2-394/2012 (об оспаривании решения Отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Владимирской области)



Дело № 2 – 394/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.

при секретаре Мясниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зоткина М. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области о признании решения незаконным, взыскании денежных средств за проезд к месту лечения и обратно и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Зоткин М.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (далее УМВД по Владимирской области) о признании решения отдела пенсионного обслуживания УМВД по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### незаконным и его отмене, взыскании денежных средств за проезд к месту санаторно – курортного лечения и обратно в сумме 9 774 рубля 20 копеек и компенсации морального вреда в размере ### рублей.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером МВД России, поэтому в соответствии с п. 6 указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003 г. № 306 имеет право на бесплатный проезд к месту санаторно - курортного лечения и обратно. В ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел пенсионного обслуживания УМВД по Владимирской области с просьбой оплатить проезд к месту санаторно-курортного лечения в <...> и обратно, приложив к нему железнодорожные билеты на общую сумму 9 774 рубля 20 копеек. Однако получил отказ. Считает его незаконным и просит отменить. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик принимает незаконные решения об отказе ему в оплате проезда к месту санаторно - курортного лечения и обратно, в связи с чем, он вынужден ежегодно обращаться с исковыми заявлениями в суд, что является причиной его нравственных и физических страданий. Очередной отказ является для него унижением и оскорблением как пенсионера МВД и гражданина Российской Федерации. На основании изложенного просит взыскать с ответчика стоимость проездных билетов в сумме 9 774 рубля 20 копеек и компенсацию морального вреда в размере ### рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика иск не признал и указал, что с 1.07.2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была упразднена. Законом от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» пенсионное обеспечение бывших сотрудников налоговой полиции возложено на МВД России. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2006 г. № 105 «Об оказании медицинской помощи, санаторно - курортном обеспечении и осуществлении отдельных выплат лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 г. № 716 обязательным условием для получения выплаты является наличие выслуги 20 лет и более именно в вышеперечисленных органах, и не предусмотрено возмещение расходов по оплате за проезд пенсионерам МВД России за счет средств МВД России из числа бывших сотрудников налоговой полиции. Зоткин М.В. проходил службу в должности начальника Петушинского межрегионального отдела Управления федеральной службы налоговой полиции России по Владимирской области (далее УФСНП по Владимирской области), уволен со службы в органах налоговой полиции приказом от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с по сокращению штатов по п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации с правом на пенсию. Календарная выслуга в органах налоговой полиции на ДД.ММ.ГГГГ составила 20 лет 4 месяца 29 дней (в т.ч. служба в органах внутренних дел). Таким образом, у истца отсутствует выслуга 20 лет в органах внутренних дел и соответственно на него не распространяется постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### и приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ###. Кроме того, истцом не представлены доказательства физических и нравственных страданий вследствие неоднократного обращения в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, Зоткин М.В. проходил службу в правоохранительных органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом УФСНП по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###л/с уволен по п. «е» ст. 45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации и исключен из списка сотрудников налоговой полиции ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно личному делу выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: календарная - 20 лет 4 месяца 29 дней, льготная – 2 года 10 месяцев 10 дней, за учебу – 1 год 8 месяцев 25 дней, всего – 25 лет 4 дня.

Зоткин М.В. является инвалидом второй группы, заболевание получено в период прохождения военной службы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ ### от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 30.06.200 3г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудниками органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно - курортное обслуживание сотрудников федеральных органов налоговой полиции, перешедших на службу в органы внутренних дел, а также работников указанных органов, имеющих право на соответствующее обеспечение и обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членов их семей осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В силу положений ст. 55 указанного Закона лица, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более (в том числе льготном исчислении), члены их семей (супруга, супруг, несовершеннолетние дети) имеют право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также право на санаторно - курортное лечение и оздоровительный отдых в учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации за плату. При этом, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), их супругам и несовершеннолетним детям один раз в год независимо от приобретения путевки органами внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации).

Учитывая указанные требования закона, а также то, что Зоткин М.В. является пенсионером МВД России, на него также распространяются права на получение выплат и компенсаций, установленные для такой категории граждан, независимо от того обстоятельства, что он ранее являлся сотрудником органов налоговой полиции, поскольку иное законом не предусмотрено.

Пунктом «б» ст. 1 Инструкции о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, граждан Российской Федерации, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, а также их личного имущества, утвержденной приказами МВД России от 22.08.2003 г. № 667, предусмотрено, что органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, возмещаются расходы гражданам Российской Федерации, уволенным со службы после 13 января 1993 года по достижении предельного возраста пребывания на службе, выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющим выслугу 20 лет и более, на стационарное лечение или в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также одному из членов их семей при следовании в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 911 утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно - исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в расходные обязательства Российской Федерации по выплатам и компенсациям, предъявляемым в соответствии с настоящими Правилами, исполняются за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 Закона от 24.06.1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего в период службы истца, федеральные органы налоговой полиции являлись правоохранительными органами. Статья 13 указанного Закона устанавливает, что порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 г. № 4991-1 (утратило силу с 01.07.2003 г.).

Согласно ст. 41 этого Положения сотрудники налоговой полиции и члены их семей имели право на проезд и перевозку собственного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом за счет средств Департамента налоговой полиции в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации. Абзац 8 части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» закрепляет, что возмещаются расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

На основании ст. 41 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» принят приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 14.02.2002 г. № 19 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».

В соответствии с п. 1 указанного приказа сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, гражданам, уволенным со службы в органах налоговой полиции, и членам их семей (близким родственникам), возмещаются расходы, связанные с приобретением проездных документов и с перевозкой личного имущества, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевозки, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозке, в пределах норм, установленных для соответствующих категорий сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах налоговой полиции, а также членов их семей (близких родственников).

Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с 1 июля 2003 года ФСНП России упразднена. Пунктом 6 данного указа Правительству Российской Федерации и руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручено обеспечить согласно законодательству Российской Федерации выплату гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, пособий, а также предоставление им и членам их семей установленных льгот и компенсаций.

Таким образом, Зоткин М.В., являясь пенсионером налоговой полиции, перед переводом на пенсионное обеспечение в МВД России имел право на возмещение ему расходов по оплате проезда к месту санаторно - курортного лечения и обратно и фактически пользовался такой льготой.

Статьей 61 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решениями Октябрьского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу, установлено, что согласно ответу зам. начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от ДД.ММ.ГГГГ ### из книги учета путевок в санатории и дома отдыха следует, что ДД.ММ.ГГГГ из Медицинского управления ФСНП России за ### г. от ДД.ММ.ГГГГ поступила путевка ### в <...>» со сроком пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ из Медицинского управления ФСНП России за ### поступила путевка ### в <...>» со сроком пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые были получены Зоткиным М.В. для санаторно - курортного лечения.

Данными решениями также установлено, что «доводы ответчика о том, что в нарушение действующего законодательства спорная льгота не может быть предоставлена Зоткину М.В., поскольку у него не имеется 20 –летней выслуги в органах внутренних дел», не имеет самостоятельного юридического значения, учитывая, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с и расчету, имеющемуся в материалах пенсионного дела, выслуга истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: календарная – 20 лет 4 месяца 29 дней, льготная – 2 года 10 месяцев 10 дней, за учебу – 1 год 8 месяцев 25 дней, всего 25 лет 4 дня».

Зоткин М.В., будучи пенсионером налоговой полиции, перед переводом на пенсионное обеспечение в МВД России пользовался оспариваемой льготой на возмещение ему расходов по оплате проезда к месту санаторно - курортного лечения и обратно, что также установлено вступившим в законную силу апелляционным решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ по иску к Управлению внутренних дел по Владимирской области о признании решения Центра пенсионного обслуживания при Управлении внутренних дел по Владимирской области незаконным, взыскании расходов по проезду к месту санаторно - курортного лечения и обратно (за ДД.ММ.ГГГГ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лица, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объемы социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 19, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации (постановление от 24 мая 2001 года № 8-П, определение от 4 апреля 2006 года № 89-О, определение от 8.02.2007 г. № 321-О-П).

В этой связи доводы представителя ответчика о том, что в нарушение действующего законодательства спорная льгота не может быть предоставлена Зоткину М.В. в связи с отсутствием у него 20-летней выслуги службы только в органах МВД России, не имеют правового значения, так как опровергаются материалами дела.

Согласно представленным в суд документам, истец проходил курс санаторно – курортного лечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <...>, что подтверждается отрывным талоном к санаторно – курорт ной путевке ### от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное лечение ему рекомендовано лечащим врачом, о чем свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ. Оплата проезда к месту лечения и обратно подтверждается проездными документами ### от ДД.ММ.ГГГГ и ### от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 9 774 рубля 20 копеек.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что решение отдела пенсионного обслуживания УМВД по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### об отказе возмещения проезда является незаконным, в связи с чем его следует отменить и взыскать стоимость проезда к месту санаторно - курортного лечения и обратно.

Вместе с тем, требования истца о компенсации морального вреда в размере ### рублей удовлетворению не подлежат, поскольку нарушены имущественные права истца, в связи с чем, суд приходит к выводу, что они не основаны на законе.

С ответчика в соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ также подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Зоткина М. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области о признании решения незаконным, взыскании денежных средств за проезд к месту лечения и обратно и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать решение отдела пенсионного обслуживания УМВД по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### об отказе Зоткину М. В. в оплате проезда к месту санаторно - курортного лечения и обратно незаконным и отменить его.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области в пользу Зоткина М. В. стоимость проезда к месту санаторно - курортного лечения и обратно в сумме 9 774 рубля 20 копеек.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области госпошлину в размере 400 рублей в доход бюджета муниципального района (УФК Минфина России по Владимирской области, ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира, <данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья И.В. Гвоздилина

Решение изготовлено в окончательном виде 23 января 2012 года.

Судья И.В. Гвоздилина