2-3648/2011 (об оспаривании решения органа государственной власти)



Дело № 2 – 3648/2011    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

при секретаре Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Зубатенко С. Н. и Зубатенко И. А. о признании незаконными решения об отказе в приеме в гражданство в упрощенном порядке, понуждении отменить эти решения и вынести решения о приеме в гражданство в упрощенном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконными решения Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области (далее УФМС России по Владимирской области) от ДД.ММ.ГГГГ в части отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, отменить их и обязать вынести решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в 10-дневный срок со дня вступления решения суд в законную силу.

В обоснование заявления указали, что являются лицами без гражданства, поэтому ДД.ММ.ГГГГ ими поданы заявления и весь пакет требуемых документов в УФМС России по Владимирской области о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Однако ДД.ММ.ГГГГ этим органом вынесено решение об отклонении указанных заявлений. Причиной такого отказа послужило письмо от ДД.ММ.ГГГГ###, в котором указано о несогласовании заявлений УФСБ России по Владимирской области на основании проведенной им проверки. Какие выявлены факты представления подложных документов, приложенных к заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ, или факты заведомо ложных сведений в указанных заявлениях, полномочный орган не указал. Поэтому просят признать незаконными решения УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, отменить их и обязать вынести решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в 10-дневный срок со дня вступления решения суд в законную силу.

Зубатенко С.Н. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, приведенные в заявлении.

Зубатенко И.А. в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель Зубатенко И.А. в судебном заседании также просил признать незаконным решение УФМС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, отменить их и обязать вынести решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в 10-дневный срок со дня вступления решения суд в законную силу, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном виде.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области в судебном заседании пояснил, что отказ в приеме Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основан на несогласовании этой процедуры УФСБ России по Владимирской области. Каких – либо нарушений в процедуре рассмотрения данных заявлений не имеется. Решение принято полномочным органом и в пределах компетенции. Кроме того, данный отказ не препятствует повторному обращению с такими заявлениями по истечении года после принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления ФСБ России по Владимирской области пояснил, что в ходе проверки заявлений Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А., указанные в них данные не подтвердились. Поэтому принято решение о несогласовании приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Представитель прокуратуры Владимирской области полагает, что нельзя признать законным решение об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, основываясь лишь на несогласовании процедуры УФСБ России по Владимирской области. Руководитель Управления Федеральной миграционной службы России по Владимирской области должен принимать решение в этом вопросе, изучив весь пакет документов.

Представитель Военной прокуратуры Владимирского гарнизона в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 ратифицированного Соглашения от 26.02.1999 г., заключенного между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями Соглашения. Согласно ч. 3 ст. 2 Соглашения в случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременной утратой гражданства другой Стороны в соответствии с национальным законодательством этой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству. Проводившее проверку заявлений Зубатенко С.Н. и Зубатенко И.А. отделение регистрации и архивных фондов УФСБ России по Владимирской области достоверно установило, что указанные лица до настоящего времени процедуру прекращения гражданства Республики Казахстан не инициировали и не прошли, в связи с чем оснований считать их не гражданами Республики Казахстан не имеется. Таким образом, требования заявителей не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 31.05.2002 г. № N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации» решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если: имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п. «а» ч. 1 ст. 13 этого Федерального закона, если указанные граждане и лица: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации; имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, с ч. 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 настоящего Федерального закона.

    В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Согласно п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325, решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации - по согласованию с Федеральной миграционной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В силу п. 17.4. Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации (далее Административный регламент), утвержденного приказом ФМС Российской Федерации от 19.03.2008 г. № 64, должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в подпунктах 16.3 - 16.4 Административного регламента.

На основании п/п 16.3 и 16.4. Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивает заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит соответствующие проверки: по учетам ФМС России и территориальных органов для выявления оснований, предусмотренных пунктами "б" и "в" статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ; по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационных центров министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации по месту жительства заявителя для выявления оснований, предусмотренных пунктами "д" - "ж" статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ. Для проведения проверок оформляются соответствующие запросы в автоматизированном виде или почтовыми сообщениями по формам, установленным в системе МВД России.

В случае если заявитель проживает на территории субъекта Российской Федерации менее пяти лет непосредственно перед обращением, запросы направляются также в территориальный орган по предыдущему месту жительства (месту проживания) заявителя.

Как усматривается из материалов дела, Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. обратились в УФМС по Владимирской области с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, представив необходимые документы.

УФМС по Владимирской области были направлены запросы в органы безопасности с целью получения информации о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих приему заявителей в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также согласования этой процедуры.

Из поступивших ответов УФСБ по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### и № ### усматривается, что вопрос о приеме в гражданство в Российской Федерации заявителям - не согласован, на основании п. «в» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

В силу ст. 17.5. и 17.7. Административного регламента должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре.

Решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами.

На основании ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ оформляется решение об отклонении заявления.

Должностное лицо извещает заявителя о принятом решении,

Согласно решениям УФМС по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ отклонены заявления Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. о приеме их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в связи с тем, что у УФСБ России по Владимирской области имеются основания, препятствующие в согласовании вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации по п. «в» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Решения от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям вышеуказанного Административного регламента, содержит прямую ссылку на норму федерального закона, предусматривающую конкретное основание для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации.

В уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ###, направленных заявителям, также имеется ссылка на конкретную норму Федерального закона и разъяснено право и сроки повторного обращения с таким заявлением.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат отклонению.

Доводы представителя Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. о том, что не указаны конкретные обстоятельства, препятствующие приему их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, как представляющую угрозу обороноспособности государства, либо общественному порядку, либо защите здоровья населения, отнесено к полномочиям Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и суд не вправе вмешиваться в данные полномочия. Применение мер по защите национальной безопасности органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации находятся вне сферы судебного контроля.

Поскольку УФСБ России по Владимирской области не обязано указывать и информировать инициаторов запросов о конкретных основаниях, по которым не выдано согласие на прием их в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, не указание конкретных подложных документов или заведомо ложных сведений само по себе не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Кроме того, в материалах дела имеются ответы УФСБ России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### и № ### с указанием, что вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации Зубатенко Зубатенко И.А. и Зубатенко С.Н. не согласован на основании п. «в» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Зубатенко С. Н. и Зубатенко И. А. в удовлетворении заявления о признании незаконными решения об отказе в приеме в гражданство в упрощенном порядке, понуждении отменить эти решения и вынести решения о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.В. Гвоздилина

Решение изготовлено в окончательном виде 17 октября 2011 года.

Судья И.В. Гвоздилина