2-4275/2011 (Заявление о признании недействительными постановлений территориальной комиссии Октябрьского района г.Владимира)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Орешкиной О.Ф.,

при секретаре Сафоновой К.Ф.,

с участием прокурора Хижняк Н.Б.,

судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными постановлений территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира № ### и № ### от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Владимирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее региональное отделение КПРФ) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира № ### и № ### от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявления указано, что обжалуемыми постановлениями территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира (далее ТИК) со ссылкой на ч.4 ст.13 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» образованы избирательные участки в здании Комплекса «<...>»(ООО УК «<...>) и в здании <...>» для организации голосования избирателей в месте временного пребывания избирателей. Образование избирательных участков согласовано избирательной комиссией Владимирской области (постановление от ДД.ММ.ГГГГ).

По мнению заявителя, ч.4 ст.13 указанного Федерального закона предусматривает исключения из общего порядка создания избирательных участков в целях обеспечения возможности проголосовать избирателям, которые в силу объективных причин не могут этого сделать на своем избирательном участке по месту жительства (содержание под стражей, нахождение на лечении в больнице, нахождение в дороге и т.п.). Закон устанавливает места, где такие участки могут быть созданы – это места временного пребывания. В качестве их примеров указываются больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы и прочее, т.е. такие места, нахождение в которых объективно исключает возможность избирателя проголосовать по месту жительства.

Согласно Федеральному закону «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» различаются место жительства гражданина и его место пребывания. Последнее понимается как гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Поэтому торговые организации (равно как и иные рабочие места) нельзя отнести к местам временного пребывания. Работники таких организаций имеют возможность проголосовать на своем избирательном участке. Для таких случаев предусмотрена возможность получения открепительного удостоверения, получив которое, избиратель может проголосовать на избирательном участке в любом удобном месте(например, в обеденное время в ближайшем к торговым комплексам месте).

График работы <...> (с 10 часов до 22) и <...>»( в зимнее время с 9 до 16 часов) были искусственно изменены и временно установлены с 8 часов до 20(«<...>») и 22(«<...>») приказами руководителей организаций. Вопрос о законности такого увеличения рабочего времени находится на рассмотрении в прокуратуре Владимирской области и Государственной инспекции по труду Владимирской области по заявлениям регионального отделения КПРФ.

Заявитель считает, что постановления ТИК № ### и № ### от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, нарушают избирательные права и законные интересы регионального отделения КПРФ как избирательного объединения, участвующего в выборах Государственной Думы РФ, и подлежат отмене.

Представитель регионального отделения КПРФ Лызлов Д.Н. (по доверенности) в судебном заседании заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что оспариваемыми постановлениями нарушены избирательные права Владимирского регионального отделения КПРФ как избирательного объединения, участвующего в выборах депутатов Государственной Думы РФ, на обеспечение процесса голосования законными участковыми избирательными комиссиями на законно образованных избирательных участках. Нарушение установленного порядка нарушает право избирательного объединения участвовать в законных выборах.

Представитель заинтересованного лица – ТИК Октябрьского района г.Владимира Кивленок Т.В.( по доверенности) просила отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что постановлениями ТИК <...> от ДД.ММ.ГГГГ### и № ### были образованы избирательные участки на территории Областного торгового комплекса «<...>» (избирательный участок № ###) и в здании Комплекса «<...>» (ООО УК «<...>») (избирательный участок № ###) для организации голосования избирателей в месте временного пребывания избирателей. Образование избирательных участков было согласовано с Избирательной комиссией <...>.

В соответствии с положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Аналогичные положения применительно к выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ содержатся в Федеральном законе от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 5). При этом свое активное избирательное право граждане РФ вправе реализовать в силу положений статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ независимо от места жительства, должностного положения и иных обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной данным Федеральным законом, иными федеральными законами.

Таким образом, комиссии обязаны обеспечить возможность реализации избирателями своего активного избирательного права независимо от каких бы то не было обстоятельств.

Избирательное законодательство РФ не дает конкретного, однозначного определения понятия «место временного пребывания», пункт 4 ст.13 закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ не устанавливает закрытого перечня мест временного пребывания (больницы, санатории, вокзалы и другие места временного пребывания). Следовательно, ссылка заявителя на невозможность отнесения торговых организаций к местам временного пребывания не соответствует нормам права. Не обоснованно также обращение заявителя к Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поскольку закон содержит понятие «место пребывания» (а не «место временного пребывания») и данное понятие может быть использовано только в целях указанного закона.

Образование избирательных участков для организации голосования избирателей в месте их временного пребывания осуществляется исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей (п.2 ст. 13 закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ). Указанную цель преследовали руководители ООО УК «<...>» и ООО <...>, отметив в своих обращениях, что ввиду сменного графика работы (смена с 8.00 до 22.00, с 8.00 до 20.00), работники предприятий не смогут реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту регистрации. Именно руководители организаций, в которых избиратели временно пребывают, должны принимать активное участие в решении вопроса о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания (часть 3 раздела 1. «Образование избирательных участков» Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 10 августа 2011 г. N 24/248-6 «О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва»). Таким образом, отмена Постановлений ТИК № ### и № ###, повлечет негативные последствия для избирателей-работников предприятий.

В соответствии с положениями статей 15 и 16 Федерального закона, положениями раздела 2 Постановления Центризбиркома РФ от 10.08.2011 N 24/248-6 «О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей Участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. В список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей при его составлении участковой избирательной комиссией включаются находящиеся в месте временного пребывания избиратели, не имевшие возможности получить открепительные удостоверения и подавшие не позднее чем за 3 дня до дня голосования личные письменные заявления о включении в список избирателей, по которым участковой избирательной комиссией на момент составления списка были приняты решения о включении в список.

ТИК полагает, что положения избирательного законодательства оставляют избирателю право выбора. Избиратель может изъявить желание на основании собственного заявления быть включенным в список избирателей по месту временного пребывания, а может не подавать такое заявление, получить открепительное удостоверение и проголосовать на ближайшем участке или вообще не принимать участие в выборах.

Вместе с тем, избирательные комиссии должны обеспечить реализацию избирательных прав любого избирателя, в том числе и того, кто не может получить открепительное удостоверение. И территориальная избирательная комиссия берет на себя ответственность за организацию избирательного процесса на избирательных участках в местах временного пребывания, чтобы обеспечить реализацию избирательных прав каждого избирателя.

Представитель заинтересованного лица – избирательной комиссии Владимирской области просил рассмотреть дело в его отсутствии, в письменном отзыве на заявление возражал против доводов заявителя по основаниям аналогичным, представленным ТИК Октябрьского района г. Владимира.

Выслушав представителя заявителя, представителя ТИК Октябрьского района г. Владимира, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, изучив письменный отзыв на заявление Избирательной комиссии Владимирской области и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Установлено, что приказом генерального директора ООО Управляющая компания «<...>» № ### от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подготовкой к празднованию Нового года и Рождества и увеличенным потоком посетителей Комплекса «<...>», в связи с предпраздничной торговлей, утвержден режим работы Комплекса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 08.00 до 22.00 час.

Приказом генерального директора <...>### от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подготовкой к празднованию Нового года и Рождества и ожидаемым ростом посетителей, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен следующий режим работы комплекса с 08.00 до 20.00 час.

ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «<...>», ОТК «<...>» обратились в ТИК <...> с заявлением о рассмотрении вопроса возможности создания избирательных участков на территории комплекса «<...>» и ОТК «<...>», так как режим работы их организаций с 8.00 до 22.00 час.(ООО УК «<...>») и с 8.00 до 20.00 час.( ОТК «<...>») не позволяет работникам реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту регистрации.

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### на основании обращения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Владимира согласовано образование избирательных участков в здании Комплекса «<...>», на территории областного торгового комплекса «<...>» для организации голосования избирателей в месте временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлениями ТИК Октябрьского района г.Владимира № ### и ### от ДД.ММ.ГГГГ образованы соответственно : избирательный участок № ### по адресу: <...>, избирательный участок № ### по адресу: <...> на территории ОТК «<...>».

Постановлениями ТИК Октябрьского района г. Владимира № ### от ДД.ММ.ГГГГ объявлено о начале формирования участковых избирательных комиссий избирательного участка № ### и избирательного участка № ###.

Постановлениями ТИК Октябрьского района г.Владимира №№ ### от ДД.ММ.ГГГГ утверждены количественные составы участковых избирательных комиссий избирательных участков № ### и № ###,назначены председатели участковых комиссий.

Согласно п.10 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования. В труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции.

Согласно п.6 ст.15 указанного Федерального закона списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, составляются по обращениям указанных избирателей, поданным в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    Понятие мест временного пребывания граждан раскрывается и в постановлении Центризбиркома РФ от 10.08.2011 N 24/248-6 "О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва", согласно которому «к местам временного пребывания избирателей относятся больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания».

Таким образом, вышеприведенными нормами Федеральных законов предусмотрена возможность формирования избирательных участков в местах временного пребывания граждан, к которым относятся больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания.

Обжалуемыми постановлениями ТИК Октябрьского района г.Владимира к местам временного пребывания отнесены места работы избирателей – здание <...> По мнению заявителя, место работы граждан не относится к категории места временного пребывания лица.

Однако, указанными нормативно-правовыми актами предусмотрен открытый перечень мест временного пребывания избирателей. Кроме того, нормы указанных статей направлены на обеспечение избирательных прав граждан, которые по объективным причинам не могут проголосовать по своему месту регистрации, либо не имеют возможности получить открепительное удостоверение.

При этом суд принимает во внимание, что данные нормы Федеральных законов прямо корреспондируют с положениями п.7 ст. 16 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и п.17 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" согласно которым избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что формирование судебных участков по месту работы граждан на предприятии с непрерывным циклом работы, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) – то есть в <...>, сотрудники которых в день голосования 04.12.2011 г. работают с 8-00 до 22-00 (20.00) часов, не противоречит нормам федерального законодательства.

Ссылку заявителя на нормы Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" суд считает неправомерной, поскольку согласно ст.2 указанного закона данные в нем определения места жительства и места пребывания гражданина должны использоваться в целях регистрационного учета граждан. При рассмотрении дел о защите избирательных прав в силу п.1 ст.11 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» суд руководствуется Конституцией РФ и нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации.

Таким образом, избирательные участки № ### в здании <...> образованы без нарушения действующего законодательства, избирательные права ВРОПП КПРФ организацией дополнительных избирательных участков не нарушаются.

Избирательные участки открыты на доступных для входа избирателей и наблюдателей местах, составлены списки избирателей, что обеспечивает возможность их участия и контроля за работой, в том числе и общественных наблюдателей, а целью их создания является обеспечение гарантированного избирательного права работникам вышеуказанных предприятий.

При таких обстоятельствах, исходя из интересов законности, в защиту активного избирательного права, суд не находит оснований для отмены постановлений ТИК Октябрьского района г. Владимира № ### от ДД.ММ.ГГГГ,

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 260-261 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене постановлений территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира № ### « Об образовании избирательного участка в здании <...> для организации голосования избирателей в месте временного пребывания избирателей» и № ### « Об образовании избирательного участка в здании <...> для организации голосования избирателей в месте временного пребывания избирателей» - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 5 дней во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд города Владимира.

    

Председательствующий судья    подпись            О.Ф.Орешкина