Дело № 2-3075/11
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2011 года г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Якушева П.А., Мухиной Е.В., |
с участием: истца Ахмедова Б.Г., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области – Куликова А. В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по исковому заявлению Ахмедова Б.Г. к управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Ахмедова Б.Г. обратился в суд с иском к управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира (с учетом уточнений) о признании права собственности на 97/1475 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер ###.
В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежит 33/500 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается Свидетельством о регистрации права собственности серии ### от ДД.ММ.ГГГГ
Указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ###, расположенном по адресу: <...>.
Согласно выписке из ЕГРП за ФИО5 зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения в размере 403/1475 доли на данный земельный участок, за ФИО6 – право пожизненного наследуемого владения в размере 100/1475 доли.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, установленных законом.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу п. 3 и 5 ст. 36 ЗК РФ, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 № 82-О «По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации», пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий совместное обращение в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления граждан или юридических лиц, являющихся сособственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, для приобретения прав на данный участок, по своему смыслу в системе действующего правового регулирования направлен на защиту прав и законных интересов всех собственников этих зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, и не может служить препятствием для реализации ими как участниками долевой собственности правомочий по распоряжению принадлежащими им долями в праве собственности на соответствующие строения, а также основанием для отказа в эффективной судебной защите.
Поскольку истцу не известно место нахождения других собственников дома, то отсутствует возможность для совместного обращения с заявлением о приватизации земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковое заявление по изложенным основаниям.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Сведений об уважительных причинах неявки суду не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Руководствуясь указанной нормой, с согласия истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области – оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Пояснил, что земельный участок, находящийся по адресу: <...>, расположен в границах объектов археологического наследия регионального значения <...>
<...> поставлен на государственную охрану Законом Владимирской области от 08.10.1998 № 44-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения» и в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Достопримечательное место <...> поставлено на государственную охрану Законом Владимирской области от08.10.1998 № 44-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения» и в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ст. 49 указанного Федерального закона в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных указанным Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 указанного Федерального закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Земельный участок, расположенный по адресу: <...>, относится к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах охранной зоны – «Р-4», п.п. 2.2.4, п. 2.2 приложения № 1 к постановлению Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 № 1407 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения <...>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».
По мнению представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, в случае соблюдении норм действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия при соблюдении действующих режимов градостроительной деятельности нахождение объекта культурного наследия (его части), независимо от категории его историко-культурного значения, в частной собственности является допустимым.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Ахмедова Б.Г. принадлежит 33/500 (0,066) доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается Свидетельством о регистрации права собственности серии ### от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № ### другими собственниками указанного дома являются:
- ФИО2 – 17/250 доли в праве (0,068),
- ФИО19 – 17/250 доли в праве (0,068),
- ФИО3 – 68 /1000 доли в праве (0,068).
Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего на запрос суда из Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», другими собственниками дома, помимо вышеуказанных, также являются:
- ФИО4 – 0,195 доли в праве;
- ФИО5 – 0,273 доли;
- ФИО6 – 0,068 доли в праве;
- ФИО7 – 0,194 доли в праве.
Судом предпринимались меры по установлению места жительства сособственников истца.
По сообщению отдела адресно-справочной работы УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...>.
Судебные извещения, направленные собственникам по указанному адресу, были возвращены отделением связи с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, установленных законом.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу п. 3 и 5 ст. 36 ЗК РФ, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 № 82-О «По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации», пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий совместное обращение в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления граждан или юридических лиц, являющихся сособственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, для приобретения прав на данный участок, по своему смыслу в системе действующего правового регулирования направлен на защиту прав и законных интересов всех собственников этих зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, и не может служить препятствием для реализации ими как участниками долевой собственности правомочий по распоряжению принадлежащими им долями в праве собственности на соответствующие строения, а также основанием для отказа в эффективной судебной защите.
Поскольку истцу не известно место нахождения других собственников дома, то отсутствует возможность для совместного обращения с заявлением о приватизации земельного участка, расположенного по адресу: <...>, что не должно нарушать право истца на приватизацию соответствующей доли в праве на земельный участок.
Учитывая площадь земельного участка – 1 475 кв.м., исходя из доли истца в праве собственности на дом (33/500), размер его доли в праве на земельный участок составит 97/1475.
Судом установлено, что земельный участок, находящийся по адресу: <...>, расположен в границах объектов археологического наследия регионального значения <...>.
<...> поставлен на государственную охрану Законом Владимирской области от 08.10.1998 № 44-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения» и в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Достопримечательное место <...> поставлено на государственную охрану Законом Владимирской области от08.10.1998 № 44-ОЗ «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения» и в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ст. 49 указанного Федерального закона в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных указанным Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 указанного Федерального закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Земельный участок, расположенный по адресу: <...>, относится к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах охранной зоны – «Р-4», п.п. 2.2.4, п. 2.2 приложения № 1 к постановлению Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 № 1407 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения <...>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».
По мнению суда, в случае соблюдении норм действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия при соблюдении действующих режимов градостроительной деятельности нахождение объекта культурного наследия (его части), независимо от категории его историко-культурного значения, в частной собственности является допустимым.
С учетом изложенных доводов суд полагает иск Ахмедова Б.Г. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ахмедова Б.Г. к управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать право Ахмедова Б.Г. на 97/1475 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Владимира заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае подачи такого заявления – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья П.А. Якушев
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2011 г.
Председательствующий судья П.А. Якушев