Дело № 2 - 2836/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Владимир 19 августа 2011 года Октябрьский районный суд г. Владимира в составе: председательствующего судьи Гвоздилиной И.В. с участием прокурора Бабукиной С.В., при секретаре Мясниковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Владимира, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Владимира, Управлению жилищно - коммунального хозяйства администрации г. Владимира, Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» о понуждении привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Владимира обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации г. Владимира, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира (далее УЖКХ), Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» (далее МБУ г. Владимира «Благоустройство») о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования <данные изъяты>, и понуждении в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и привести автомобильную дорогу в соответствие с требованиями Государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы». В обоснование иска указано, что нормами законодательства определена обязанность администрации г. Владимира, УЖКХ обеспечивать содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования на территории г. Владимира. В соответствии с решением Совета народных депутатов г. Владимира от 18.11.2009 г. № 234 и постановлением главы г. Владимира от 15.12.2009 г. № 4005 основными функциями МБУ г. Владимира «Благоустройство» являются: организация содержания, текущего и капитального ремонта объектов внешнего благоустройства (дорог, тротуаров и т.д.), выполнение функций заказчика. Постановлением главы города от 04.03.2010 г. № 666 из состава муниципальной казны г. Владимира исключены объекты внешнего благоустройства в связи с закреплением их за Учреждением на праве оперативного управления. Таким образом, субъектами правоотношений по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения являются администрация г. Владимира, Управление ЖКХ администрации г. Владимира и МБУ г. Владимира «Благоустройство». Жители ул. Неповторимая мкрн. Юрьевец г. Владимира обращались в прокуратуру города по вопросу неудовлетворительного содержания обочин автомобильной дороги от ул.Гвардейская до ул. Неповторимая. Прокуратурой г. Владимира совместно с дорожной инспекцией ОГИБДД УВД по г. Владимиру 16.06.2011 г. проведено обследование дорожного полотна указанной автомобильной дороги, в ходе которого установлено, что на обочине дороги в районе родника имеется просадка грунта длиной 2 м, шириной 1,2 м, глубиной 50 см. Таким образом, в ходе проверки установлено, что из-за бездействия ответчиков, в ведении которых находятся дороги местного значения, не обеспечивается соответствие состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, создаются препятствия для нормальной работы общественного транспорта, нарушаются права неопределенного круга лиц – граждан на безопасное передвижение по улицам города, создается угроза дорожного движения, сохранения жизни и здоровья по причине неудовлетворительного состояния дорог. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Представитель администрации г. Владимира в суд не явился по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном ранее письменном отзыве указал, что исковые требования не признает, поскольку велась и ведется постоянная и планомерная работа по ремонту дорог в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на данные цели. Так, в 2010 году выполнялся ремонт дорог в мкрн. Юрьевец г. Владимира, в 2008 году производился текущий ремонт дороги по улицам Гвардейская – Неповторимая – Березовая. Указанный участок дороги включен в план ремонта дорог МБУ г. Владимира «Благоустройство» на 2011 год. Также указал, что администрация г. Владимира является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку функции организации содержания, текущего и капитального ремонта дорог и функции заказчика по ремонту и содержанию дорог переданы МБУ г. Владимира «Благоустройство». Считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель УЖКХ просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что решением Совета народных депутатов г. Владимира от 18.11.2009 г. № 234 создано Муниципальное бюджетное учреждение г. Владимира «Благоустройство». В соответствии с постановлением главы г. Владимира от 15.12.2009 г. № 4005 определена основная цель создания данного учреждения: надлежащее и эффективное использование объектов внешнего благоустройства, а также основными функциями учреждения являются: организация содержания, текущего и капитального ремонта, а также реконструкция объектов внешнего благоустройства; выполнение функций заказчика. В соответствии с п.п. 2.1., 2.4., и 2.4.2. Устава МБУ г. Владимира «Благоустройство»: на городской территории выполняет функции заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства; организует проведение подрядных торгов на работы по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, заключает контракты на работы по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства. 24.12.2009 г. МБУ г. Владимира «Благоустройство» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Таким образом, ему переданы функции организации содержания, текущего и капитального ремонта дорог и также функции заказчика по ремонту и содержанию дорог. Также указал, что указанный участок дороги включен в план ремонта дорог на 2011 год. Представитель ответчика МБУ г. Владимира «Благоустройство» в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Учреждение создано в целях надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости для осуществления управленческих функций. На городской территории Учреждение выполняет функции Заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства и санитарной очистки города, сетей наружного освещения, жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры города Владимира, капитальному строительству реконструкции объектов внешнего благоустройства, сетей наружного освещения, жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры города Владимира. Согласно ст. 72 Федерального закона № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Следовательно, финансирование любого вопроса местного значения осуществляется на основе использования финансовых норм и нормативов, в соответствии с которыми определяются расходные обязательства муниципального образования и закрепляются соответствующие доходные источники. В целях приведения автомобильных дорог в надлежащее состояние на основании результатов проведенных конкурсов и открытых аукционов ежегодно заключаются муниципальные контракты. Автодорога от ул. Гвардейской до ул. Неповторимой мкрн. Юрьевец г. Владимира включена в план работ по ямочному ремонту в г. Владимире на 2011 год. Таким образом, МБУ г. Владимира «Благоустройство» проводит постоянную и планомерную работу по ремонту дорог. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что 16.06.2011 г. прокуратурой г. Владимира совместно ОГИБДД УВД по г. Владимиру проведена проверка соблюдения законодательства безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дороги от ул. Гвардейской до ул.Неповторимой мкрн. Юрьевец г. Владимира, по результатам которой установлено, что на обочине дороги в районе родника имеется просадка грунта длиной 2 м, шириной 1,2 м, глубиной 50 см. В соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. На основании ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Судом установлено, что администрацией г. Владимира, УЖКХ и МБУ г.Владимира «Благоустройство» в пределах своих полномочий, определяемых законодательством, регулирующим данные правоотношения, принимаются меры по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93. В материалы дела представлены: отчет о выполнении планов капитального и текущего ремонта дорог в 2009, 2010 и 2011 годах, из которых следует, что в мкрн. Юрьевец велись работы по капитальному и текущему ремонту дорог; дополнительный план работ по ямочному ремонту в г. Владимире на 2011 год, в том числе и по спорной автодороге. Согласно ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 08.1.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» к полномочиям органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ст. 14 Федерального закона № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Согласно ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно - эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Финансирование дорожного хозяйства может осуществляться также за счет межбюджетных трансфертов местным бюджетам из федерального бюджета (ст. 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) или бюджета субъекта Российской Федерации (ст.ст. 135 - 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией г.Владимира и УЖКХ и МБУ г. Владимира «Благоустройство» предпринимались и предпринимаются меры по приведению автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Таким образом, судом не установлено бездействие этих ответчиков по обеспечению содержания указанной автомобильной дороги, в связи с чем, отсутствуют основания для понуждения ответчиков произвести в соответствие с требования закона и ГОСТ указанную дорогу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать прокурору г. Владимира в удовлетворении исковых требований, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Владимира, Управлению жилищно - коммунального хозяйства администрации г. Владимира, Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» о понуждении привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней. Судья И.В. Гвоздилина