2-3426/2011 (о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий)



Дело № 2-3426/ 2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011 год г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи И.Н.Мысягиной

при секретаре Клюевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (заявлению) Смирновой А.В. об оспаривании пункта 8, пункта 8.2 постановления администрации города Владимира №454 от 11.05.2011г. «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановление главы города Владимира от 01.02.2011г. №277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г. №195» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

у с т а н о в и л :

Смирнова А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании п.п. 8, 8.2 постановления главы администрации города Владимира №454 от 11.05.2011г. «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановление главы города Владимира от 01.02.2011г. № 277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г. №195», в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обосновании заявленных требований указала, что она является инвалидом второй группы, ветераном Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов», Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет субвенций из федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как инвалида второй группы, ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г. с приложением всех необходимых документов.

Пунктом п.8, п. 8.2 постановления главы г. Владимира от 11.05.2011г. №454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменения в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. №277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г. №195» ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, так как размер общей площади занимаемого жилого помещения превышает установленный решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005г. № 164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» размер учетной нормы 12 кв. метров и менее площади жилого помещения на одного человека.

Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку, жилое помещение по адресу: <...>, в котором она зарегистрирована и проживает принадлежит на праве собственности ее внуку ФИО5, который челном ее семьи не является. С учетом того, что она жильем не обеспечена, считает отказ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и необоснованным.

Просит отменить п.п. 8, 8.2 постановления главы администрации г. Владимира №454 от 11.05.2011г., которыми ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложить на администрацию г. Владимира обязанность принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель администрации г. Владимира Гуржос Д.С. с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении.

В обосновании своих возражений суду указал, что п.8, п. 8.2 постановления главы администрации г. Владимира от 11.05.2011г. №454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. № 277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г. № 195» является законным и обоснованным, поскольку размер общей площади занимаемого Смирновой А.В. жилого помещения превышает установленный Владимирским городским Советом народных депутатов от 19.05.2005г. № 164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» размер учетной нормы 12 кв.м. и менее площади жилого помещения на одного человека.

Просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном обьеме.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, требования Смирновой А.В. поддержал и просит их удовлетворить.

Исследовав материалы дела, выслушав обьяснения участников процесса, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Смирнова А.В. является инвалидом второй группы, ветераном Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г. и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой начальника отдела социальной защиты населения по Фрунзенскому району г. Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как инвалида второй группы, ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г. с приложением всех необходимых документов.

Пунктом п.8, п. 8.2 постановления главы г. Владимира от 11.05.2011г. №454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменения в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. №277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г. №195» ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, так как размер общей площади занимаемого жилого помещения превышает установленный решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005г. № 164 « Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» размер учетной нормы 12 кв. м и менее площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ч.3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

Поскольку на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение и отношения, связанные с принятием граждан на учет, носят публичный характер, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая наличие полномочий органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пунктом 14 указанного Порядка установлено, что граждане считаются принятыми на учет со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования соответствующего решения жилищной комиссии.

Следовательно, глава г. Владимира имеет полномочия по принятию постановления по вопросу о признании или об отказе в признании гражданина нуждающемся в жилых помещениях.

Суд приходит к выводу о том, что постановление главы г. Владимира от 11.05.2011г. № 454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. №277 и постановление главы администрации г. Владимира от 15.04.2011г. № 195» принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.

При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом установлено, что согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии с п. 6 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии.

Согласно п. 12 указанного Порядка в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.

Заявление было подано Смирновой А.В. ДД.ММ.ГГГГ Решение жилищной комиссии при администрации г. Владимира об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Смирновой А.В. принято ДД.ММ.ГГГГ

Постановление главы г. Владимира №454, пунктами 8, 8.2 которого Смирновой А.В. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок. В постановлении приведены мотивы, по которым Смирновой А.В. отказано в принятии на учет.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения был соблюден.

Устанавливая, соответствует ли содержание оспариваемых пунктов 8, 8.2 постановления главы г. Владимира от 11.05.2011г. №454 требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Смирнова А.В., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является инвалидом второй группы, ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона № 5– ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», что подтверждается справкой ### от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отдела социальной защиты населения по Фрунзенскому району г. Владимира и не оспаривалось представителем администрации г. Владимира в ходе судебного заседания.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки инвалидов войны, в частности, относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» определено, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» из условий обеспечения ветеранов жильем исключено положение о том, что они должны были встать на учет до 01.03.2005 г.

Следовательно, для решения вопроса о постановке Смирновой А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях необходимо установить, является ли она нуждающейся в жилых помещениях. При этом не требуется признание ее малоимущей.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В ходе судебного заседания установлено, что Смирнова А.В., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, проживает в квартире по адресу : <...>, принадлежащей на праве собственности ФИО5 Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия ###, выданным Центром государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ

Смирнова А.В. зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем ТСЖ-110 г. Владимира

Квартира, расположенная по адресу : <...>, состоит из одной жилой комнаты и имеет общую площадь 32,5 кв. метров, жилую – 17, 2 кв.м.

По указанному адресу Смирнова А.В. проживает и зарегистрирована, поскольку не имеет другого жилого помещения для проживания. Кроме того, из решения врачебной комиссии МБУЗ «ГКБ №5» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию здоровья Смирнова А.В. нуждается в постоянном постороннем уходе.

Смирнова А.В. жилых помещений на праве собственности не имеет, что подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Владимирский филиал от ДД.ММ.ГГГГ ###.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Смирнова А.В. не является членом семьи собственника жилого помещения – ФИО5, поскольку последний вместе с членами своей семьи в настоящее время вынужден проживать в <...>, расположенной в <...>.

По указанному адресу Смирнова А.В. проживает по устной договоренности с собственником квартиры ФИО5, но не является членом ее семьи. Данная квартира является однокомнатной квартирой, жилая площадь которой составляет 17, 2 кв. метров. Смирнова А.В. по состоянию своего здоровья нуждается в посторонней помощи.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявитель является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Отдавая дань глубокого уважения ветерану Великой Отечественной войны, у суда отсутствуют основания сомневаться в правдивости обьяснений Смирновой А.В., при том, что администрацией г. Владимира не приведены доказательства, опровергающие данные обьяснения.

Согласно п. 23 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные пунктом 9 данного Порядка все необходимые для принятия на учет документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; не истек срок, предусмотренный пунктом 5 данного Порядка.

Поскольку заявителем были представлены все документы, предусмотренные пунктом 9 указанного Порядка, которые подтверждают право Смирновой А.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, у администрации г. Владимира отсутствовали основания для применения пункта 5 Порядка к заявителю, у жилищной комиссии отсутствовали основания отказывать в принятии Смирновой А.В. на учет.

Таким образом, на основании представленных Смирновой А.В. документов в жилищную комиссию она должна была быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Документы и доказательства, представленные в судебных заседаниях, дополнительно подтверждают право Смирновой А.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Однако и без указанных документов у жилищной комиссии отсутствовали основания для отказа в принятии Смирновой А.В. на учет.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что пункт 8, п. 8.2 постановления главы г. Владимира от 11.05.2011г. № 454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. № 277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г. № 195» противоречит закону и нарушает право Смирновой А.В. быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поэтому суд, признав незаконным пункт 8, пункт 8.2 постановления главы г. Владимира от 11.05.2011г. № 454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. №277 и постановление главы администрации г. Владимира от 15.04.2011г. №195», полагает необходимым обязать администрацию города Владимира принять Смирнову А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании заявления о принятии на учет, поданного в администрацию г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Оспариваемые пункты содержатся в постановлении главы г. Владимира от 11.05.2011г. №454. Уведомление об отказе в признании Смирновой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ Заявление в суд Смирнова подала ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока, предусмотренного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Смирновой А.В. об отмене пункта 8, пункта 8.2 постановления главы г. Владимира от 11.05.2011г. № 454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. №277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г. №195» и возложении обязанности на администрацию города Владимира принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании заявления о принятии на учет удовлетворить.

Отменить пункт 8, пункт 8.2 постановления главы г. Владимира от 11.05.2011г. №454 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление главы г. Владимира от 01.02.2010г. № 277 и постановление главы администрации города Владимира от 15.04.2011г.№ 195» об отказе Смирновой А.В. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию города Владимира принять Смирнову А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании заявления о принятии на учет, поданного в администрацию г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.Н. Мысягина

Мотивированное решение суда изготовлено 30.09.2011г.

Стороны вправе ознакомиться с решением суда 30.09.2011г.

Судья И.Н. Мысягина