Дело № 2-3477/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» октября 2011 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Якушева П.А., Мухиной Е.В., |
с участием: представителей заявителя – Дачного некоммерческого товарищества «Финеево РИВЕР» – председателя правления Полякова В. Ф., действующего на основании Устава и протокола от ДД.ММ.ГГГГ № ### общего собрания учредителей, и Гусевой Т. Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица – Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Владимирской области – Головой Е. В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представитель заинтересованного лица – Муниципального образования сельское поселение Першинское – главы муниципального образования Шмиткова А. Н., действующего на основании Устава и постановления избирательной комиссии Муниципального образования сельское поселение Першинское от ДД.ММ.ГГГГ № ###, | |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Финеево РИВЕР» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № ### Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Владимирской области о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, и
обязании Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Владимирской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства»,
У С Т А Н О В И Л:
Дачное некоммерческое товарищество «Финеево РИВЕР» (далее также – ДНТ «Финеево РИВЕР») обратилось в суд с заявлением, в котором просило:
признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № ### Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Владимирской области (далее также - ФБУ «КП» по Владимирской области) о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, и
обязать ФБУ «КП» по Владимирской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
В обоснование заявления указано, что ДНТ «Финеево РИВЕР» является собственником земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы сельского поселения Першинское № ### принято решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ФБУ «КП» по Владимирской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, приложив свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ### на указанный земельный участок, постановление главы сельского поселения Першинское от ДД.ММ.ГГГГ № ### и учредительные документы.
ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «КП» по Владимирской области приняло решение № ### о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с тем, что не представлены необходимые для кадастрового учета документы: представленное заявителем постановление главы сельского поселения Першинское Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ### не является документом – основанием для изменения вида разрешенного использования. Акт органа местного самоуправления, уполномоченного на изменение вида разрешенного использования земельного участка (по мнению ФБУ «КП» по Владимирской области, - администрации Киржачского района Владимирской области) отсутствует.
Заявитель считает, что приостановление осуществления кадастрового учета земельного участка является необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами, которые являются частью Правил землепользования и застройки территорий.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. При этом к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки территорий поселений; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов – утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 – 10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером ### расположен на территории муниципального образования сельское поселение Першинское Киржачского района Владимирской области, то решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка должно быть принято главой сельского поседения Першинское, а не главой Киржачского района, с учетом результатов публичных слушаний (проведены ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявление в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ФБУ «КП» по Владимирской области возражала относительно удовлетворения заявления.
В обоснование возражений пояснила, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Исходя из смысла п. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» на межселенной территории изменение вида разрешенного использования возможно только на основании акта органа местного самоуправления муниципального района.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что межселенная территория – это территория, находящаяся вне границ поселений; сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
Земельный участок с кадастровым номером ### относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, то есть земли, находящиеся за пределами населенного пункта (ст. 77 ЗК РФ).
Указанный земельный участок находится на межселенной территории, в пределах которой изменение вида разрешенного использования возможно только на основании акта органа местного самоуправления муниципального района.
Следовательно, по мнению представителя ФБУ «КП» по Владимирской области, для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, относящегося к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, заявителю необходимо предоставить в ФБУ «КП» по Владимирской области постановление главы администрации Киржачского района об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Представитель заинтересованного лица – Муниципального образования сельское поселение Першинское – заявление ДНТ «Финеево РИВЕР» поддержал по тем же основаниям, которые были приведены заявителем.
Заинтересованное лицо – администрация Киржачского района Владимирской области, - надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДНТ «Финеево РИВЕР» является собственником земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ###.
ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном образовании сельское поселение Першинское Киржачского района Владимирской области были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № ### по результатам публичных слушаний принято решение изменить вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 274 00 кв.м., расположенного примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, кадастровый номер ### из вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Муниципального образования сельское поселение Першинское № ### принято решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ФБУ «КП» по Владимирской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, приложив Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ### на указанный земельный участок, постановление главы муниципального образования сельское поселение Першинское от ДД.ММ.ГГГГ № ### и учредительные и уставные документы ДНТ «Финеево РИВЕР».
ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «КП» по Владимирской области приняло решение № ### о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с тем, что не представлены необходимые для кадастрового учета документы: представленное заявителем постановление главы сельского поселения Першинское Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № ### не является документом – основанием для изменения вида разрешенного использования.
В судебном заседании представитель ФБУ «КП» по Владимирской области пояснила, что для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, относящегося к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, заявителю необходимо предоставить в ФБУ «КП» по Владимирской области постановление главы администрации Киржачского района об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 10 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона «О техническом регулировании»), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления.
Судом установлено, что оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, т.е. срок, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Оценивая наличие полномочий ФБУ «КП» по Владимирской области на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета осуществляется органом кадастрового учета.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом частью 2 указанной статьи установлено, что предусмотренные названным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных названным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с 01.07.2010 г. ФБУ «КП» по Владимирской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ № ### о приостановлении осуществления кадастрового учета было принято в пределах полномочий ФБУ «КП» по Владимирской области.
При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом установлено, что согласно части 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 данного Федерального закона.
Частью 1 статьи 17 данного Федерального закона установлено что, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 указанной статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 4 части 2 данной статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.
Приведенные нормы были исполнены ФБУ «КП» по Владимирской области, поэтому суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ № ### о приостановлении осуществления кадастрового учета ФБУ «КП» по Владимирской области был соблюден.
Устанавливая, соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд приходит к следующему.
Статья 43 ЗК РФ предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В п. 2 ст. 7 ЗК РФ определено, что земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. То есть возможность выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территории. При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В Правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ); к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов - утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (пункт 3 части 2 статьи 8 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Першинское Киржачского района Владимирской области на момент принятия оспариваемого решения не утверждены.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 данной части и статьей 41 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
О необходимости проведения публичных слушаний при решении данного вопроса указано и в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно подп. 3 пункта 3 статьи 18 Устава Муниципального образования сельское поселение Першинское Киржачского района Владимирской области на публичные слушания выносятся в обязательном порядке вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном образовании сельское поселение Першинское Киржачского района Владимирской области были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № ### по результатам публичных слушаний принято решение изменить вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 274 00 кв.м., расположенного примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, кадастровый номер ### из вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
Поскольку в соответствии со ст. 8 ГрК и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений, то решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Киржачского района Владимирской области, на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки в силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», входит в компетенцию главы местной администрации в отношении земельных участков, находящихся в границах территории соответствующего муниципального образования.
Законом Владимирской области от 27.04.2005 № 36-ОЗ «О наделении Киржачского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ» установлено, что в состав территории Муниципального образования Першинское (сельское поселение) входят: поселок Барсово, деревни Грибаново, Илейкино, Ильинское, Никифорово, Першино, Старово, Федоровское, Финеево, Храпки, а также установлены границы Муниципального образования Першинское (сельское поселение) согласно карте (приложение 9 к Закону) и описанию (приложение 10 к Закону).
Из содержания указанного Закона, выкопировки из генерального плана муниципального образования сельское поселение <...>, представленных в материалы дела картографических материалов, кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, находится в границе Муниципального образования Першинское (сельское поселение).
Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером ### в границе Муниципального образования Першинское (сельское поселение) представителем ФБУ «КП» не оспаривается и какими-либо доказательствами не опровергается.
Между тем, находясь в границе муниципального образования Першинское (сельское поселение), земельный участок с кадастровым номером ### не находится в черте какого-либо из населенных пунктов, входящих в состав Муниципального образования Першинское сельское поселения (поселок Барсово, деревни Грибаново, Илейкино, Ильинское, Никифорово, Першино, Старово, Федоровское, Финеево, Храпки), что соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которому сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (абзац второй части 1 статьи 2 указанного Федерального закона); территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения (пункт 3 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона).
При этом пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Следовательно, довод представителя ФБУ «КП» по Владимирской области о том, что земельный участок с кадастровым номером ### не может входить в состав территории сельского поселения Першинское (как муниципального образования), поскольку данный земельный участок по целевому назначению относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, несостоятелен.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ### не относится к землям населенных пунктов, а прилегая к землям населенного пункта деревня Финеево, входит в территорию муниципального образования Першинское (сельское поселение), наряду с другими населенными пунктами (поселок Барсово, деревни Грибаново, Илейкино, Ильинское, Никифорово, Першино, Старово, Федоровское, Храпки) и прилегающими к ним землями общего пользования (которые в силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ могут включаться в состав различных территориальных зон).
По изложенным основаниям довод представителя ФБУ «КП» по Владимирской области о том, что земельный участок с кадастровым номером ### находится на межселенной территории, в связи с чем решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка должна принимать администрация Киржачского района, несостоятелен.
Кроме того, согласно абзацу девятому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» межселенная территория – это территория, находящаяся вне границ поселений.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона на территориях, не признанных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 № 707-р территориями с низкой плотностью сельского населения, не могут предусматриваться межселенные территории.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона на территориях, не признанных указанным распоряжением территориями с низкой плотностью сельского населения, все земли независимо от форм собственности и целевого назначения должны быть разграничены между сельскими и городскими поселениями.
Киржачский район Владимирской области относится к территории с высокой плотностью населения (как и все другие районы Владимирской области) согласно Перечню субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения, утвержденному распоряжением правительства Российской Федерации от 25.05.2004 № 707-р.
Поэтому на территории Киржачского района Владимирской области, не признанного территорией с низкой плотностью сельского населения, межселенные территории отсутствуют, а все земли независимо от форм собственности и целевого назначения разграничены между поселениями, в том числе и земельный участок с кадастровым номером ### (находится на территории муниципального образования Першинское сельское поселение).
Учитывая изложенное, вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ### относится к полномочиям не Киржачского района Владимирской области, как полагает представитель ФКУ «КП» по Владимирской области, а к полномочиям Муниципального образования Першинское сельское поселение.
Поскольку заявителем ДД.ММ.ГГГГ при обращении в ФБУ «КП» по Владимирской области было представлено постановление главы Муниципального образования сельское поселение Першинское от 28.04.2011 № 47 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории муниципального образования сельское поселение Першинское Киржачского района Владимирской области», у ФБУ «КП» по Владимирской области отсутствовали основания для приостановления осуществления кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ### на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поэтому суд, признав незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № ### ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ###, полагает необходимым обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Дачного некоммерческого товарищества «Финеево РИВЕР» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № ### Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Владимирской области о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, и обязании Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № ### Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Владимирской области о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Владимирской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка общей площадью 274 00 кв.м. с кадастровым номером ### из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 450 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».
Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья П.А. Якушев
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2011 г.
Председательствующий судья П.А. Якушев