2-3748/2011 (об обязании обеспечить жилым помещением)



Дело № 2-3748/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» ноября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего Орешкиной О.Ф.,

при секретаре Сафоновой К.Ф.,

с участием прокурора Беловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Прокурора г. Владимира в интересах Казаковой Т. А. к Администрации города Владимира об обязанности предоставления вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Владимира обратился в суд с иском в интересах Казаковой Т.А., являющейся лицом из числа детей-сирот, с учетом уточнений, к администрации города Владимира об обязанности предоставления ей вне очереди жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области. В обоснование своих требований со ссылкой на ст. 57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ,ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-ОЗ, Постановление Губернатора Владимирской области от 30.01.2007г. № 55, постановление Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398, указал, что Казакова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО3, решением Ленинского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО4 лишен в отношении нее родительских прав. Постановлением главы администрации Ленинского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### над Казаковой Т.А. установлено попечительство. Казакова Т.А. окончила в ДД.ММ.ГГГГ Владимирский политехнический колледж. Собственного жилья Казакова Т.А. не имеет. Зарегистрирована по адресу: <...>. Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ( дело № ###) Казакова Т.А. своевременно и в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма и включена в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числя детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помощник прокурора г. Владимира Белова Е.А. ( по доверенности) в суде исковые требования с учетом уточнений поддержала, указав, что с учетом вышеизложенных норм права Казаковой Т.А. как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежит предоставлению вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.

Представитель ответчика Лебедева С.В. ( по доверенности) заявленные требования считает необоснованными. Пояснила в суде, что финансирование в соответствии с законом возложено на субъект РФ – Владимирскую область. Администрация г. Владимира может предоставить квартиру на условиях договора социального найма только за счет средств, выделенных из бюджета Владимирской области. Финансирование осуществляет Департамент образования администрации Владимирской области путем перечисления денежных средств управлению образования администрации города Владимира. Управление образования администрации города Владимира приобретает по конкурсу квартиру и после этого администрация принимает постановление о предоставлении жилого помещения нуждающемуся лицу. Казакова Т.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за № ###. В ДД.ММ.ГГГГ предоставлены жилые помещения 9 семьям данной категории за счет средств бюджета Владимирской области. Казакова Т.А. не признана в установленном порядке малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель управления образования администрации города Владимира в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Департамент образования администрации Владимирской области просил дело рассмотреть без участия его представителя. Из представленного отзыва следует, что полагают исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку они не основаны на законе. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 г., детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей жилье предоставляется вне очереди, по окончании образовательных учреждений, в случае если за ними не было закреплено жилое помещение. Аналогичное положение содержится в статье 8 закона Владимирской области № 226-ОЗ. Тем не менее, Казакова Т.А. признана нуждающимся в жилом помещении. Государственное полномочие по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей исполняется за счет средств областного бюджета с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Владимирской области от 28.12.2005г. № 201-ОЗ. В целях исполнения данного полномочия в бюджете области, в соответствии с Законом Владимирской области от 25.12.2009г. № 180-ОЗ, установлены объемы субвенций. В соответствии с Законом Владимирской области от 24.11.2000г. № 82-ОЗ расходы, производимые из областного бюджета устанавливаются Законом Владимирской области « Об областном бюджете» на соответствующий финансовый период. Так, на плановый 2011год в областном бюджете для реализации вышеуказанного полномочия в бюджете области предусмотрено около 82 млн. руб. дополнительно на эти цели направлено 57 млн. руб. из средств федерального бюджета. Бюджетные обязательства на сегодняшний день исполнены полностью. Администрацией г. Владимира на сегодняшний день приобретено 10 квартир для детей указанной категории, на 5 квартир объявлены торги. С учетом даты постановки Казаковой Т.А. на очередь по данной категории лиц, предположительная дата обеспечения ее жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав прокурора, истца Казакову Т.А., представителя ответчика - администрации г. Владимира Лебедеву С.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.

     В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях….

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 2 Закона Владимирской области № 226-ОЗ от 03.12.2004 г. ( в ред. 03.11.2010г.) «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами Владимирской области.

В силу ст. 8 Закона Владимирской области № 226-ОЗ от 03.12.2004 г. (в редакции от 03.11.2010 г.), жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

В соответствии со п. 8 ст. 1 Закона Владимирской области № 201-ОЗ от 28.12.2005 г. (в редакции от 14.07.2010 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 4 Закона Владимирской области № 201-ОЗ от 28.12.2005 г. ОЗ (в редакции от 14.07.2010 г.) органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области.

Установлено, что в соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Казакова Т.А. администрацией города Владимира поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемого на условиях договора социального найма, что не оспаривается сторонами.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО7 и Казакова Т.А. имеют на праве пользования по договору социального найма жилое помещение площадью 8,3 кв. метра, что меньше учетной нормы общей площади жилого помещения на человека, установленной в г. Владимире и право на внеочередное предоставление жилого помещения должно быть обеспечено указанным лицам не только в случае отсутствия закрепленного жилого помещения, но и в иных случаях нуждаемости в жилых помещениях, предусмотренных нормами жилищного законодательства, в том числе в случае наличия общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

    Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Норма, закрепленная в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.

Право Казаковой Т.А. на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей оставшегося без попечения родителей, возникло у нее с момента приобретения данного статуса, и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий, в том числе от хронологии включения в список на получение жилья указанной категории граждан.

    В силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации города Владимира, но за счет средств областного бюджета. Последнее вытекает из требований ст. 5 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 4 Закона Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ, Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу необходимо возложить на администрацию г. Владимира, но за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Прокурора г. Владимира удовлетворить.

Обязать Администрацию города Владимира предоставить Казаковой Т. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья О.Ф. Орешкина

Решение изготовлено в окончательной форме 24.11.2011 г.

Судья О.Ф. Орешкина