Дело № 2-4086/2011
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» декабря 2011 г.
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Орешкиной О.Ф.,
при секретаре Парамоновой Т.Н.,
с участием прокурора Смирновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по иску Прокурора г. Владимира в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» об обязанности проведения организационно-технических мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Владимира в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» (далее МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» ), с учетом уточнения, об обязанности проведения организационно-технических мероприятий по аттестации 26 рабочих мест по условиям труда, в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1», которое осуществляет деятельность по адресу: <...>. Согласно штатному расписанию в терапевтическом отделении -81,5 ед., в ортопедическом отделении-28 ед. В нарушение требований ст.212 Трудового кодекса РФ ответчиком не обеспечено проведение аттестации 26 рабочих мест по условиям труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ### Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. По мере изменения кадрового состава при принятии и увольнении работников на определенном рабочее месте работают разные лица. Аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Отсутствие аттестации рабочих мест может нарушить интересы не только работающих в настоящее время на предприятии граждан, но и вновь принимаемых работников на соответствующие рабочие места.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что заявленный срок до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным именно для проведения организационно-технических мероприятий по аттестации 26 рабочих мест по условиям труда, таких как заключение договоров, издании приказов, составления календарных планов по проведению аттестации, а не для завершения аттестации. В случае невозможности обеспечения данных мероприятий в указанный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Представитель ответчика–Гулин А.В. (по доверенности) исковые требования признал, однако просил установить срок проведения организационно-технических мероприятий по аттестации рабочих мест до ДД.ММ.ГГГГ, в крайнем случае – до ДД.ММ.ГГГГ, при этом указал, что МУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда, что подтверждается проведенными в ДД.ММ.ГГГГ организационно-техническим мероприятиями согласно договорам №№ ### от ДД.ММ.ГГГГ и ### от ДД.ММ.ГГГГ. Последняя аттестация рабочих мест по условиям труда была завершена в ДД.ММ.ГГГГ. МУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» по своей форме и на основании Устава является бюджетным учреждением. Соответственно финансирование осуществляется из муниципального бюджета и внебюджетных источников финансирования (ОМС, деятельность, приносящая доходы). В этом году финансовых средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда из бюджета выделено не было. Внебюджетные средства формируются из средств фондов ОМС и предпринимательской деятельности, осуществляемой учреждением. Свою деятельность учреждение осуществляет, в том числе, из внебюджетных средств. Следует, отметить, что все суммы расходов на проведение аттестации рабочих мест, согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Учреждение формирует полностью за счет своей предпринимательской деятельности. Бюджетные средства не выделяются на данные цели, что подтверждается сметой доходов и расходов на ДД.ММ.ГГГГ, а так же расшифровками к сметам расходов за ДД.ММ.ГГГГ. На настоящий момент средняя рыночная цена по аттестации одного рабочего места по условиям труда составляет 3 500 рублей. Выделять данную сумму на проведение аттестации 26 рабочих мест по условиям труда для учреждения затруднительно, поэтому проведение данных мероприятий в срок до ДД.ММ.ГГГГ для учреждения не представляется возможным без изымания денежных средств из других статей запланированных расходов. В противном случае это нарушит деятельность учреждения и ограничит доступ граждан к бесплатным медицинским услугам. Также аттестацию рабочих мест по бюджетному штатному расписанию не возможно провести из внебюджетных средств, так как ФНС России расценивает это как сокращение налогооблагаемой базы согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 321.1. Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящий момент проходит реформа здравоохранения. Согласно принятым изменениям в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 14 ч. 1 ст. 16), Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 2 ч. 2 ст. 26.3.), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 16-17) организация оказания медицинской помощи на территории субъектов и муниципальных образований будет осуществляться согласно территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, согласно которой Учреждение может быть передано в ведение субъекта Российской Федерации. На данный момент учредителем МУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» является муниципальное образование. Предстоящая смена собственника учреждения будет связана с изменением учредителя учреждения, и соответственно, главного распорядителя средств бюджета, что затруднит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в части затраты времени до полугода на проведение данной процедуры и определения источника финансирования учреждения. Без чего провести аттестацию рабочих мест по условиям труда будет невозможно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников является основным направлением государственной политики в области охраны труда.
Согласно ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судом установлено, что МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за № ###, поставлено на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ №###, главном врачом учреждения является ФИО4
Установлено, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, в ходе которой выявлены нарушения ответчиком ст.212 ТК РФ, а именно МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» не обеспечено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Учитывая, что ответчиком в настоящее время не выполнены требования трудового законодательства об аттестации 26 рабочих мест по условиям труда, в порядке установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», что может создать угрозу жизни и здоровью не только работающим в настоящее время на предприятии гражданам, но и вновь принимаемым работникам на соответствующие рабочие места, а также, принимая во внимание конкретные обстоятельства, изложенные представителем ответчика, суд считает иск законным и обоснованным, однако, считает возможным срок проведения организационно-технических мероприятий по проведению аттестации 26 рабочих мест установить до ДД.ММ.ГГГГ, который считает разумным при конкретных обстоятельствах дела. Иное нарушило бы конституционное право граждан - работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г.Владимира удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» провести организационно-технические мероприятия по аттестации имеющихся рабочих мест по условиям труда, в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ### "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» госпошлину в доход государства 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий О.Ф.Орешкина
Решение изготовлено в окончательно форме 22.12.2011 г.
Судья О.Ф.Орешкина