2-3274/2011 (о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при увольнении)



Дело № 2-3274/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Осиповой Н.И.

при секретаре Джафаровой В.В.

с участием прокурора Колосова А.Ю.

истца Алексеевой М.А.

представителей ответчика администрации Владимирской области Волозиной М.А., действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ, Чекушова Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ### сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Алексеевой М. А. к администрации Владимирской области о восстановлении о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Алексеева М. А. обратилась с иском к администрации Владимирской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы в размере 7000 руб. и компенсации морального вреда в размере ### руб.

В обоснование иска указала, что состояла в трудовых отношениях с администрацией Владимирской области на основании заключенного трудового договора от 29 июля 1993 года, работала перед увольнением специалистом-экспертом отдела обрабатывающих производств комитета по промышленной политике и науке администрации области. ДД.ММ.ГГГГ была уволена распоряжением Губернатора области ДД.ММ.ГГГГ ### на основании пункта 6 части первой статьи 33, части 9 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», постановления Губернатора области от 19.05.2011г. №485 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 20.03.2007г №195 «Об утверждении структуры и штатного расписания администрации области». Полагает, что при увольнении была нарушена установленная законом процедура увольнения по сокращению численности штата администрации области, поскольку ее незаконно предупредили о предстоящем сокращении во время нахождения на больничном. ДД.ММ.ГГГГ к ней на квартиру приехали сотрудники отдела по кадровой работе администрации области, предоставив предупреждение о предстоящем сокращении ее должности, которое она отказалась подписать ввиду нахождения на больничном. Выйдя ДД.ММ.ГГГГ на работу, подписала предупреждение о сокращении ее должности. Последний день работы должен был быть ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящем судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме, сославшись на те же доводы и правовые обоснования, что приведены в исковом заявлении. Просила восстановить в той же должности, что замещала до увольнения.

Представители ответчика иск не признали. Суду пояснили, что процедура увольнения была соблюдена. В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Действующее законодательство, регулирующее прохождение государственной гражданской службы, а также трудовое законодательство не содержит запрета для представителя нанимателя сообщить гражданскому служащему о предстоящем сокращении замещаемой должности в период его временной нетрудоспособности. Истцу предлагались для замещения различные должности в органах администрации области, но она от указанных предложений отказалась. Увольнение является законным, поэтому взыскание заработной платы в размере 7000 руб. противоречит ст.394 ТК РФ.

Выслушав стороны, прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Квалификационные требования к должностям гражданской службы изложены в ст.12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которыми квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Суд приходит к выводу, что требования ст.31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в отношении истца работодателем выполнены в полном объеме.

В соответствии с данным законом при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Распоряжением главы администрации Владимирской области от 14.07.1993г. №554-р Алексеева М.А. принята в департамент экономики и промышленности на должность специалиста 1 категории отдела легкой промышленности и местных промыслов с 29 июля 1993 года.

Постановлением Губернатора области от 20.03.2007г. №195 утверждена структура и штатное расписание администрации области.

Постановлением Губернатора области от 19.05.2011г. №485 в отделе обрабатывающих производств комитета по промышленной политике и науке сокращена должность специалиста-эксперта с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### Алексеева М.А. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы специалиста-эксперта отдела обрабатывающих производств комитета по промышленной политике и науке администрации области и уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Основание для издания приказа: пункт 6 части первой статьи 33, часть 9 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», постановление Губернатора Владимирской области от 19.05.2011г. №485 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 20.03.2007г №195 «Об утверждении структуры и штатного расписания администрации области».

Как следует из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ ### во исполнение распоряжения Губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ истцу перечислено ### руб. 65 коп.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об отказе специалиста-эксперта отдела обрабатывающих производств комитета по промышленной политике и науке администрации области Алексеевой М.А. от ознакомления под роспись с предупреждением о сокращении должности государственной гражданской службы. В акте отражено, что истец отказалась от ознакомления с предупреждением о сокращении должности под роспись, мотивировав тем, что распишется на предупреждении после выхода на работу по окончании больничного листа.

Исполняющий обязанности Губернатора области письмом от ДД.ММ.ГГГГ информировал председателя профсоюзного комитета администрации Владимирской области о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в комитете по промышленной политике и науке администрации области сокращаются должности, в том числе должность специалиста-эксперта в отделе обрабатывающих производств (Алексеева М.А.). Председателем профкома письмо получено ДД.ММ.ГГГГ

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ### председатель профкома уведомил суд, что Алексеева М.А. не состояла на учете в профсоюзной организации администрации области. Истец подтвердила в судебном заседании данное обстоятельство.

При увольнении государственного служащего в связи с сокращением штата должна быть соблюдена определенная действующим законодательством процедура: сообщение о предстоящем увольнении за два месяца (пункт 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ), предоставление гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Закона), информирование о предстоящем сокращении штата выборного профсоюзного органа (статья 38 Закона).

ДД.ММ.ГГГГ истец была ознакомлена с предупреждением о сокращении должности государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истцу была предложена для замещения должность специалиста 1 разряда жилищного фонда и развития объектов благоустройства департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации области, от которой истец ДД.ММ.ГГГГ отказалась.

ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой М.А. в предупреждении о сокращении должности государственной гражданской службы предлагалась для замещения должность специалиста 1 разряда отдела бухгалтерского учета и контроля департамента лесного хозяйства администрации области, с которой она не согласилась, о чем собственноручно написала на уведомлении ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ДД.ММ.ГГГГ отказалась от должности специалиста 1 разряда отдела компенсационных выплат и социальных гарантий департамента социальной защиты населения администрации области, предложенной ей ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения о высвобождаемых работниках, нуждающихся в помощи по трудоустройству, администрацией области были направлены в ГУ «ЦЗН» г. Владимира, что подтверждается штампом ГУ «ЦЗН» г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ

Действительно, Алексеева М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно находилась на больничном.

Доводы истца о том, что была нарушена процедура увольнения, являются надуманными и не основанными на действующем законодательстве, которое не запрещает предупреждать о предстоящем увольнении в период нахождения на больничном.

Истец ссылается на ст.180 ТК РФ, в силу которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Вместе с тем, в данной статье не содержится указание на то, что предупреждение о предстоящем увольнении не допускается в период временной нетрудоспособности. Не содержится такой нормы и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым надлежит руководствоваться в рассматриваемом случае.

Что касается компенсации морального вреда, то исходя из положений ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Судом бесспорно установлено, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата истец была предупреждена персонально и под роспись. Ей были письменно предложены вакантные должности государственной службы. При увольнении истцу были выплачены денежные средства в установленном размере.

Оснований для вывода о том, что при увольнении истица была незаконно лишена возможности занять иную должность, которая ей могла быть предложена, не имеется. Таким образом, оснований для восстановления истца в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы не имеется.

Поскольку суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении истца в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы, то отсутствуют основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и заработной платы в размере 7000 руб. По общим правилам, для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие его вины и причинно-следственной связи между наступившим последствиями и действиями ответчика.

Право на труд, гарантированное Конституцией Российской Федерации, в отношении Алексеевой М.А. не нарушено, поскольку при сокращении замещаемой должности ей предлагались иные должности, которые она замещать отказалась.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Алексеевой М. А. в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе, взыскании заработной платы в размере 7000 руб. и компенсации морального вреда в размере ### руб. отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.И. Осипова

Решение принято в окончательной форме 14 сентября 2011 года.

Председательствующий судья Н.И. Осипова