Дело №2-3182/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» августа 2011г. г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Горячевой А.В.,
при секретаре Бариновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Баранова А. И. о признании незаконными действий ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира,
У С Т А Н О В И Л :
Баранов А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира по вынесению решений о привлечении Баранова А. И. к ответственности за совершение налогового правонарушения № ### от ДД.ММ.ГГГГ по ст.119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. № 229-ФЗ и назначении штрафа в размере по 1000 руб. за каждое правонарушение в части назначения размера штрафа и устранении допущенных нарушений.
В обоснование заявления Баранов А.И. указал, что ДД.ММ.ГГГГ из ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира им были получены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № ### от ДД.ММ.ГГГГ по ст.119 НК РФ и назначении штрафа 1000 руб. за каждый факт нарушения ст.119 НК РФ.
В указанных решениях были рассмотрены акты камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ###, которые выявили факт не сдачи им, как ИП, налоговых деклараций за периоды ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ он не является индивидуальным предпринимателем, это подтверждается свидетельством о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
На данные акты камеральной налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ он предоставил свои возражения, которые не повлияли на вынесение решения. Затем им была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, в ответ на которую, также был получен отказ и оставлено в силе решение налогового органа. В своих возражениях и апелляционной жалобе он указывал, что не согласен с выводами и предложениями проверяющего в части размера штрафа, указанного в каждом конкретном случае.
Действия налогового органа считает неправомерными по следующим основаниям.
Суть налогового правонарушения, указанного в ст.119 НК РФ состоит в непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 настоящей статьи.
Таким образом, по данной статье, он не предоставил налоговую декларацию в установленный на то срок в ### соответственно. То есть, он совершил налоговое правонарушение, предусмотренное данной статьей именно в тот период - в ### Ст. 119 НК РФ указывает именно на непредставление налоговой декларации в установленный законом срок, а не на дату сдачи не достающих налоговых деклараций, которые ему понадобились для закрытия ИП.
На момент совершения налогового правонарушения по непредставлению налоговой отчетности действовала санкция, предусматривающая за нарушение взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Поправка, увеличивающая минимальную сумму штрафа до 1000 руб. была введена в ДД.ММ.ГГГГ ФЗ №229-ФЗ от 27 июля 2010 года. Так же в данном законе п. 13 ст. 10 указано, что только в случаях, если новая редакция НК РФ предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее, то за правонарушение совершенное до ДД.ММ.ГГГГ штраф назначается согласно новой редакции НК РФ. То есть по аналогии, если новая редакция ужесточает санкцию, то применяется санкция за правонарушение совершенное до ДД.ММ.ГГГГ, а не предоставление налоговой декларации произошло в ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в соответствии со старой редакцией.
При вынесении решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № ### от ДД.ММ.ГГГГ по ст.119 НК РФ заместителем начальника ИФНС по Октябрьскому району г.Владимира были проигнорированы ст.ст.54, 57 Конституции РФ и не были приняты во внимание его возражения от ДД.ММ.ГГГГ В итоге, ему были назначены по решениям № ### от ДД.ММ.ГГГГ штрафы в размере 1000 руб. в каждом конкретном случае, что является нарушением основ права и Конституции РФ.
На основании изложенного Баранов А.И. просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании заявитель Баранов А.И. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира Епифанова Т.Л. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что согласно решениям № ### от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенным по итогам рассмотрения актов камеральных налоговых проверок № ### от ДД.ММ.ГГГГ Баранов А.И. привлечен к налоговой ответственности предусмотренной ст.119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Общая сумма штрафа по указанным решениям составляет 6000 руб.
Баранов А.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
В соответствии с п.2 ст.80 НК РФ не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Согласно п.3 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Таким образом, обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию возникает, если из положений действующего законодательства об определенном виде налога следует, что это лицо относится к числу плательщиков данного налога.
Из материалов проверки следует, что в период осуществления предпринимательской деятельности Баранов А.И. находился на упрощенной системе налогообложения.
Следовательно, между моментами начала и окончания осуществления деятельности, подпадающей под действие упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при этом отсутствие у налогоплательщика дохода от данного вида деятельности не освобождает его от обязанности своевременной подачи налоговой декларации.
Таким образом, в период осуществления предпринимательской деятельности и нахождения в статусе индивидуального предпринимателя у Баранова А.И. существовала обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком должны были быть представлены не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Следовательно, налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком должны были быть представлены не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В ходе камеральных налоговых проверок было установлено, что вышеперечисленные налоговые декларации Барановым А.И. были представлены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного законодательного о налогах и сборах срока.
Согласно ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с п.п.1,3 ст.110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Таким образом, Баранов А.И., находясь в статусе индивидуального предпринимателя, не исполнив обязанность по своевременному предоставлению налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ, мог и должен был осознавать вредный характер последствий, возникших вследствие своих действий.
В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом РФ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ в статью 119 НК РФ внесены изменения, согласно которым за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета установлен штраф в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона № 229-ФЗ в качестве общего правила установлено, что данный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 10 Федерального закона № 229-ФЗ установлены иные сроки вступления в силу. Следовательно, указанный закон вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания ст. 119 НК РФ следует, что штрафные санкции применяются исходя из содержания представленной налоговой декларации, так как до ее подачи налоговому органу не известно, о размере недоимки по налогу, от неуплаченной суммы которой исчисляется штраф и о продолжительности просрочки. Следовательно, моментом совершения правонарушения, выраженным в непредставлении налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, является дата представления налоговой декларации в налоговый орган.
Таким образом, так как на момент совершения Барановым А.И. налогового правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) вступил в силу ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010г. должен быть применен штраф по ст.119 НК РФ, действующей в редакции ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010 г.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе данных деклараций, составляет 0 руб., следовательно, штраф по ст.119 НК РФ применяется в минимальном размере - 1000 руб. за каждое совершенное правонарушение.
Таким образом, налоговым органом правомерно решено привлечь Баранова А.И. к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 6000 рублей.
На основании вышеизложенного, ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира считает заявление Баранова А.И. на решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ### «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного представитель ИФНС по Октябрьскому району г.Владимира Епифанова Т.Л. просила в удовлетворении заявления Баранова А.И. отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст.114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Баранов А.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период осуществления предпринимательской деятельности и нахождения в статусе индивидуального предпринимателя у Баранова А.И. существовала обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком должны были быть представлены не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком должны были быть представлены не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В ходе камеральных налоговых проверок ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира было установлено, что вышеперечисленные налоговые декларации Барановым А.И. были представлены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного законодательного о налогах и сборах срока, что было отражено в актах камеральных проверок от ДД.ММ.ГГГГ №№ ###.
Решениями № ### от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенными по итогам рассмотрения вышеуказанных актов камеральных налоговых проверок, Баранов А.И. привлечен к налоговой ответственности предусмотренной ст.119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Общая сумма штрафа по указанным решениям составляет 6000 руб. по 1000 руб. за каждое правонарушение.
Баранов А.И. направил в УФНС России по Владимирской области апелляционную жалобу на вышеуказанные решения.
Решением заместителя руководителя УФНС России по Владимирской области ФИО1 апелляционная жалоба Баранова А.И. оставлена без удовлетворения, утверждены решения ИФНС России по октябрьскому району г.Владимира № ### «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
На момент вынесения решений о привлечении к ответственности Баранова А.И. ст.119 НК РФ действовала в редакции Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» от 27.07.2010 г. №229-ФЗ и предусматривала, что за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета установлен штраф в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона № 229-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых ст.10 Федерального закона № 229-ФЗ установлены иные сроки вступления в силу. Указанный закон вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со ст.10 п.13. Федерального закона № 229-ФЗ в случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Однако, при назначении Баранову А.И. штрафа по ст.119 НК РФ, действовавшей на момент представления им налоговых деклараций, налоговый орган не принял во внимание, что на момент совершения правонарушений Барановым А.И. ст.119 НК РФ действовала в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ и предусматривала, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
В соответствии со ст.5 ч.ч.2, 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
При таких обстоятельствах, действия ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира по вынесению решений о привлечении Баранова А.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения № ### от ДД.ММ.ГГГГ по ст.119 НК РФ в новой редакции в части взыскания с него штрафа в сумме 6 000 руб. по 1 000 руб. за каждое правонарушение, следует признать незаконными.
Суд считает, что при вынесении решений ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира должен был руководствоваться ст.119 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ и с учетом того, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе данных деклараций, составляет 0 руб., штраф по ст.119 НК РФ должен быть применен в минимальном размере - 100 руб. за каждое совершенное правонарушение, в общей сумме 600 руб.
Таким образом, заявление Баранова А.И. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Баранова А. И. удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира по вынесению решений о привлечении Баранова А. И. к ответственности за совершение налогового правонарушения № ### от ДД.ММ.ГГГГ по ст.119 НК РФ в части уплаты штрафа в размере 6 000 рублей по 1000 рублей за каждое правонарушение.
Взыскать с Баранова А. И. штраф за не предоставление в срок налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ по 100 (сто) рублей за каждое правонарушение в общей сумме 600 (шестьсот) рублей.
Возвратить Баранову А. И. уплаченную в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей с расчетного счета № ###.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней.
Председательствующий судья А.В.Горячева
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2011г.
Председательствующий судья А.В.Горячева