2-3737/2011 (о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по оформлению охранного обязательства)



Дело № 2-3737/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2011 года г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Изоховой Е.В.,

при секретаре Фокееве А.Ю.

с участием прокурора Шишкина В. С., действующего на основании доверенности № ### от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на часть жилого дома конца ХVIII века, расположенного по адресу: <...>, площадью 112, 4 кв.м., являющийся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Владимира в порядке ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на часть жилого дома конца ХVIII века, расположенного по адресу: <...>, площадью 112, 4 кв.м., являющийся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование истец указал, что в соответствии с Решением исполнительного комитета Владимирского областного совета народных депутатов от 18.04.1978г. № 447/8 «О дополнении решения облисполкома от 5 октября 1960 г. № 754 «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области»» жилой дом конца ХVIII века, расположенного по адресу: <...>, является памятником градостроительства и архитектуры. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### часть данного памятника является собственностью муниципального образования г. Владимир. На основании постановления главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### данный объект включен в состав муниципальной казны города Владимира. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 8 ст. 18 указанного Федерального закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно -арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Положением. Следовательно, в отношении выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). По смыслу пунктов 59-62 Положения заключение охранно - арендных и охранных договоров или выдача собственниками или пользователями объектов культурного наследия охранных обязательств является обязательным. В соответствии с п.п. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно - арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение приведенных норм с ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Владимира охранное обязательство на дом жилой конца ХVIII века, расположенный по адресу: <...>, площадью 112, 4 кв.м., являющийся памятником градостроительства и архитектуры, оформлено не было. В силу закона администрация г. Владимира, осуществляющая управление муниципальной собственностью г. Владимира от имени собственника, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство.

В судебном заседании представитель истца заявление поддержал по изложенным основаниям.

Представители администрации г. Владимира Некряч Е.А., Ермакова Н.Е. заявление не признали. В обоснование возражений, в том числе указали, что данное заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином виде гражданского судопроизводства.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Зобнина Е.В. заявление поддержала в полном объеме по основаниям, приведенным прокурором.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Прокурор г. Владимира в порядке ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на дом жилой конца ХVIII века, расположенный по адресу: <...>, площадью 112, 4 кв.м., являющийся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с Постановлением пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц.

Судам следует иметь ввиду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой ГПК РФ, или подача искового заявления).

Заявленные прокурором требования не связаны с властными полномочиями администрации г. Владимира, а основываются на нахождении объекта охраны в собственности муниципального образования г. Владимир. Соответственно, требования должны быть заявлены в порядке искового производства.

Согласно ч. 3 ст. 247 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае имеет место спор о субъективном праве требовать у собственника объекта культурного наследия надлежащего содержания (охраны) данного объекта в соответствии с законодательством.

Таким образом, данный спор не может быть разрешен в рамках главы 25 ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в исковом производстве с соблюдением требований ст.ст. 131, 132 ГПК РФ.

Поскольку наличие спора о праве установлено на стадии рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд на основании части 4 статьи 1 ГПК применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК), согласно которой в случае, если при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 247, ч. 3 ст. 263, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление Прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на часть дома жилого конца ХVIII века, расположенного по адресу: <...>, площадью 112, 4 кв.м., являющийся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оставить без рассмотрения.

Разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам право разрешить возникший спор в порядке искового производства.

На определение может быть подана частная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья Е.В. Изохова