2-3724/2011(о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по оформлению охранного обязательства)



Дело № 2-3724/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«13» октября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Орешкиной О.Ф.,

при секретаре Сафоновой К.Ф.,

с участием прокурора Тихоновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению Прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира и возложении обязанности по оформлению охранного обязательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Владимира обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и возложении обязанности по оформлению в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранного обязательства на памятник В.И. Ленину ( скульптор Котикин А.Л.),1925 года, расположенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, являющийся памятником искусства, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории муниципального образования г. Владимир. Установлено, что в соответствии с Решением исполнительного комитета Владимирского областного совета народных депутатов от 18.04.1978 № 447/8 «О дополнении решения облисполкома от 05 октября 1960 г. № 754 «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области памятник В.И. Ленину (скульптор Котикин А.Л.), 1925 г., распложенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, является памятником искусства. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### данный памятник является собственностью муниципального образования город Владимир. На основании постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### данный объект передан в оперативное управление МБУ «Благоустройство». В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 48 названного закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. В силу ч. 8 ст. 18 Закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.п. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона с 2003 года и по настоящее время администрацией г. Владимира охранное обязательство на памятник Ленину В.И. ( скульптор ФИО4),1925 года, расположенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, являющийся памятником искусства, оформлено не было. В соответствии со ст. 4 Решения Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.10.2002 г. N 170 (ред.от 26.01.2011 г.) « О новой редакции «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владимира», муниципальное образование город Владимир является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Совет народных депутатов города Владимира, а администрация города Владимира от имени собственника. В силу закона администрация г. Владимира, осуществляющая управление муниципальной собственностью г.Владимира от имени собственника, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности помощник прокурора Тихонова С.С. заявление поддержала по изложенным основаниям.

Представитель администрации г. Владимира Гуржос Д.С. (по доверенности) в суде пояснил, что заявление прокурора города Владимира не отвечает требованиям нормативного правового акта и постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2. Содержание заявления не позволяет определить перечень лиц, которым предъявлены соответствующие требования. Заявителем не доказано бездействие администрации города и не установлена причинно-следственная связь между вероятным бездействием и наступившими последствиями, не доказано, в чем выражается нарушение прав и свобод представляемых лиц. Указывает, что Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 утратило юридическую силу, поскольку истек срок его действия, в связи с чем, его нормы недопустимо применять к спорным правоотношениям. На основании п.2 ч.2 ст. 149, главы 25 ГПК РФ, просит суд в удовлетворении заявления прокурора города Владимира отказать.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Куликов А.В. (по доверенности) в суде поддержал заявление прокурора, пояснил, что объект культурного наследия «Памятник В.И.Ленину, 1925 г.», принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов от 18.04.1978 г. № 447/8 и в соответствии со ст.64 ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр. Муниципальное образование город Владимир является собственником указанного объекта культурного наследия. В соответствии с ч.3 ст. 48 закона № 73-ФЗ определено, что именно собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия. Частью 4 ст.48 Закона № 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.3.17 Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 17.10.2007 г. № 774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.

Постановлением Губернатора области от 12.05.2009 г. № 384 утвержден административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Согласно регламенту охранное обязательство оформляется Государственной инспекцией на основании письменного заявления собственника (пользователя) с приложением необходимых документов.

Считает заявленные требования обоснованными, полагает возможным возложить на администрацию г.Владимира-собственника указанного памятника искусства обязанность по оформлению охранного обязательства.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Благоустройство» Смирнов Д.А.(по доверенности) оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив при этом, что выявленный объект культурного наследия передан в пользование МБУ «Благоустройство» на праве оперативного управление на основании постановления главы г.Владимира. На данный момент право пользования на данный объект не зарегистрировано в установленном порядке. Зарегистрировано право постоянного пользования земельным участком под этим памятником. Считает, что администрация г.Владимира, как собственник объекта культурного наследия, обязана оформить охранное обязательство на данный памятник.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1ст.45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Данное право предоставлено ему в том числе при обращении с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ ( п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2)

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия(памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия( памятников истории и культуры) местного ( муниципального значения, расположенных на территории городского округа.

Судом установлено, что в собственности муниципального образования город Владимир находится памятник В.И. Ленину ( скульптор Котикин А.Л.), 1925 года, расположенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, что подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ ###.

На основании решения исполнительного комитета Владимирского областного совета народных депутатов от 18.04.1978 № 447/8 «О дополнении решения облисполкома от 05 октября 1960 г. № 754 «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области памятник В.И. Ленину (скульптор Котикин А.Л.), 1925 г., распложенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, является памятником искусства, поставлен на государственную охрану.

На основании постановления главы города Владимира от 23.08.2010 г. № 2959 данный объект передан в оперативное управление МБУ «Благоустройство».

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 48 данного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.

В соответствии с п. 3.17 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 г. № 774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 г. № 384 утвержден Административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Данная функция исполняется без взимания платы.

Поскольку из вышеуказанных положений следует, что именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, Администрация г. Владимира, осуществляющая владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на указанный памятник, поскольку иного порядка не установлено договором между собственником Администрацией г.Владимира и пользователем МБУ «Благоустройство», иного суду не представлено.

Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Неисполнение данной обязанности объективно влечен за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, реализацию прав народов и иных этнических общностей в РФ на сохранение и развитие своей культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания муниципального образования – на защиту и сохранение в установленном законом порядке памятника культуры как источника информации о зарождении и развитии культуры. С учетом изложенного довод представителя администрации г. Владимира о недоказанности наличия нарушений бездействием прав представляемых лиц является неосновательным и не может быть принят судом во внимание.

По изложенным основаниям суд полагает подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: памятник В.И. Ленину (скульптор Котикин А.Л.), 1925 г., распложенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, являющийся памятником искусства.

В целях устранения указанного нарушения суд считает обоснованным требование прокурора о возложении обязанности на администрацию г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на памятник В.И. Ленину (скульптор Котикин А.Л.), 1925 г., распложенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, являющийся памятником искусства, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок, по мнению суда, является разумным с учетом сроков исполнения административных процедур, установленных Административным регламентом исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 г. № 384, а также принимая во внимание, что указанная государственная функция исполняется без взимания платы.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора города Владимира удовлетворить.

Признать бездействие администрации города Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия - памятник В.И. Ленину (скульптор Котикин А.Л.), 1925 г., незаконным.

Обязать администрацию города Владимира оформить охранное обязательство на памятник В.И. Ленину (скульптор Котикин А.Л.), 1925 года, распложенный по адресу: г.Владимир, Соборная площадь, являющийся памятником искусства, в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья О.Ф.Орешкина

Решение изготовлено в окончательной форме 18.10.2011 г.

Судья О.Ф.Орешкина