Дело № 2- 2418/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2011 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.
с участием прокурора Сопневой Я.В.,
при секретаре Мясниковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира и Управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира о понуждении к обеспечению водопроводными и канализационными устройствами и сооружениями,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Владимира обратился в суд с иском, поданном в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Владимира и Управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира о понуждении к обеспечению водопроводными и канализационными устройствами и сооружениями.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Владимира проведена проверка по факту необеспечения улиц <...> г. Владимира питьевой водой и канализацией, что создает угрозу жизни и здоровью людей в случае возможного пожара, ограничивает свободный доступ к питьевой воде и для хозяйственно-бытовых нужд.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме, обязав администрацию Владимирской области обеспечить водопроводными и канализационными устройствами и сооружениями для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации части улиц <...>, расположенные за <...>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации г. Владимира в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что основные полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к которым относится организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения населения. Указанная норма не предусматривает: какое конкретно водоснабжение должно быть организовано: централизованное или нецентрализованное. В данном случае на <...> имеется 2 шахтно – питьевых колодца, на <...> – 1 колодец, на <...> – 2 шахтно – питьевых колодца, на <...> – 1 шахтно – питьевой колодец. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесены: создание муниципальных предприятий и учреждений, их финансирование, формирование и размещение муниципального заказа. Администрация г. Владимира как юридическое лицо не может самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью и оказывать услуги по водоснабжению и водоотведению населению, не может и не имеет на своем балансе (в оперативном управлении) муниципальные сети водоснабжения и водоотведения. Они находятся в ведении МУП «Владимирводоканал». Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по организации городского округа водоснабжения населения и водоотведения реализованы путем создания МУП «Владимирводоканал» и возложении на него соответствующих функций. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативные расходы местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Вмешательство в нормотворческую деятельность соответствующих органов местного самоуправления, определять характер и содержание принимаемых ими правовых норм не допустимо. Строительство водопроводной линии д-100 мм протяженностью 1 000 м.п. с установкой пожарных гидрантов, водоразборных колонок и устройством стального футляра под автодорогой включено в проект инвестиционной программы МУП «Владимирводоканал» на 2012 год. Осуществление деятельности по реализации функций и полномочий в сфере архитектуры и строительства, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения, возложено на Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, указав, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку Управление является ненадлежащим ответчиком.
Представители третьих лиц Отдела государственного пожарного надзора по городу Владимиру Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Владимирской области и Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области в суд не явились по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Прокурор города Владимира в своих исковых требованиях просит суд обязать обеспечить водопроводными и канализационными устройствами и сооружениями <...>.
Доводы представителя Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира о том, что прокурор в нарушение ст. 45 ГПК РФ обратился в суд за защитой определенного круга лиц, проживающих на <...>, основаны на неверном толковании норм права, поскольку состав жильцов в домах постоянно меняется.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года № 231, данный вопрос также отнесен к полномочиям администрации г. Владимира.
Указанное положение имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данного муниципального образования, но не объем полномочий, которыми он обладает для решения этого вопроса местного значения.
Питьевое и хозяйственно - бытовое водоснабжение бывает централизованным и нецентрализованным.
Действующее законодательство не предусматривает: какое конкретно водоснабжение обязаны организовать органы местного самоуправления.
Как установлено судом, на <...> имеется 2 шахтно – питьевых колодца, на <...> – 1 колодец, на <...> – 2 шахтно – питьевых колодца, на <...> – 1 шахтно – питьевой колодец.
Это также подтверждается ответом Управления муниципальным имуществом г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ###.
Следовательно, на указанных улицах организовано нецентрализованное водоснабжение.
Требования об обеспечении канализационными устройствами и сооружениями для присоединения к системам канализации г. Владимира производно от водоснабжения, так как конструктивные особенности подачи воды требуют ее выведения.
Доводы прокурора о том, что администрация г. Владимира должна обеспечивать водопроводными и канализационными устройствами и сооружениями для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации основаны на неверном толковании норм права, так как в штате администрации отсутствуют лица соответствующих специальностей, которые могли бы это осуществить.
Пункт 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», применительно к органам местного самоуправления, не обязывает непосредственно выполнить соответствующие работы, поскольку к их полномочиям, в соответствии с вышеуказанной правовой нормой, относится именно организация водоснабжения и водоотведения.
Суд, в данном случае, оценивает с позиции действующего законодательства: закреплены ли за органами местного самоуправления указанные обеспечительно – хозяйственные функции.
В своих требованиях прокурор не уточнил: какие действия должна совершить администрация г. Владимира с учетом ее компетенции.
Одной из форм организации водоснабжения и водоотведения является также создание в целях удовлетворения населения и юридических лиц услугами водопровода и канализации, в том числе путем строительства водопроводных сетей, разведочного бурения, строительства и бурения скважин и др., Муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал», которое действует в соответствии со своим уставом.
Кроме того, согласно ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения в пределах лимитов бюджетных обязательств.
На основании ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Возможность обеспечения данных улиц услугами водоснабжения имеется при условии строительства водопроводной линии d-100 мм протяженностью 1 000 м.п. с установкой пожарных гидрантов, водоразборных колонок и устройством стального футляра под автодорогой ориентировочной стоимостью 7 840 тыс. рублей (сообщение администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ № ###).
Строительство данного объекта возможно только на основании Положения о формировании и финансировании адресной инвестиционной программы города, которое устанавливает порядок формирования адресной инвестиционной программы города для муниципальных нужд и финансирования инвестиционных расходов из бюджета города в соответствии с постановлением главы города Владимира от 18.12.2009 г. № 4070 (ред. от 08.09.2011) «Об утверждении Положения о формировании и финансировании адресной инвестиционной программы города и признании утратившими силу некоторых постановлений главы города».
Формирование адресной инвестиционной программы осуществляет Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города исходя из предельного объема бюджетных ассигнований, доведенных финансовым управлением администрации города для распределения расходов в рамках адресной инвестиционной программы города.
Как пояснил представитель администрации г. Владимира, проект «Инвестиционной программы МУП г. Владимира «Владимирводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Владимира на 2011 – 2013 годы» находится в настоящее время на рассмотрении в Совете народных депутатов г. Владимира.
Указанные действия также свидетельствуют об исполнении ответчиками полномочий, указанных выше.
В ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, правовые акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность.
Из названных норм и в соответствии с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом разделения властей следует, что суд не правомочен обязать муниципальный орган власти принять какой - либо нормативный правовой акт, даже если в результате бездействия органа власти в этой части нарушаются конституционные права граждан.
Действующее законодательство не предусматривает полномочий суда на вмешательство в нормотворческую деятельность местного самоуправления и соответственно полномочий прокурора на подачу такого заявления.
С учетом изложенного, исковое заявление прокурора города Владимира подлежит отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать прокурору города Владимира в удовлетворении исковых требований, поданных в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира и Управлению архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира о понуждении к обеспечению водопроводными и канализационными устройствами и сооружениями.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.
Судья И.В. Гвоздилина
Решение изготовлено в окончательном виде 4 октября 2011 года.
Судья И.В. Гвоздилина