2-391/2012 (о бесплатном обеспечении лекарственными средствами)



Дело № 2 – 391/2012    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

с участием адвоката Лапшиной Н.В.,

представившей удостоверение ###, ордер ### и доверенность ### от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенную нотариусом ФИО3,

и адвоката Куровского И.В.,

представившего удостоверение ### и ордер ###,

при секретаре Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Барышевой Т. А. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 1» и Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 5» о понуждении обеспечить бесплатно лекарственными препаратами на период лечения за счет средств бюджета Владимирской области,

У С Т А Н О В И Л:

Барышева Т.А. обратилась в суд с уточненным иском к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 1» и Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 5» о понуждении обеспечить бесплатно лекарственными препаратами на период лечения за счет средств бюджета Владимирской области.

В обоснование иска указала, что ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливает гарантированный объем медицинской помощи гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа утверждена на 2011 год постановлением Правительства Российской Федерации № 872 от 4.10.2010 г. В соответствии с этой Программой органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год. Территориальные Программы должны включать в себя перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболевания, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. На основании ст. 41 указанным гражданам, страдающим социально - значимыми заболеваниями, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение. В ст. З Основ указано, что меры социальной поддержки и оказания медико - социальной помощи и лекарственным обеспечением гражданам, страдающих социально значимыми заболеваниями, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий обеспечивается расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 715 от 1.12.2004 г. утвержден Перечень социально значимых заболеваний, в п. 6 которого указаны заболевания под кодом С 00-С 97 «злокачественны новообразования», а постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 г. - Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно. В этом Перечне указано, что онкологическим больным все лекарственные и перевязочные средства отпускаются бесплатно. С ДД.ММ.ГГГГ у нее установлен диагноз: <...> который относится к онкологическим. В связи с этим установлена 2 нерабочая группа инвалидности. После прохождения лечения в Гематологическом научном центре в отделении химиотерапии лейкозов и патологии эритрона, а также наблюдения у врача – гематолога МУЗ «Первая городская поликлиника г. Владимира» рекомендован препарат Дазатиниб (Спрайсел), который сдерживает прогрессию заболевания. С данными рекомендациями она обратилась к участковому терапевту по месту регистрации в МБУЗ «Городская клиническая больница № 5» с целью получения бесплатного рецепта, но получила отказ в связи с тем, что данный препарат не входит в Перечень лекарственных средств, утвержденный приказом Минздравсоцразвития № 665, а обеспечение по региональной льготе невозможно ввиду недофинансирования на эти цели. Поэтому просит обязать лечебные учреждения и Департамент здравоохранения администрации Владимирской области обеспечить на период лечения онкогематологического заболевания медицинским препаратом «Дазатиниб» (Спрайсел) за счет средств бюджета Владимирской области.

Истец в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представители истца поддержали заявленные требования в полном объеме по указанным выше основаниям.

Представитель Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 1» иск не признал, указав, что Барышева Т.А. только наблюдается у врача – гематолога данного лечебного учреждения и в списке больных, которым предоставляется бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не числится. Врач – гематолог является штатным работником поликлиники и единственным врачом в городе, имеющим такую специальность. Поэтому к нему истец обращается за консультацией и рекомендациями дальнейшего лечения. Рецепты на бесплатное получение того или иного вида препаратов выписывает участковый терапевт больницы по месту жительства. Финансирование на эти цели тоже получает данное лечебное учреждение. Поэтому надлежащим ответчиком является Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №5».

Представители Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 5» иск признали частично, указав, что действительно Барышева Т.А. является получателем медицинского препарата Дазатиниб (Спрайсел), который ей необходим по жизненно – важным показателям для лечения онкогематологического заболевания. Истец является федеральным льготником как инвалид 2 группы. Он имеет право на получение бесплатных лекарств в соответствие с Перечнем этих лекарств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 665. По решению ВК может быть выписано лекарство, которое не предусмотрено Перечнем, но с учетом рекомендаций врача - гематолога. Такое лекарство вправе выписывать участковый врач. Однако бесплатное получение данного медицинского препарата затруднено отсутствием должного финансирования на эти цели из областного бюджета. В настоящее время заключением ### от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении истцу 60 таблеток препарата Дазатиниб (Спрайсел).

Представитель Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в суде пояснил, что надлежащим ответчиком по данному делу является лечебное учреждение. Действительно истец имеет право на льготное обеспечение лекарственным препаратом Дазатиниб (Спрайсел) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Однако данный препарат не входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 г. № 665. Организация бесплатной медицинской помощи в части обеспечения лекарственными средствами осуществляется Департаментом здравоохранения в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 г. № 22 за счет средств областного бюджета в пределах запланированных субвенций.

Изучив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2.).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения (неработающие инвалиды 2 группы), которым гарантировано право на получение всех лекарственных средств, и категории заболеваний (онкологические заболевания).

Следовательно, лицо, признанное в установленном порядке инвалидом и страдающее онкологическим заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Барышева Т.А. является неработающим инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ и страдает <...> с ДД.ММ.ГГГГ, относящимся к онкогематологическому заболеванию.

Истец был госпитализирован в отделение химиотерапии лейкозов и патологии эритрона ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздравсоцразвития России ДД.ММ.ГГГГ, где ему проведен курс лечения и по жизненным показаниям установлена необходимость продолжения приема Дазатиниба в дозе 70 мг/сут. в постоянном режиме. Отсутствие требуемого лечения или перебоев в обеспечении необходимым препаратом - Дазатинибом грозит прогрессией заболевания до бластного криза и, впоследствии, летальным исходом. Перерывы в терапии допустимы только при усугублении гематологической токсичности до 4 ст. Больная выписана для продолжения терапии по месту жительства и постоянного наблюдения гематолога (выписка из истории болезни ###).

ДД.ММ.ГГГГ заключением консультанта гематолога Барышевой Т.А. также рекомендовано лечение лекарственным препаратом Спрайсел.

Дазатиниб (Спрайсел) распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 2199-р отнесен к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год.

Судом установлено, что на свои обращения в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, Управление здравоохранения администрации г. Владимира и Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №5» истец получил отказ в предоставлении рекомендованного ему лекарственного препарата бесплатно. Это подтверждается ответами указанных организаций и органов власти, представленными в материалы дела.

При таких обстоятельствах, отказ в обеспечении истца лекарственным препаратом Дазатиниб (Спрайсел) является необоснованным, ограничивающим его право на меры социальной поддержки путем предоставления бесплатных лекарственных препаратов.

Барышевой Т.А. заявлено требование об обеспечении ее лекарством за счет средств бюджета Владимирской области.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусмотрено также ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».В п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пункт 3 ч. 1 ст. 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Указанный подход сохранялся в каждой из таких Программ на соответствующий год, поскольку это было предусмотрено ч. 1 ст. 20.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N ###, утративших силу с 1 января 2012 года.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года № 856, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).

Территориальная программа включает в себя, в том числе, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные препараты в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (раздел III).

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782, постановлением Губернатора Владимирской области от 24.01.2011 г. № 23 была утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Владимирский области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, пункт 3.4. которой определял виды оказываемой помощи за счет областного бюджета: обеспечение бесплатно лекарственными средствами отдельных категорий граждан при оказании амбулаторной медицинской помощи в порядке, определяемом постановлением Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 г. № 22.

Из указанных нормативных правовых актов следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1. постановлением Губернатора Владимирской области от 24.01.2011г. № 23 мероприятия по обеспечению бесплатно лекарственными средствами отдельных категорий граждан при оказании амбулаторной медицинской помощи проводятся за счет средств областного бюджета.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Следовательно, обеспечение Барышевой Т.А. медицинским препаратом Дазатиниб (Спрайсел) должно производиться за счет средств бюджета Владимирской области.

Доводы ответчиков о том, что данный препарат не входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 г. № 665, является необоснованным.

Указанный Перечень не является единственным основанием к выдаче рецепта на бесплатное лекарство.

Согласно п. 6 Порядка оказания первичной медико – санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. № 255, участковый терапевт, участковый педиатр, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта, при назначении лечения выписывает рецепты на лекарственные средства в соответствии с утвержденным настоящим постановлением перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, стандартами медицинской помощи в пределах выделенных средств.

В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность отступления от Перечня, на который ссылаются ответчики.

Вместе с тем, такое отступление фактически поставлено в зависимость от действий уполномоченных работников соответствующего учреждения здравоохранения.

Как установлено судом, Барышева Т.А. до настоящего времени не обеспечена лекарственным препаратом Дазатиниб (Спрайсел) ввиду отказа в выдаче бесплатного рецепта Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница № 5».

При таких обстоятельствах, исковые требования об обеспечении указанным выше лекарством, не предусмотренным Перечнем от 18.09.2006 г. № 665, подлежат удовлетворению, поскольку иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Барышевой Т.А. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Дазатиниб (Спрайсел) распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 2199-р отнесен к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, а по жизненным показаниям установлена необходимость продолжения его приема истцом в постоянном режиме. Отсутствие требуемого лечения или перебоев в обеспечении препаратом грозит прогрессией заболевания до бластного криза и, впоследствии, летальным исходом.

В постановлении Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 г. № 22 не содержится запрета предоставить лекарственный препарат, не предусмотренный перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, относя решение этого вопроса на решение врачебной комиссии лечебного учреждения. А приказом Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 29.12.2007 г. № 821 утвержден Порядок обеспечения больных миелолейкозом лекарственными средствами.

Суд не может согласиться и с позицией ответчиков о том, что удовлетворение иска приведет к ограничению обеспечения бесплатными лекарственными препаратами других категорий больных, поскольку 1 упаковка стоит около 200 000 рублей.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 для обеспечения обязательств государства в части предоставления инвалидам – больным онкологическим заболеванием бесплатных лекарств органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Таким образом, отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Территориальная Программа не может снижать уровень бесплатной медицинской помощи по сравнению с федеральной программой. Истец имеет право получать лекарственное обеспечение по двум основаниям: как за счет средств федерального бюджета, так и за счет областного.

Анализ нормативных правовых актов, обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами, показал, что обязанность по обеспечению истца бесплатно на период лечения препаратом Дазатиниб (Спрайсел) за счет средств областного бюджета, поступающих на выполнение государственных гарантий в виде субвенций, лежит на Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница №5», поскольку участковый врач обеспечивает формирование на основании «Паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг» регистра и заявки на лекарственные средства для больных миелолейкозом (приказ Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 29.12.2007 г. № 821).

Кроме того, заключением врачебной комиссии этого лечебного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ ### принято решение об обеспечении истца лекарственным средством Дазатиниб (Спрайсел) 70 мг ### в соответствии с заключением специалистов Гематологического научного центра и рекомендациями гематолога в рамках выделенных субвенций.

Суд также принимает признание иска представителями этого ответчика в данной части.

При таких обстоятельствах, Департамент здравоохранения администрации Владимирской области и Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №1» являются ненадлежащими ответчиками.

В соответствие со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение суда, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение решения может невозможным.

Поскольку истец страдает онкогематологическим заболеванием, ему требуется для сохранения жизни ежедневный прием лекарственного препарата, просит обратить решение к немедленному исполнению, то суд считает его просьбу убедительной и обоснованной, так как замедление исполнения решения суда может привести к ущербу для его здоровья и жизни.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Барышевой Т. А. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 1» и Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 5» о понуждении обеспечить бесплатно лекарственными препаратами на период лечения за счет средств бюджета Владимирской области удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 5» обеспечить Барышеву Т. А. на период лечения онкогематологического заболевания медицинским препаратом Дазатиниб (Спрайсел) за счет средств бюджета Владимирской области.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья И.В. Гвоздилина

Решение изготовлено в окончательном виде 16 января 2012 года.

Судья И.В. Гвоздилина