паспорт внесено обременение земельного участка арендой в его пользу. Считает, что имеет исключительное право на безвозмездное приобретение указанного земельного участка в собственность (приватизацию) в порядке п.1 ст.36 ЗК РФ, как собственник строения, расположенного на земельном участке. В настоящее время возводит на спорном земельном участке индивидуальный жилой дом, который не завершен строительством. Истец неоднократно обращался в управление земельными ресурсами администрации города Владимира с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### в удовлетворении его заявления ему было отказано на основании п.1 ст.36 ЗК РФ, поскольку у него в собственности объект незавершенного строительства, а не жилой дом. Полагает, что договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Не завершенный строительством жилой дом не является самовольной постройкой. Имеется разрешение на его строительство, выданное управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира на строительство жилого дома усадебного типа по адресу: <...> от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка, утвержденный Постановлением главы города Владимира ДД.ММ.ГГГГ ###. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено свидетельство о праве собственности на незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилой дом, площадь застройки 72 кв.м. степень готовности 80%, расположенный по адресу: <...>, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...>, серии <...>. Считает, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу дом, незаконен, создает препятствия к осуществлению в полном объеме права собственности данным объектом. Просит признать незаконным отказ управления земельными ресурсами администрации <...> предоставить Лукашеву Е.М. в собственность земельный участок площадью 1559 кв.м, кадастровый номер ###, расположенный по адресу: <...>, участок 267; обязать Администрацию города Владимира в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить для подписания Лукашеву Е.М. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1559 кв.м, кадастровый номер ###, расположенный по адресу: <...>.

В судебном заседании истец, представители истца поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика, представитель третьих лиц возражала относительно удовлетворения искового заявления, указав в обоснование возражений, что в соответствии со статьями 11, 28, 29 и 36 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Владимира и Лукашевым Е.М. был заключен договор аренды ### земельного участка кадастровый номер ### площадью 1559 кв.м. расположенного по адресу: <...> для строительства жилого дома усадебного типа. ДД.ММ.ГГГГ Лукашев Е.М. обратился в администрацию города Владимира с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка кадастровый номер ### площадью 1559 кв.м, расположенного по адресу: <...> с приложением необходимых документов в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ №370 от 30.10.2007 г. Письмом управления земельными ресурсами города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Лукашеву Е.М. было отказано в оформлении истребуемого участков в собственность по следующим основаниям. Для предоставления земельного участка в собственность в соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ существенным является не только нахождение на спорном земельном участке принадлежащего истцу объекта незавершенного строительства, но и введение объекта капитального строительства в эксплуатацию. Таким образом, отказ Лукашеву Е.М. в предоставлении в собственность земельного участка полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ и у администрации города Владимира отсутствует обязанность по предоставлению истребуемого участка в собственность в соответствии со ст.36 Земельного Кодекса РФ. Просит отказать Лукашеву Е.М. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, исследовав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

На основании ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье (сособственники), совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с абз. 2 п. ч. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В силу ч. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 ст. 36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании п. 3.26 Положения об управлении земельными ресурсами г. Владимира, утвержденного постановлением главы г. Владимира от 13.03.2003 № 110, управление осуществляет подготовку проектов решений (постановлений, распоряжений) органов местного самоуправления об изъятии, прекращении и предоставлении земельных участков или прав на них юридическим лицам и гражданам.

Согласно ЗК РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу города Владимира соответствующее решение принимается главой города в виде издания конкретного постановления или распоряжения об индивидуализированном объекте недвижимости.

Судом установлено, что Лукашеву Е.М. на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ###, дополнительного соглашения ### от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения ### от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения ### от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения ### от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU ### принадлежит на праве собственности незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства, назначение жилой дом, общей площадью 72 кв.м., расположенный по адресу: <...>, инвентарный номер ###, лит.А, степень готовности 80%, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <...>.

Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 1559 кв.м. с кадастровым номером ###, отведенном под жилую застройку, находящемся в государственной собственности, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из Государственного кадастра недвижимости) ###, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области.

ДД.ММ.ГГГГ Лукашев Е.М. в порядке ст. 36 ЗК РФ обратился в управление земельными ресурсами администрации г. Владимира с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка.

Заявителем были представлены все документы, указанные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370.

Письмом администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### истцу было сообщено, что применение положений статьи 36 ЗК РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений и сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Между тем, статья 36 ЗК РФ не содержит требований о том, что для оформления в собственность земельного участка в порядке, определенном этой статьей, необходимо иметь в собственности завершенный строительством объект.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в данной статье.

Право собственности Лукашева Е.М. на незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: запись регистрации ###.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обжалуемый отказ администрации г. Владимира в передаче Лукашеву Е.М. земельного участка нарушает права и законные интересы истца как собственника объекта недвижимости и создает препятствия к осуществлению в полном объеме права собственности истца на незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на спорном земельном участке.

В этой связи суд полагает заявление Лукашева Е.М. обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, главой 25 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Лукашева Е.М. удовлетворить.

Признать отказ администрации города Владимира в предоставлении в собственность Лукашеву Е.М., земельного участка площадью 1559 кв.м, кадастровый номер ### расположенного по адресу: <...> незаконным.

Обязать администрацию <...> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить для подписания Лукашеву Е.М. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1559 кв.м., кадастровый номер ###, расположенного по адресу: <...>

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                                Н.И. Осипова

Решение принято в окончательной форме 05 сентября 2011 года.

Председательствующий судья                                                                               Н.И. Осипова