2-1233/2011 (о постановке на учёт канализационной сети промышленной зоны как бесхозяйного имущества)



Дело №2-1233/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Осиповой Н.И.

при секретаре Парамоновой Т.Н.

с участием представителя Владимирской природоохранной прокуратуры прокурора Логиновой Т.Н.

представителя ответчика администрации г. Владимира Некряч Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ### сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителей 3 лиц управления муниципальным имуществом г. Владимира Некряч Е. А., действующей на основании доверенности №### сроком до ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Владимирводоканал» Саложенковой М.В., действующей на основании доверенности №### от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Владимира обязать подать в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о постановке на учёт канализационной сети промышленной зоны п.РТС как бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Владимирский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации г.Владимира обязать подать в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о постановке на учёт канализационной сети промышленной зоны п.РТС как бесхозяйного имущества.

В обоснование иска указано, что Владимирской природоохранной прокуратурой была проведена проверка по факту аварийного сброса сточных вод из канализационной сети промзоны п.РТС. В ходе проведённой проверки установлено, что от организаций, находящихся на территории п. РТС г.Владимир (ООО «Агротех», ООО «Автоцентр», ООО «Бионит», ИП ФИО23 и др.), канализационные стоки согласно заключённым договорам поступают в колодец канализационного коллектора, собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>. До названного колодца стоки транспортируются по сетям водоотведения п.РТС, которые на балансе МУП «Владимирводоканал» не находятся. Названные сети п.РТС не являются муниципальной собственностью, а также собственностью перечисленных выше организаций, что подтверждается пояснениями представителей названных организаций, а также письмом управления ЖКХ администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ###. Канализационная сеть промзоны п.РТС до соединения с колодцем канализационного коллектора, собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>, фактически является бесхозной. Из объяснений представителей организаций, находящихся на территории п.РТС, следует, что на канализационной сети п.РТС часто возникают аварийные ситуации. В силу того, что сеть на балансе МУП «Владимирводоканал» не состоит, предприятие не может своевременно принять меры к их устранению. Так, согласно письму руководителей предприятий, находящихся в п.РТС, последний раз авария на сети п.РТС произошла до ДД.ММ.ГГГГ, руководители же предприятий обратились в МУП «Владимирводоканал» с заявкой о её ликвидации лишь ДД.ММ.ГГГГ, после чего и начались ремонтные работы. В течение более чем недели сточные воды из сети п.РТС изливались на рельеф местности в черте г.Владимира и затем стекали в <...>. В связи с тем, что канализационные сети п.РТС муниципальной собственностью не являются, вопреки нормам закона администрацией г.Владимира меры по приведению водоотведения микрорайона города в соответствии с требованиями закона не принимались. В силу п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявленные требования прокурор основывает на ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе Российской Федерации от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000г.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию города Владимира подать в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о постановке на учет канализационного коллектора, проходящего от дома <...> до колодца канализационного коллектора МУП «Владимирводоканал», собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...> как бесхозяйного имущества.

В настоящем судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, сославшись на те же правовые обоснования и фактические обстоятельства, что изложены в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Владимира иск не признал, пояснив суду, что в своих требованиях истец руководствовался ст.ст.12, 225 ГК РФ. В силу п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ владеет, пользуется и распоряжается только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества городской округ таким правом не обладает, следовательно, на него не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственность. Согласно п.3 ст.225 ГК РФ орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и в суд с заявлением о признании на него права собственности. Судебный порядок возложения на муниципальные образования таких обязанностей законом не предусмотрен, что также подтверждается Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580. Утверждения истца о бесхозяйности канализационной сети промышленной зоны п.РТС основаны на пояснениях представителей организаций, использующих данные сети, а также УЖКХ администрации г.Владимира и МУП «Владимирводоканал», что не может также являться бесспорным доказательством отсутствия собственников на указанные сети. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г.№ 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, в том числе, являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Документы, подтверждающие, что канализационные сети промышленной зоны п.РТС не имеют собственника или его собственник неизвестен или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, истцом не представлены.

Представитель третьего лица управления муниципальным имуществом г.Владимира согласился с позицией представителя администрации г. Владимира.

Представитель третьего лица МУП "Владимирводоканал" поддержал доводы представителя администрации г.Владимира. Дополнительно пояснил, что в соответствии с уставом предприятия МУП «Владимирводоканал» эксплуатирует сети водоотведения, переданные предприятию в хозяйственное ведение. От организаций, находящихся на территории п. РТС - ООО «Агротех», ООО «Автоцентр», ООО «Бионит», ИП ФИО23 и др., канализационные стоки согласно заключенным договорам, поступают в колодец канализационного коллектора, собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>. До названного колодца стоки транспортируются по сетям водоотведения п. РТС, которые на балансе МУП «Владимирводоканал» не находятся. МУП «Владимирводоканал» по заявкам абонентов на коммерческой основе может осуществлять ремонтные работы и на сетях, которые не являются муниципальными. Поскольку сети водоотведения п. РТС на балансе МУП «Владимирводоканал» не находятся, приступить к устранению аварийных ситуаций МУП «Владимирводоканал» может только после поступления соответствующей заявки от абонентов. Границы эксплуатационной ответственности МУП «Владимирводоканал» проходят по канализационному коллектору, проходящему вдоль <...>. Муниципальный канализационный коллектор осуществляет отведение стоков городского жилого фонда. В данном случае подключение юридических лиц пос. РТС решает проблемы только промышленной зоны. Работы по техническому содержанию и капитальному ремонту канализационных сетей пос. РТС собственниками не производятся. Для принятия в хозяйственное ведение необходимо, чтобы передавалась общая единая система водоснабжения и водоотведения, технологически соединенная. Для передачи сетей необходимо передача имущества в технически исправном состоянии с подготовкой технических и кадастровых паспортов. Инженерные коммуникации являются принадлежностью строений. Ни для г. Владимира, ни для физических лиц эти сети не представляют интереса. МУП "Владимирводоканал" вынужден будет в случае удовлетворении иска о признании этого имущества бесхозным расторгнуть договор со всеми собственниками, арендаторами на спорной территории. Строились эти коммуникации вместе со зданиями.

Представители управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области, ООО "Технический центр "Русь", ОАО "Владагротехсервис", ООО "Бионит", управления Росприродонадзора по Владимирской области, ОАО "Сельхозавтотранс", ЗАО «Агротех», ПИО ЗАО "Владимирагроводстрой», ИП ФИО23, управления Роспотребнадзора, управления земельными ресурсами города Владимира, управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира в судебное заседание не явились. О разбирательстве дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ПИО ЗАО "Владимирагроводстрой» ранее в судебном заседании пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ пользователи сети написали письмо бывшему главе города Владимира ФИО7 с просьбой принять на баланс канализационные сети. ФИО7 вынес распоряжение или постановление о принятии на баланс водоканала канализационных сетей пос. РТС, но водоканал поставил условие о перекладке сетей за счет пользователей. Подтвердил, что в настоящее время со стороны п. РТС вывозят грунт и сваливают в коллектор.

В ранее представленных заявлениях ООО «Технический центр «Русь», ИП ФИО23 просили иск прокурора удовлетворить.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителей 3 лиц, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 10 №7-ФЗ от 10.01.2002г.).

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством (ст.44 №7-ФЗ от 10.01.2002г.).

Статьей 51 Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Как указано в ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, на что указано в ст.21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Положениями п. 3.2. СанПиН 2.1.5.980-00 "Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.06.2000г., установлено, что водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения. В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 8 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Судом установлено, что Владимирской природоохранной прокуратурой была проведена проверка по факту аварийного сброса сточных вод из канализационной сети промзоны п.РТС. В ходе проведённой проверки установлено, что от организаций, находящихся на территории п. РТС г.Владимир, канализационные стоки согласно заключённым договорам поступают в колодец канализационного коллектора, собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>. До названного колодца стоки транспортируются по сетям водоотведения п.РТС, которые на балансе МУП «Владимирводоканал» не находятся. Названные сети п.РТС не являются муниципальной собственностью, а также собственностью организаций, расположенных в п. РТС, что подтверждается пояснениями представителей названных организаций, отобранными помощником Владимирского природоохранного прокурора Логиновой Т.Н. Так инженер по охране труда и технике безопасности ОАО «Владагротехсервис» ФИО8 пояснила, что последний раз авария на канализационном коллекторе случилась ДД.ММ.ГГГГ, силами МУП «Владимирводоканал» она была ликвидирована. ОАО «Владагротехсервис» оплатило за оказанную услугу. Из объяснений генерального директора ЗАО «Агротех» <...> ФИО9 следует, что последний раз авария на канализационном коллекторе случилась ДД.ММ.ГГГГ, предприятие произведет оплату за услугу, оказанную МУП «Владимирводоканал», после подписания акта выполненных работ.

Представители ОАО «Сельхозавтотранс», ЗАО «Агротех», ПИО ЗАО «Владимирагроводстрой», ООО «Технический центр «Русь», ИП ФИО23 в пояснениях природоохранному прокурору сообщили, что не возражают против постановки данной сети на баланс МУП «Владимирводоканал».

В гарантийном письме от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном директором ООО «Автоцентр» ФИО10, начальником ПИО ЗАО «Владимирагроводстрой» ФИО11, генеральным директором ООО Бионит» ФИО12, ИП ФИО23, генеральным директором ОАО «Владагротехсервис» ФИО13, генеральным директором ОАО «Сельхозавтотранс» ФИО14 содержится просьба провести соответствующие работы по устранению аварийной ситуации в п. РТС на канализационной линии Д-200 мм, не являющейся муниципальной, в результате которой происходит несанкционированный сброс канализационных стоков на рельеф абонентами, канализационные сети которых присоединены к вышеназванной канализационной линии.

Из письма управления ЖКХ администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### следует, что спорный участок самотечной канализации, с которой происходил сброс сточных вод в <...>, в муниципальной собственности не значится. Предприятия ООО «Автоцентр», ЗАО «Агротех», ИП ФИО23, ОАО «Владагротехсервис», ЗАО «Владагроводстрой», ООО «Бионит» и др. обратились в МУП «Владимирводоканал» с гарантийным письмом об устранении аварии.

В письме МУП «Владимирводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ### о предоставлении информации по факту сброса сточных вод в <...> из канализационных сетей в поселке РТС следует, что сети водоотведения Д-200 мм в п. РТС, на которых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произошла авария, в хозяйственном ведении МУП «Владимирводоканал» не находятся. Сброс сточных вод в сети водоотведения осуществляется на основании договоров на отпуск воды и прием сточных вод (договоры с ООО «Бионит», ООО «Сельхозавтотранс», ЗАО «Агротех», ООО «Технический центр «Русь», ООО «Автоцентр», ИП ФИО23, ОАО «Владагротехсервис», ЗАО «Владагроводстрой»). МУП «Владимирводоканал» не располагает данными о количестве аварийных ситуаций на вышеуказанных сетях, не находящихся в его ведении, не имеет полномочий по установлению причин и проведению расследований их возникновения. Техническая инвентаризация на сетях, не находящихся в хозяйственном ведении МУП «Владимирводоканал», предприятием не проводится в связи с отсутствием полномочий.

Управление Росприроднадзора по Владимирской области в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № ###) указало, что на канализационной сети п. РТС часто возникают аварийные ситуации.

Комиссия МУП «Владимирводоканал» в составе: зам. начальника цеха «Канализационные сети» ФИО15, мастера цеха ФИО16, слесаря АВР ФИО17 в акте от ДД.ММ.ГГГГ указала, что общая протяженность линии от ККсущ на канализационном коллекторе с <...> до КК10 -362 п.м. В результате обследования сетей бытовой канализации в п. РТС установлено, что КК2 - люк сдвинут; КК3 - кирпичная кладка разрушена на 50%, нет лотка, заилен; КК4 – кирпичная кладка разрушена на 60%, нет лотка, заилен; КК5 - не найден; КК6 - кирпичная кладка разрушена на 70%, нет плечиков, отсутствует люк, заилен; КК7 – труба сломана, арки не заделаны; КК8 – отсутствует люк; КК9 - труба разрушена, отсутствует люк, нет лотка, заилен на 30%; КК10 - арки не заделаны, заилен.

На основании ст. 184 ГПК РФ судом ДД.ММ.ГГГГ проводился осмотр канализационного коллектора, проходящего от <...> до колодца канализационного коллектора МУП «Владимирводоканал», собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>.

Во время осмотра третье лицо ИП ФИО23 суду пояснил, что пользуется общими водопроводом и канализационными сетями, у него имеется договор с МУП "Владимирводоканал".

Представитель третьего лица ПИО ЗАО "Владимирагроводстрой» сообщил, что имеется договор с МУП "Владимирводоканал" по отпуску воды и приему сточных вод. Предприятие пользуется общими водопроводом и канализационными сетями.

Представитель третьего лица ЗАО "Агротех" показал, что имеется договор с МУП «Владимирводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица управления земельными ресурсами г. Владимира Лященко В.Н. пояснил, что те колодцы, которые увидели во время осмотра, есть в базе данных управления земельными ресурсами.

Во время осмотра местоположение напорной канализации не обнаружено. Начало канализационной сети находятся на территории ЗАО «Агротех», о чем подтвердили и представители данной организации.

Вместе с тем, ссылка представителя ответчика на схему разграничения балансовой принадлежности является несостоятельной. Во-первых, в МУП «Владимирводоканал» (ранее МПП ВКХ) она была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 15 лет назад. Во-вторых, в ДД.ММ.ГГГГ имело место согласование с юридическими лицами, сведения о которых в настоящее время в Едином государственном реестре отсутствуют: станция защиты растений, АООТ «Владэнергострой», АООТ «Владремтехпред», Владрайсельхозхимия, АООТ «Сельхозавтотранс», ООО «Балт-Вест». Кроме того, данная схема, по сути, названия не имеет.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что согласно ответу Росреестра собственниками зданий по адресу: <...> являются: ООО «Инвестиционно-финансовая компания», ФИО19, ФИО20, здания <...> по тому же адресу: ООО «Инвестиционно-финансовая компания», ОАО «Сельхозавтотранс», ОАО спецавтобаза «Агромонтажспецстрой», ФИО21, которые схему разграничения в ДД.ММ.ГГГГ не согласовывали.

Доводы представителя администрации г. Владимира о том, что судебный порядок возложения на муниципальные образования таких обязанностей законом не предусмотрен, противоречит положениям ст.12 ГК РФ, в силу которой защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В рассматриваемом случае прокурором представлены доказательства того, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация в отношении участка канализационной сети по адресу: <...> (ответ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ).

В ответе Государственного автономного Учреждения Владимирской области «Бюро Технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что по данным архивного фонда техническая инвентаризация канализационных сетей, расположенных в промышленной зоне п. РТС г. Владимира не проводилась. Указанные объекты на технический учет в ГАУ ВО «БТИ» не поставлены.

Аналогичный ответ получен из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Владимирский филиал от ДД.ММ.ГГГГ, где сказано, что на техническом учете во Владимирской филиале ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» отсутствуют сооружения: канализационная сеть промышленной зоны п. РТС.

Судом установлено, что канализационный коллектор, проходящий от дома <...> до колодца канализационного коллектора МУП «Владимирводоканал», собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>, находится в состоянии, в результате которого происходят аварии.

Таким образом, канализационная сеть промзоны п.РТС до соединения с колодцем канализационного коллектора, собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>, фактически является бесхозной. Из объяснений представителей организаций, находящихся на территории п.РТС, следует, что на канализационной сети п.РТС часто возникают аварийные ситуации. В силу того, что сеть на балансе МУП «Владимирводоканал» не состоит, предприятие не может своевременно принять меры к их устранению. Сточные воды из сети п.РТС в результате аварий изливаются на рельеф местности в черте г.Владимира и затем стекают в <...>. В связи с тем, что канализационные сети п.РТС муниципальной собственностью не являются, вопреки указанным выше нормам закона администрацией г.Владимира меры по приведению водоотведения микрорайона города в соответствии с требованиями закона не принимались.

Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167:

"авария" - повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения;

"водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации;

"граница балансовой принадлежности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.

"канализационная сеть" - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

Признавая спорный объект - канализационный коллектор, проходящий от дома №<...> до колодца канализационного коллектора МУП «Владимирводоканал», собирающий стоки от <...> и транспортирующий их на <...>, недвижимым имуществом, суд исходит из того, что бесхозяйный канализационный коллектор длительное время эксплуатируется, прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Доказательств, опровергающих данный вывод, ответчиком суду не представлено.

Отсутствие собственника приводит к его дальнейшему разрушению, попаданию канализационных вод в почву и в реку Содышка, которая является зоной отдыха. Невыполнение действий по постановке спорного коллектора на учет как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.

Поскольку данный объект является бесхозным, в силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, в соответствии с пп. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580, администрация г. Владимира должна была обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества – бесхозяйного канализационного коллектора, проходящего от дома №13 п.РТС до колодца канализационного коллектора МУП «Владимирводоканал», собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...>.

Отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водоотведения сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных участков канализационного коллектора не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 8 решения Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 231 (ред. от 26.07.2010) "Об Уставе муниципального образования город Владимир" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В силу ст. 1 названного решения наименование муниципального образования - город Владимир. Термины "муниципальное образование город Владимир, городской округ, город Владимир" и образованные на их основе слова и словосочетания, применяемые в настоящем Уставе, имеют одинаковое значение.

Во время осмотра суду был представлен управлением земельными ресурсами г. Владимира фрагмент топографической съемки границ земельных участков в соответствии со сведениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставленными ФБУ «Земельная кадастровая палата».

Из материалов дела видно и судом во время осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что спорные канализационные сети п. РТС находятся в административных границах муниципального образования город Владимир. Их собственник либо эксплуатирующая организация не определены. В этой связи следует вывод, что не обращение администрации г. Владимира в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных сетей на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что во время осмотра ДД.ММ.ГГГГ силами МУП «Владимирводоканал» была ликвидирована очередная авария на спорном участке.

МУП «Владимирводоканал» создано, что следует из устава, в целях удовлетворения населения и юридических лиц услугами водопровода и канализации, в том числе ливневой, и получения прибыли. Предприятие осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: сбор, очистка сточных вод в целях предотвращения загрязнения окружающей среды, удаление сточных вод, отходов; отвод бытовых сточных вод через канализационную сеть или другими способами, их обработка и удаление; очистка сточных вод методом разбавления, фильтрования, седиментации, химического осаждения, обработка активным илом и другими способами; техническое обслуживание канализационных систем; обработка сточных вод промышленных предприятий всех форм собственности и иных потребителей; предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды; строительство и ремонт водопроводных и канализационных сетей.

Суд приходит к выводу, что непринятие администрацией г. Владимира мер по предотвращению загрязнения почв и водного объекта <...> противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию города Владимира подать в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о постановке на учет канализационного коллектора, проходящего от дома №<...> до колодца канализационного коллектора МУП «Владимирводоканал», собирающего стоки от <...> и транспортирующего их на <...> как бесхозяйного имущества.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.И. Осипова

Решение принято в окончательной форме 14 ноября 2011 года.

Председательствующий судья     Н.И.Осипова