Дело № 2-2685/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» ноября 2011г. г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Горячевой А.В.,
при секретаре Бариновой О.С.,
с участием прокурора Кременевской Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Владимира в интересах Кудрякова Н. В. к администрации г.Владимира, третьим лицам департаменту образования администрации Владимирской области, управлению образования администрации г.Владимира об обязании обеспечить жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Владимира обратился в суд с иском в интересах Кудрякова Н. В. к администрации г.Владимира, третьим лицам департаменту образования администрации Владимирской области, управлению образования администрации г.Владимира с учетом уточнений об обязании обеспечить Кудрякова Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование иска указано, что Кудряков Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей - сирот. В ДД.ММ.ГГГГ мать Кудрякова Н.В. лишена родительских прав, отец в ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Кудряков Н.В. был направлен на воспитание в государственное учреждение - <...>.
В ДД.ММ.ГГГГ Кудряков Н.В. окончил <...>. Своего жилья не имеет, какое - либо жилое помещение за ним не сохранялось.
Постановлением главы г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ### Кудряков Н.В. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Кудряков Н.В. относится к категории детей - сирот, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Кудряков Н.В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации г.Владимира.
На основании изложенного, прокурор города Владимира просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца прокурор Кременевская Л.А., истец Кудряков Н.В. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Владимира Лебедева С.В. исковые требования не признала, указав, что Кудряков Н.В. обратился в администрацию г.Владимира ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ### Кудряков Н.В. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке управления по учету и распределению жилой площади администрации г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ### Кудряков Н.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за № ###, в ДД.ММ.ГГГГ предоставлены жилые помещения 9 семьям данной категории, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств бюджета Владимирской области. Кудряков Н.В. в установленном порядке не признан малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Администрация г.Владимира в пределах полученных из бюджета Владимирской области средств надлежащим образом исполняет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом п.5 «Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, не имеющим закрепленного жилого помещения», утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398, предоставление жилых помещений состоящим в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, со стороны администрации г.Владимира отсутствует нарушение прав Кудрякова Н.В.
На основании изложенного, просила исковые требования прокурора г.Владимира в интересах Кудрякова Н.В. оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица департамента образования администрации Владимирской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель третьего лица управления образования администрации г.Владимира надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для обеспечения права на жилище.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 №226-03 «О государственном обеспечении и государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.
Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 № 55 «О Порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Кроме того, органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля направляют в департамент образования администрации области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому:
формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Судом установлено, что Кудряков Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г.Владимира с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ### Кудряков Н.В. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке управления по учету и распределению жилой площади администрации г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ### Кудряков Н.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за № ###, в ДД.ММ.ГГГГ предоставлены жилые помещения 9 семьям данной категории, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств бюджета Владимирской области. Кудряков Н.В. в установленном порядке не признан малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Кудряков Н.В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации г.Владимира.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию г.Владимира обеспечить Кудрякова Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней.
Председательствующий судья А.В.Горячева
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2011г.
Председательствующий судья А.В.Горячева