2-2384/2011 (об оспаривании Постановления Законодательного Собрания Владимирской области о досрочном освобождении от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области)



Дело № 2-2384/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    «22» сентября 2011г. г.Владимир

    Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :

председательствующего судьи Горячевой А.В.,

при секретаре Бариновой О.С.,

с участием заявителя Чечеткина В.Д., его представителя по доверенности Чекушова Р.А., представителя заинтересованного лица Законодательного Собрания Владимирской области Попова М.Е., представителя заинтересованного лица Счетной палаты Владимирской области Леликовой Ю.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Чечеткина В. Д. о признании незаконным постановление Законодательного Собрания Владимирской области и его отмене,

У С Т А Н О В И Л :

    Чечеткин В.Д. обратился в суд с заявлением с учетом уточнений о признании незаконным постановление Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ. № ### «О досрочном освобождении Чечеткина В. Д. от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области» и его отмене.

    В обоснование заявления Чечеткин В.Д. указал, что Законодательным Собранием Владимирской области было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ### «О досрочном освобождении Чечеткина В. Д. от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области». Считает, что данный правовой акт был принят с грубым нарушением установленной процедуры.

    Согласно ст.45 Регламента Законодательного Собрания Владимирской области, утвержденного постановлением от 29.07.2009 № 180, заседание Законодательного Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов, т.е. не менее 26 депутатов (2/3 от 38).

    Фактически же при голосовании по данному вопросу на заседании присутствовало только 23 депутата. Постановление было принято при наличии волеизъявления 23 депутатов. То есть в момент принятия постановления кворум отсутствовал.

    Присутствовать на заседании - значит находиться в месте его проведения. Согласно ст. 41 Регламента, заседания Законодательного Собрания проводятся в зале заседаний по адресу <...>. Конкретно в зале заседаний на момент голосования по вопросу о принятии постановления присутствовало 23 депутата.

    Согласно ст.45 Регламента, если на заседании присутствует менее двух третей от установленного числа депутатов, то председатель Законодательного Собрания должен перенести заседание и объявить для присутствующих депутатов дату и время, на которое оно переносится. Однако на заседании Законодательного Собрания 28 февраля т.г. этого сделано не было.

    Полагает, что отсутствие кворума на заседании Законодательного Собрания Владимирской области является существенным нарушением процедуры принятия соответствующего постановления.

    Основанием прекращения полномочий председателя Счетной палаты области оспариваемое постановление Законодательного Собрания указывает достижение заявителем возраста 65 лет (ст. 30 Закона Владимирской области от 04.12.1995 №16-03 «О Счетной палите Владимирской области»). Данное положение фактически затрагивает его права, как действовавшего на тот момент председателя региональной Счетной палаты.

    Вышеназванное основание прекращения полномочий введено Законом Владимирской области от 04.02.2011 № 2-03 «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О Счетной палате Владимирской области». То есть после того, как возникли правоотношения между ним, как председателем Счетной палаты Владимирской области, и Законодательным Собранием Владимирской области.

    Правовой статус председателя Счетной палаты Владимирской области регламентируется законами, определяющими правовое положение лиц, замещающих государственные должности, а в части, ими не урегулированной - трудовым законодательством.

    Трудовые отношения регулируются, в частности, Трудовым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. При этом законы субъектов не должны противоречить Трудовому кодексу. В части, не урегулированной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, подлежат применению нормы Трудового кодекса (ст. 11).

    Вывод о распространении норм Трудового кодекса Российской Федерации на трудовые отношения с лицами, замещающими государственные должности, подтверждается Верховным Судом Российской Федерации (пункт 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2; Постановление Президиума Верховного суда РФ от 26.10.2005 № 6пв05).

    В соответствии со ст.12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

    Поскольку в соответствии со ст.11 Трудового кодекса он применяется ко всем трудовым правоотношениям, если иное не предусмотрено федеральным законом или иным нормативным правовым актом, то принятые в ДД.ММ.ГГГГ изменения в Закон «О Счетной палате Владимирской области» не распространяются на него, как на действовавшего на тот момент председателя региональной Счетной палаты.

    На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.254, 255, 258 ГПК РФ просит удовлетворить заявленные требования.

    В судебном заседании заявитель Чечеткин В.Д., его представитель по доверенности Чекушов Р.А. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.

    Представитель заинтересованного лица Законодательного Собрания Владимирской области Попов М.Е. в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что, принимая оспариваемое постановление, Законодательное Собрание Владимирской области действовало в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах своих полномочий, права Чечеткина В.Д. как гражданина не нарушены. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Представитель заинтересованного лица Счетной палаты Владимирской области Леликова Ю.В. поддержала доводы представителя Законодательного Собрания Владимирской области и также просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Статьей 46 частью 2 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Данная гарантия также предусмотрена статьей 254 ГПК РФ, согласно которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Статьей 30 Закона Владимирской области от 04.12.1995 № 16-ОЗ «О Счетной палате Владимирской области», принятого решением Законодательного Собрания Владимирской области от 29.11.1995 № 345, было установлено, что председатель, заместитель председателя и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть досрочно освобождены от должности постановлением Законодательного Собрания лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

    Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 31.01.2007 № ### Чечеткин В.Д. назначен на государственную должность председателя Счетной палаты Владимирской области сроком на 5 лет.

    Законом Владимирской области от 04.02.2011 № 2-ОЗ внесены изменения в статью 30 Закона Владимирской области от 04.12.1995г. № 16-ОЗ «О Счетной палате Владимирской области», предусматривающие досрочное освобождение от должности председателя Счетной палаты Владимирской области в случае достижения им возраста 65 лет.

    Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### Чечеткин В.Д. досрочно освобожден от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области.

    Чечеткин В.Д. и прокурор Владимирской области обратились в суд с заявлениями о признании не соответствующей федеральному законодательству и недействующей с момента принятия статьи 30 Закона Владимирской области от 04.12.1995г. № 16-ОЗ «О счетной палате Владимирской области» в части установления возраста 65 лет как основания досрочного освобождения от должности председателя Счетной палаты.

    Решением Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные заявления оставлены без удовлетворения.

    Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2011г. решение Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационные жалобы Чечеткина В.Д., администрации Владимирской области, кассационное представление прокуратуры Владимирской области – без удовлетворения.

    Статьей 30 Закона Владимирской области от 04.12.1995 № 16-ОЗ определено, что председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности Законодательным Собранием.

    Следовательно, оспариваемое постановление Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### принято компетентным органом – Законодательным Собранием Владимирской области.

    Заявитель в судебном заседании указал на нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления, в частности отсутствие кворума при его принятии.

    Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 29.07.2009 № 180 принят Регламент Законодательного Собрания Владимирской области.

    Согласно ст.44 п.1 Регламента каждая часть заседания Законодательного Собрания начинается с регистрации прибывших на заседание депутатов, которая проводится с использованием конференц-системы в порядке, установленном статьей 62 настоящего Регламента, или гражданскими служащими.

    Решение о проведении регистрации без использования конференц-системы принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Законодательного Собрания.

    Пунктом 1 статьи 47 Регламента предусмотрено, что распорядок дня заседания Законодательного Собрания, как правило, включает в себя: утреннюю часть заседания - с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут; вечернюю часть заседания - с 15 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.

    В силу п.2 ст.45 Регламента заседание Законодательного Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

    Как установлено, в Законодательное Собрание Владимирской области избрано 38 депутатов, следовательно, заседания правомочны, если на них присутствуют 26 депутатов.

    Согласно выписке из протокола заседания Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ### на заседании присутствовали 30 депутатов, что указывает на правомочность заседания.

    Заявитель в судебном заседании указал на то, что при голосовании по вопросу ### о проекте постановления Законодательного Собрания Владимирской области «О досрочном освобождении Чечеткина В. Д. от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области» депутаты от Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» покинули зал заседаний, в связи с чем отсутствовал кворум при голосовании по данному вопросу.

    Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6, депутат Законодательного Собрания Владимирской области, председатель комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Владимирской области, пояснил, что на заседании ДД.ММ.ГГГГ депутаты от Владимирского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» были против включения в повестку дня вопроса о досрочном освобождении Чечеткина В.Д. от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области. Перед голосованием по данному вопросу депутаты от фракции КПРФ покинули заседание и не принимали участия в голосовании.

    На основании ст.44 п.2 Регламента (в редакции от 11.02.2011) по требованию одного из депутатов председательствующим на заседании Законодательного Собрания должна быть проведена проверка соответствия численности присутствующих на заседании количеству зарегистрировавшихся депутатов.

    Усматривается, что на начало заседания ДД.ММ.ГГГГ была проведена регистрация в соответствии со ст.44 Регламента. Каких-либо требований депутатов о проверке соответствия численности присутствующих на заседании количеству зарегистрировавшихся депутатов, не поступало. Следовательно, правовых оснований для проведения проверки численности депутатов не имелось.

    По вопросу 18 решение принималось путем тайного голосования. Лица, участвующие в судебном заседании пояснили, что тайное голосование проводилось не в месте проведения заседания - кабинете ###, а в оборудованном для тайного голосования кабинете на 6-м этаже.

    Согласно ст.63 п.3 Регламента постановления принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством.

    Как следует из выписки из протокола заседания Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ### для тайного голосования по вопросу 18 была избрана счетная комиссия. Решение по вопросу 18 принято : за – 22, против – 2, возд. – 1. Результаты тайного голосования подтверждаются : списком депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва для получения бюллетеней для проведения тайного голосования по принятию постановления Законодательного Собрания Владимирской области «О досрочном освобождении Чечеткина В. Д. от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области» и протоколами № ### и № ### заседания счетной комиссии для проведения тайного голосования по принятию постановления Законодательного Собрания Владимирской области «О досрочном освобождении Чечеткина В.Д. от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области».

    Следовательно, решение по вопросу 18 принято большинством голосов, что предусмотрено положениями ст.63 п.3 Регламента.

     Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок принятия оспариваемого постановления был соблюден.

    Также заявитель указывает на нарушение его трудовых прав, поскольку принятые в ДД.ММ.ГГГГ изменения в Закон «О Счетной палате Владимирской области» не распространяются на него, как на действовавшего на тот момент председателя региональной Счетной палаты.

    Как установлено, Закон Владимирской области от 04.02.2011 № 2-ОЗ, внесший изменения в ст.30 Закона Владимирской области «О Счетной палате Владимирской области» вступил в силу со дня его официального опубликования, по заявлению Чечеткина В.Д. и прокурора Владимирской области судом проверена легитимность статьи 30 данного Закона.

    По вступлению в законную силу вышеуказанного Закона, возникли правоотношения, по которым председатель Счетной палаты Владимирской области имеет право замещать данную государственную должность до достижения им возраста 65 лет. Поскольку возраст заявителя на ДД.ММ.ГГГГ превышал данный возрастной ценз, то постановлением Законодательного Собрания Владимирской области Чечеткин В.Д. был освобожден от государственной должности председателя Счетной палаты Владимирской области в силу закона.

    Таким образом, оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и свободы заявителя Чечеткина В.Д., в связи с чем заявленные им требования подлежат оставлению без удовлетворения.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Заявление Чечеткина В. Д. о признании незаконным постановление Законодательного Собрания Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «О досрочном освобождении Чечеткина В. Д. от государственной должности Владимирской области председателя Счетной палаты Владимирской области» и его отмене, оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 дней.

    Председательствующий судья подпись А.В.Горячева

    Мотивированное решение изготовлено 27.09.2011г.

    Председательствующий судья подпись А.В.Горячева