Дело № 2 – 190/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2012 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.,
при секретаре Мясниковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Бурова В. В.ича к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области и Пограничной службе Федеральной службы безопасности России о признании ветераном боевых действий и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»,
У С Т А Н О В И Л:
Буров В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области и Пограничной службе Федеральной службы безопасности России о признании ветераном боевых действий и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».
В обоснование иска указал, что проходил срочную военную службу по призыву в войсковой части ### (пограничные войска) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В этот период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был направлен для дальнейшего прохождения службы в Республику Дагестан, где непосредственно принимал участие в боевых действиях. Обращался в Управление Федеральной службы безопасности России по Владимирской области с заявлением об оформлении документов на выдачу удостоверения «Ветеран боевых действий», однако ДД.ММ.ГГГГ получил отказ. В связи с этим просит признать его ветераном боевых действий и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители Управление Федеральной службы безопасности России по Владимирской области просили отказать в иске в связи с тем, что основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» является документально подтвержденный факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта. Однако каких – либо документов, подтверждающих выполнение боевых задач на указанной территории, истец не представил. Из справки Центрального Пограничного архива ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что сведений о фактическом участии Бурова В.В. в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики не имеется. ДД.ММ.ГГГГ принято решение, которым было отказано в выдаче такого удостоверения. Таким образом, сам приказ о направлении истца в командировку в Республику Дагестан не является достаточным основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий», так как этот регион не отнесен к зоне вооруженного конфликта.
Представитель Пограничной службе Федеральной службы безопасности России в суд не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, показания свидетеля, суд приходи к следующему.
Конституция Российской Федерации, исходя из цели сохранения исторически сложившегося государственного единства и ответственности народа за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями (преамбула), устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации и что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 59); суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 1 и ч. 3 ст. 4 и 3); в ведении Российской Федерации находятся вопросы войны и мира, оборона и безопасность (п.п. «к» и «м» ст. 71).
Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации возлагается прежде всего на Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, которые в мирное время осуществляют стратегическое сдерживание, включая выполнение задач по предотвращению военных конфликтов, борьбу с терроризмом, охрану важных государственных и военных объектов, а также участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию (ст.ст. 1, 10 и 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в ряде Постановлений, в том числе от 26 декабря 2002 года № 17-П и от 17 мая 2011 года № 8-П, военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Как установлено в судебном заседании, Буров В.В. проходил срочную военную службу в войсковой части ### с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается военным билетом истца ###, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлен для дальнейшего прохождения службы на территорию Республики Дагестан. Это подтверждается ответом ФГУ «Центральный пограничный архив» от ДД.ММ.ГГГГ № ###
Федеральный закон «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.
Для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Согласно п/п 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением № 1 к Федеральному закону «О ветеранах» утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III указанного Перечня указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Территория Республики Дагестан, где располагалась воинская часть ###, в которой истец проходил службу, не относилась и не была отнесена в последующем к зонам вооруженного конфликта.
Федеральной пограничной службе Российской Федерации предписывалось взять под охрану государственную границу Российской Федерации на территории Чеченской Республики, обеспечить усиление режима охраны государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации (п. 4 постановления Правительства Российской Федерации № 1360 от 09.12.1994 г. «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов»).
Пунктом 10 указанного Постановления обеспечение усиления режима охраны государственной границы на территории, сопредельной с Чеченской Республикой, отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Однако п. 10 постановления был признан утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» и не действовал к ДД.ММ.ГГГГ - дате вступления в силу Федерального закона № 158-ФЗ от 27.11.2002 г. «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», которым Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации было впервые включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающей к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» от 31.03.1994 г. № 280 установлено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение; в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что оформление периодов выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах происходит приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 349 от 14.05.2004 г. утверждена Инструкция о порядке оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий в органах Федеральной службы безопасности.
Из содержания п. 1 Инструкции следует, что она разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и определяет порядок оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Согласно названной Инструкции (п.п. 2, 5, 6, 7) оформление и выдача удостоверений производятся лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, из числа военнослужащих органов федеральной службы безопасности, в том числе уволенных в запас, направление которых осуществлялось органами безопасности, иными федеральными органами исполнительной власти, функции которых были переданы ФСБ России; комиссия на основании документов, подтверждающих факт участия военнослужащего или лица из числа гражданского персонала в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, готовит мотивированное заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения; если в органах безопасности не имеется подтверждающих документов, то военнослужащие или лица из числа гражданского персонала вправе самостоятельно либо через подразделения кадров (пенсионные подразделения) органов безопасности запросить об этом соответствующие архивы для получения необходимых документов. Мотивированное заключение утверждается руководителем (начальником) органа безопасности. Основанием для выдачи удостоверения является документально подтвержденный факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280, либо факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65.
Выдача удостоверений производится при наличии документов: приказа (выписки из приказа) или справки, военного билета, послужного списка из личного дела военнослужащего или лица из числа гражданского персонала, подтверждающих его фактическое участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 по декабрь 1996 года.
Документальных данных, подтверждающих выполнение Буровым В.В. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах на территории Чеченской Республики (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), в материалах дела не имеется.
Более того, согласно ответу Центрального пограничного архива ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ № ### в документальных материалах в/ч ### за период 1994 – 1996 годы о фактическом участии в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики не отражена. Это подтверждает и архивная справка этого же учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № ###.
Таким образом, Федеральный закон к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в ходе вооруженного конфликта только на территории Чеченской Республики с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Федеральным законом «О ветеранах» причислено к боевым действиям (приложение к Федеральному закону).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» установлено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания данного нормативного правового акта следует, что факты выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Таким образом, сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Республики Дагестан для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо – Кавказского региона Российской Федерации, без участия указанного лица в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, состав участников и зона проведения мероприятий которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Истец не представил каких – либо письменных доказательств своего непосредственного участия в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Показания свидетеля Коноплева Г.В. о том, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу в Республике Дагестан и принимал участие в боевых действиях не подтверждают факт нахождения его в Чеченской Республике и не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований.
Доводы истца о том, что в его военном билете имеется запись командира в/ч ### относительно его службы за указанный период в районе вооруженного конфликта, не могут быть приняты во внимание, поскольку Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации установлен федеральным законом. Главнокомандующий Пограничными войсками Российской Федерации и командир войсковой части ### правом объявления зон вооруженных конфликтов не обладают.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, протокол № 1 заседания комиссии УФСБ России по Владимирской области по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированные заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий УФСБ по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не оспорены истцом до настоящего времени.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Бурову В. В.ичу в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области и Пограничной службе Федеральной службы безопасности России о признании ветераном боевых действий и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья И.В. Гвоздилина
Решение изготовлено в окончательной форме 23 января 2012 года.
Судья И.В. Гвоздилина