Дело 2- 597/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2012 г. г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи И.Н.Мысягиной
при секретаре Н.В. Клюевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (заявлению) Семеновой Л. В. о признании незаконным решения об отказе ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в учете изменений обьекта недвижимости (земельного участка), возложении обязанности провести государственный кадастровый учет изменений земельного участка,
у с т а н о в и л :
Семенова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением (заявлением) о признании незаконным решения об отказе ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в учете изменений обьекта недвижимости (земельного участка), расположенного по адресу: <...>, возложении обязанности провести государственный кадастровый учет изменений земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.
В обосновании заявленных требований представитель заявителя суду указал, что ДД.ММ.ГГГГ Семеновой Л.В. получено решение № ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений обьекта недвижимости (земельного участка), расположенного по адресу: <...>.
Считает указанное решение ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области незаконным, поскольку ФБУ «Кадастровая палата» сослалось на несуществующий Федеральный закон, поскольку все контуры границы земельного участка, как ранее учтенного, располагаются на территории с. Арбузово Асерховского муниципального образования Собинского района Владимирской области, что подтверждается следующими документами: свидетельством о праве собственности на землю №### от ДД.ММ.ГГГГ, участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <...>, предоставлен заявителю в пользование для ведения личного хозяйства, т.е. данным участком она пользуется более 15 лет; справками администрации муниципального образования Асерховского сельского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ №###, участок с кадастровым номером № ### площадью 800 кв. метров по адресу: <...>; выпиской из постановления Главы муниципального образования Асерховского сельского поселения Собинского района Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ №### «Об адресации обьектов недвижимости нумерации обьектов недвижимости, расположенных в с. Арбузово муниципального образования Асерховского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; техническим паспортом на помещения квартиры №###, расположенной по адресу: <...>, составленного ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Петушинского отделения Собинского производственного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ; межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: <...>.
По утверждению представителя заявителя, данный отказ нарушает права и законные интересы Семеновой Л.В. Просит удовлетворить заявленные Семеновой Л.В. требования в полном обьеме.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области Котова И.Д. с заявленными требованиями не согласна, просит отказать в их удовлетворении.
В обосновании своих возражений суду указал, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: <...>, площадью 800 кв.м., разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель- земли населенных пунктов, вид права- государственная собственность, землепользователь ФИО5
Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости носит заявительный характер, т.е. в соответствии с ч.3 ст. 20 и ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Представитель муниципального образования Собинского района ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений №### земельного участка с кадастровым номером ### и приложил межевой план, выполненный в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ###.
Границы земельных участков устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства: Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11. 2008 П/412 « Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
Законом о кадастре определен четкий круг оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, в том числе, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта (п.5 ч.3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии с заключением кадастрового инженера земельный участок с кадастровым номером ### фактически расположен в кадастровом квартале ###. В указанном квартале располагаются земельные участки только сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов (согласно правоустанавливающим документам – свидетельство о праве собственности на землю № ### от ДД.ММ.ГГГГ) не может быть расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно сведениям об уточняемых земельных участках (координатах характерных точек границ) земельный участок с кадастровым номером ### не только пересекает границу населенного пункта, а фактически находится за его пределами.
В соответствии с представленными документами (заявление от ДД.ММ.ГГГГ №### и межевой план от ДД.ММ.ГГГГ № ###) органом кадастрового учета принято Решение об отказе в учете изменений обьекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № ###. Данное решение принято в рамках компетенции Учреждения и является законным и обоснованным.
По вопросу несуществующего федерального закона обосновывающего решение об отказе указала, что произошла опечатка, в данном случае орган кадастрового учета ссылается на п.5 ч.3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости».
Просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации муниципального образования Асерховское сельское поселение Кондрашова Е.Д. оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.
Суду пояснила, что администрацией муниципального образования Асерховское сельское поселение разработан генеральный план застройки Асерховского сельского поселения, который в настоящее время проходит согласование.
Причины, по которым жилые строения остались расположены за пределами <...>, на землях сельскохозяйственного назначения, пояснить не может. Не оспаривает, что жилые строения были построены на данном земельном участке достаточно давно.
Исследовав материалы дела, выслушав обьяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Семенова Л.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия ###, выданным Собинским филиалом Центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о права собственности на землю серия ###, выданного сельской администрацией Собинского района Владимирской области Семеновой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 800 кв. метров, расположенный в <...>.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: <...>, площадью 800 кв. метров, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель- земли населенных пунктов, вид права - государственная собственность, землепользователь ФИО5
Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости носит заявительный характер, т.е. в соответствии с ч.3 ст. 20 и ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Семенова Л.В. обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области с заявлением провести государственный кадастровый учет изменений земельного участка, расположенного по адресу: <...>, как ранее учтенного.
В соответствии с п.5 ч.3 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта.
В ходе судебного заседания установлено, что решением ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области № ### от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в учете изменений обьекта недвижимости, поскольку граница земельного участка пересекает границу населенного пункта: по координатам, представленным в реквизите «1» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» земельный участок с кадастровым номером ### лежит за пределами <...> (ч.3 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. № 136- ФЗ.
С учетом изложенного, ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области принято решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений обьекта недвижимости на основании п.5 ч.3 Федерального закона от 24.07.2004г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель муниципального образования Собинского района обратился в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений №### земельного участка с кадастровым номером ### и приложил межевой план, выполненный в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ###, по заказу представителя.
Границы земельных участков устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства: Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11. 2008 П/412 « Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
Законом о кадастре определен четкий круг оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, в том числе, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта (п.5 ч.3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии с заключением кадастрового инженера земельный участок с кадастровым номером ### фактически расположен в кадастровом квартале ###. В указанном квартале располагаются земельные участки только сельскохозяйственного назначения.
В связи с этим, земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов (согласно правоустанавливающим документам – свидетельство о праве собственности на землю № ### от ДД.ММ.ГГГГ) не может быть расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно сведений об уточняемых земельных участках (координатах характерных точек границ), земельный участок с кадастровым номером ### не только пересекает границу населенного пункта, а фактически находится за его пределами.
В ходе судебного заседания представитель администрации муниципального образования Асерховское сельское поселение не оспаривала данное обстоятельство, причины данных несоответствий суду указать не смогла. Пояснила, что в настоящее время разработан генеральный план Асерховского сельского поселения, который проходит необходимые согласования.
Согласно ч.13 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона «О техническом регулировании»), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления.
Судом установлено, что оспариваемое решение принято 17 ноября 2011г., заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, т.е. срок, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Оценивая наличие полномочий ФБУ «КП» по Владимирской области на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно ч. 1 ст. 27 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета осуществляется органом кадастрового учета.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом частью 2 указанной статьи установлено, что предусмотренные названным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных названным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «КП» по Владимирской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение №### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществления кадастрового учета изменений обьекта недвижимости было принято в пределах полномочий ФБУ «КП» по Владимирской области.
При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом установлено, что согласно ч.9 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществления кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 данного Федерального закона.
Частью 1 статьи 17 данного Федерального закона установлено что, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Согласно ч.8 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе должно содержать причину, с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в учете изменений обьекта недвижимости соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.
Приведенные нормы были исполнены ФБУ «КП» по Владимирской области, поэтому суд приходит к выводу о том, что порядок принятия решения от № ### от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений обьекта недвижимости ФБУ «КП» по Владимирской области был соблюден.
Статья 43 ЗК РФ предоставляет гражданам и юридическим лицам осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В п. 2 ст. 7 ЗК РФ определено, что земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. То есть возможность выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территории. При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В Правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ); к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов - утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (пункт 3 части 2 статьи 8 ГрК РФ).
Из представленных суду документов следует, что запрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером ### фактически расположен в кадастровом квартале ###, в котором располагаются земельные участки только сельскохозяйственного назначения. В связи с этим, земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, согласно свидетельству о праве собственности на землю № ### от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Семеновой Л.В. требования удовлетворению не подлежат.
При этом, за Семеновой Л.В. остается право на обращение с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, расположенного по адресу: <...>, как ранее учтенного, после утверждения генерального плана застройки муниципального образования Асерховское сельское поселение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать Семеновой Л. В. в удовлетворении заявленных исковых требований (заявления) о признании незаконным решения об отказе ФБУ «Кадастровая палата» по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в учете изменений обьекта недвижимости (земельного участка), расположенного по адресу: <...>, возложении обязанности провести государственный кадастровый учет изменений земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено 23.01.2012г.
Стороны вправе ознакомиться с решением суда 23.01.2012г.
Судья И.Н. Мысягина