2-3871/2011 (об обязании провести организационно-технические мероприятия, направленные на проведение категорирования и оценки уязвимости транспортных средств)



Дело № 2-3871/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» ноября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.

при секретаре Панине И.В.,

с участием прокурора Сидоровой Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Сельхозавтотранс» об обязании провести организационно-технические мероприятия, направленные на проведение категорирования и оценки уязвимости транспортных средств,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Владимира обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Сельхозавтотранс» об обязании провести организационно-технические мероприятия, направленные на проведение категорирования и оценки уязвимости транспортных средств.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что в ходе проверки исполнения действующего законодательства о транспортной безопасности, установлено, что ОАО «Сельхозавтотранс» допускаются нарушения федерального законодательства. ОАО «Сельхозавтотранс» осуществляет грузовые перевозки автомобильным транспортом в количестве 64 единицы, который Общество арендует у ОАО «<...>». Статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определены основные термины, используемые в указанной сфере законодательства, в частности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства. В силу ч.1 ст.4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В целях реализации транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в соответствии и в порядке определенном ст.5 Закона обязаны получить результаты, оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которая устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, в соответствии со ст.6 Закона субъекты транспортной инфраструктуры обязаны осуществлять категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, количество категорий и критерии которой объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Согласно ст.7 Закона в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. В соответствии со ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Порядок проведения оценки, установлен приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры». В соответствии с указанным порядком, в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также организации их эксплуатации (функционирования); изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. «Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности" утвержден Приказ Минтранса РФ от 21.02.2011 N 62. Согласно названному Порядку, основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортного средства (далее - ТС) к одной из категорий. По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования. Категорированные объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства включаются в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, который ведется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности на электронных и бумажных носителях. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. В ходе проверки установлено, что ОАО «Сельхозавтотранс» не проведены организационно-технические мероприятия по проведению категорирования и оценке уязвимости транспортного средства, используемого для пассажирских перевозок. Невыполнение требований вышеназванного законодательства могут повлечь за собой осуществление противоправных действий, в том числе совершение террористического акта, что создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и участников дорожного движения, а также материального ущерба. Просит обязать ОАО «Сельхозавтотранс», ИНН ###, юридический адрес: <...> трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести организационно-технические мероприятия, направленные на проведение категорирования и оценки уязвимости арендуемых Обществом транспортных средств.

Представитель истца по доверенности Сидорова Ю.М. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика ОАО «Сельхозавтотранс» в судебное заседание не явился о дате, времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом, своих возражений по иску не представил.

С согласия представителей истца судом определено рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной опасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

На основании ч.1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной опасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Частями 1,2 и 3 статьи 5 Федерального закона «О транспортной опасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ определено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87.

Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 42 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В силу ст. 6 Федерального закона количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 21.02.2011 №62.

Частями 1,2 и 4 статьи 9 Федерального закона «О транспортной опасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 №34.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления, либо исключительно органами государственной власти.

Судом установлено, что ОАО «Сельхозавтотранс» осуществляет грузовые перевозки автомобильным транспортом в количестве 64 единицы, который Общество арендует у ОАО «<...>», что подтверждается договором аренды № ### от ДД.ММ.ГГГГ и договором аренды № ### от ДД.ММ.ГГГГ

Прокуратурой г. Владимира проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Сельхозавтотранс» не проведены организационно-технические мероприятия по проведению категорирования и оценке уязвимости транспортного средства, используемого для пассажирских перевозок.

Таким образом, суд считает исковые требования прокурора г. Владимира в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку невыполнение ОАО «Сельхозавтотранс» общеобязательных требований федерального законодательства транспортной безопасности может повлечь за собой осуществление противоправных действий, в том числе, совершение террористического акта, угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинения вреда жизни и здоровью людей, а также материального ущерба. Отсутствие надлежащей защищенности указанных объектов транспортной инфраструктуры способно привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, которые пользуются транспортом предприятия, его работникам, а также причинению им и муниципальному предприятию имущественного ущерба.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199, 234, 235, 236, 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Владимира в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Сельхозавтотранс», ИНН ###, юридический адрес: <...>, провести организационно-технические мероприятия, направленные на проведение категорирования и оценки уязвимости арендуемых транспортных средств в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Владимира заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.

Заочное решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Решение суда изготовлено 30.11.2011 г.

Судья Н.Н. Киселева