Дело № 2- 3670/ 2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2011 г. г.Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи И.Н.Мысягиной
при секретаре Н.В. Клюевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беспалова А. Ю. к администрации г. Владимира о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
у с т а н о в и л :
Беспалов А.Ю. обратился в суд с иском к администрации г. Владимира о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела истец уточнил заявленные исковые требования, и просит признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обосновании заявленных исковых требований представители истца суду указали, что Беспалов А.Ю. является инвалидом второй группы бессрочно, страдает психическим заболеванием тяжелой формы.
В соответствии с медицинским заключением ### от ДД.ММ.ГГГГ комиссией областной психиатрической больницы №1 г. Владимира установлено, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данная форма заболевания входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378.
Истец проживает в квартире по адресу: <...>, общей площадью 52, 9 кв.м., совместно с матерью - ФИО6, отцом- ФИО7, бабушкой – ФИО8, иного жилого помещения ни по договору социального найма, ни на праве собственности Беспалов А.Ю. не имеет.
По утверждению представителей, Беспалов А.Ю. на основании ч.1 ст. 51, п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В период ДД.ММ.ГГГГ. Беспалов А.Ю. неоднократно обращался в администрацию г. Владимира с требованием предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, данное подтверждается заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в предоставлении жилого помещения. Основаниями для отказа послужило то обстоятельство, что у истца отсутствует статус малоимущего.
Считают данные отказы необоснованными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права. То обстоятельство, что Беспалов А.Ю. не признан малоимущим, не является значимым основанием в силу ч.2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ФЗ «О защите прав инвалидов», Конституции РФ и не ограничивает его право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
С учетом изложенного, просят удовлетворить заявленные истцом исковые требования и признать за Беспаловым А.Ю. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложить на администрацию г. Владимира обязанность поставить Беспалова А.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Представитель администрации г. Владимира Лебедева С.В. с заявленными исковыми требованиями не согласна, просит отказать истцу в их удовлетворении в полном обьеме.
В обосновании своих возражений суду указала, что согласно справке Управления по учету и распределению жилой площади администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Беспалов А.Ю. на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Владимира не состоит.
Беспалов А.Ю. обращался в администрацию г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ с заявлением и документами о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Беспалову А.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и п.23 Закона Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», т.к. не предоставлены предусмотренные п.9 настоящего Порядка все необходимые для принятия на учет документы (отсутствует решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим).
Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Беспалову А.Ю. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ###.
В установленные законом сроки постановление главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### в касающейся его части Беспалов А.Ю. не обжаловал.
Считает несостоятельными ссылки истца на ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», поскольку он касается граждан, принятых на учет в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005г., а Беспалов А.Ю. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не принимался ни до 01.03.2005г., ни после этой даты.
На основании изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном обьеме.
Исследовав материалы дела, выслушав обьяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в предусмотренном п.4 ч.1 ст. 51 настоящего кодекса перечне. Указанный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378.
Беспалов А.Ю. является инвалидом второй группы с детства, что подтверждается справкой серия ### от ДД.ММ.ГГГГ, выданной руководителем филиала № 8 ФГУ медико-социальной экспертизы по Владимирской области ( л.д.13).
Согласно медицинскому заключению специалистов ГУЗ Владимирской области «Областная психиатрическая больница №1» от ДД.ММ.ГГГГ ### Беспалов А.Ю. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13.01.1983г. за № 38 имеет право на первоочередное получение жилой площади, согласно пункта №2 списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденного приказом Минздрава СССР от 28.03.1983г. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.12.2004г. №817 имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, согласно перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты. Беспалов А.Ю. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данная форма заболевания входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378. В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (л.д. 12).
В ходе судебного заседания установлено, что Беспалов А.Ю. зарегистрирован и проживает в двухкомнатной <...>, общей площадью 52, 9 кв.м., в том числе жилой площадью 28, 9 кв.м., расположенной в <...>. По указанному адресу вместе с ним проживают и зарегистрированы: ФИО6, ФИО7, ФИО8 Данные обстоятельства подтверждаются договором социального найма жилого помещения ### от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашение к договору социального найма ### от ДД.ММ.ГГГГ, справкой начальника ЖЭУ от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-9, 22, 23)
Согласно справке Управления по учету и распределению жилой площади администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Беспалов А.Ю. на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Владимира не состоит.
Из представленных суду документов следует, что Беспалов А.Ю. обращался в администрацию г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ с заявлением и документами о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Беспалову А.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и п. 23 Закона Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, т.к. не предоставлены предусмотренные п.9 настоящего Порядка все необходимые для принятия на учет документы (отсутствует решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим).
Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Беспалову А.Ю. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ###, получение которого в марте 2011г. представили истца не оспаривали.
В установленные законодательством сроки п.п. 10, 103.3 постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, об отказе Беспалову А.Ю. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обжаловано не было.
Согласно п.5 ст. 50 ЖК РФ решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005г. № 164 в городе Владимире установлена учтенная норма площади жилого помещения в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Из представленных суду документов следует, что истец проживает в квартире, общая площадь которого превышает размер учетной нормы, поэтому Беспалов А.Ю. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
С учетом изложенного, суд считает законным и обоснованным отказ администрации г. Владимира в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Беспалову А.Ю.
Кроме того, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Беспалова А.Ю. о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд принимает также во внимание следующее.
Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления ( пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 ст. 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субьекта Российской Федерации.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления ( п.3 ч.1 ст. 14, п. 3 ч.2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субьекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях: если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субьекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Пункт 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.2006г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17).
До 1 января 2005г. (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29.12.2004г. № 199- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субьектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субьектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субьектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом, Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 01.01.2005г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ст. 17 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2004г. № 199- ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субьектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виду субвенций (часть вторая) ; в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005г., и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты ( часть третья).
Однако не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренном ч.2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14, ч.2 ст. 49 ЖК РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субьекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи; жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субьекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субьекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субьекта российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субьекта Российской Федерации.
На основании указанных положений закона суд приходит к выводу о том, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Данный порядок касается предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке.
В ходе судебного заседания установлено, и не оспаривалось представителями истца, что Беспалов А.Ю. не обращался в администрацию г. Владимира с заявлением о признании его малоимущим.
Подтверждение статуса малоимущего является условием признания нуждаемости при предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12.04.2011г. №551-0-0, органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Иное противоречило бы правовой природе установленных действующим правовым регулированием жилищных фондов и конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субьекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специально регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать Беспалову А. Ю. в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации города Владимира о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н.Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено 06.12.2011г.
Стороны вправе ознакомиться с решением суда 06.12.2011г.
Судья И.Н. Мысягина