Дело № 2 – 3874/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2011 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.
с участием адвоката Семеновича А.В.,
представившего удостоверение ###, ордер ### и доверенность ### от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенную нотариусом Орловой О.Е.,
при секретаре Мясниковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Базыльчика А. В., Давыдовой Н. В., Гусенкова А. В., Гусенкова С. В. и Зайцева К. В. о признании незаконным отказ в изъятии земельного участка и понуждении изъять для муниципальных нужд земельный участок под размещение дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Базыльчик А.В., Давыдова Н.В., Гусенков А.В., Гусенков С.В. и Зайцев К.В. обратились в суд с уточенным заявлением о признании незаконным отказ в изъятии земельного участка под содержание дороги и понуждении изъять для муниципальных нужд земельный участок под размещение дороги.
В обоснование своих требований заявители указали, что в ДД.ММ.ГГГГ жители домов <...> обратились в администрацию г. Владимира с заявлением, в котором просили принять меры к изъятию в муниципальную собственность части земельного участка (кадастровый номер ###) для содержания улицы. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ за исх. №###, в котором в удовлетворении просьбы отказано. По мнению Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации <...> уже существует. Считают данное решение незаконным и нарушающим их права и интересы.
В судебном заседании Базыльчик А.В. и его представитель поддержали заявленные требования, указав, что фактически стали заложниками частного собственника ФИО12 с угрозой свободного доступа к своим участкам и домам по причине закрытия проезда в любой момент. Считают, что орган местного самоуправления должен до конца сформировать <...>, изъять земельный участок, на котором находится эта улица, под размещение дороги и отнести его земельным участкам общего пользования. С этой целью просят признать отказ № ### от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Представитель Давыдовой Н.В. поддержал заявление в полном объеме, пояснив, что администрация <...>, земельный участок под дорогу для проезда к жилым домам не изъяла. В настоящее время этот земельный участок находится в частной собственности.
Давыдова Н.В., Гусенков А.В., Гусенков С.В., Зайцев К.В. в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
ФИО12 в суд не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации г. Владимира просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оснований для изъятия земельного участка у ФИО12 для муниципальных нужд не имеется.
Представитель ФИО12 также возражал против заявления, указав, что ФИО12 является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного на <...>. Заявителями не представлено доказательств невозможности использования земельного участка для проезда к своим домам. Вопрос об изъятии земельных участков находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 21 марта 2011 года, распоряжением главы администрации г. Владимира от 16 ноября 1994 года №1591-р Сельскохозяйственному акционерному обществу закрытого типа «Декоративные культуры» (в настоящее время ЗАО «Декоративные культуры») в бессрочное пользование передан земельный участок площадью 43,4 га для содержания питомника древесно – кустарниковых культур, о чем выдано свидетельство ### от ДД.ММ.ГГГГ
В результате проведенной администрацией г. Владимира инвентаризации земель кадастрового квартала ### площадь земельного участка, принадлежащая ЗАО «Декоративные культуры» на праве постоянного (бессрочного) пользования была утверждена распоряжением главы города от ДД.ММ.ГГГГ № ### в размере 403 328 кв.м
ЗАО «Декоративные культуры» разработало и согласовало в Управлении архитектуры и строительства г. Владимира проект застройки квартала жилых домов усадебного типа на существующей территории лесопитомника по ул. Растопчина г.Владимира (письмо УАиС ### от ДД.ММ.ГГГГ), решением Совета директоров этого Общества, протоколом Совета директоров ### от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список застройщиков.
Утвержденный проект застройки предусматривал тупиковый подъезд к проектируемым жилым домам с одной стороны (восточной) по земельному участку ЗАО «Декоративные культуры» шириной 21 п.м, по которому проходили линии электропередачи и подъездная дорога с твердым покрытием шириной 5 м. Данный проезд являлся единственным подъездом к хозяйственным сооружениям лесопитомника. Предназначенный для проезда к сооружениям предприятия земельный участок с проложенной по нему асфальтовой дорогой и ЛЭП являлись собственностью ЗАО «Декоративные культуры» на основании плана реорганизации и приватизации совхоза «Декоративные культуры» и распоряжения ### от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### (в соответствии с распоряжением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О разрешении проведения проектно – изыскательских работ по разработке проекта застройки квартала жилых домов усадебного типа… по <...>», заключением Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, на основании проведенных работ по уточнению границ земельных участков) прекращено право пользования ЗАО «Декоративные культуры» частью земельного участка ориентировочной площадью 35 561 кв.м из земельного участка в районе <...> согласно графическому приложению. Застройщикам предоставлено право аренды земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству дано поручение внести соответствующие изменения в земельно – правовые документы.
В соответствии с генеральным планом, согласованным решением исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов от 6 декабря 1979 года № 1217/21 и утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 7 августа 1985 года №345; Правилами застройки города Владимира, утвержденными решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 24 марта 1986 года, территория, занимаемая впоследствии земельным участком с кадастровым номером ###, была занята декоративным питомником. Таким образом, размещение каких – либо объектов городской инфраструктуры на указанном участке, в том числе территорий общего пользования, градостроительной документацией предусмотрено не было.
Решением Совета народных депутатов города Владимира от 19 декабря 2007 года № 306 было определено создание улицы <...> как объекта общего пользования.
Согласно договору купли – продажи земельного участка и передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Декоративные культуры» продало ФИО10 земельный участок с кадастровым номером ###.
В соответствии с проектом территориального землеустройства ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с указанным кадастровым номером разделен на четыре самостоятельных участка площадью 177 892 кв.м, 838 кв. м, 23 717 кв.м и 49 043 кв.м, которым присвоены кадастровые номера ###.
Затем земельный участок площадью 23 717 кв.м кадастровый номер ### был также разделен вновь образованными участками, принадлежащими ФИО10, которым присвоены кадастровые номера ###.
В соответствии с нотариально удостоверенным договором раздела имущества между супругами от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами ### перешли в личную собственность ФИО12, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Действительно земельные участки, принадлежащие заявителям, граничат с земельным участком ### – собственностью ФИО12
Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 21 марта 2011 года отказано в удовлетворении исковых требований о признании указанных выше сделок недействительными. Судебный акт вступил в законную силу.
На основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Базыльчик А.В., Давыдова Н.В., Гусенков А.В., Гусенков С.В. и Зайцев К.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказ в изъятии земельного участка под содержание дороги и понуждении изъять для муниципальных нужд земельный участок под размещение дороги.
Согласно п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (абз. 2 п. 1 ст. 279 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 279 ГК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления уполномочены принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В п. 1 ст. 55 ЗК РФ указано, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ.
На основании п/п 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ такое изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением, в частности, автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Принимая решение об изъятии земельного участка, орган государственной власти или местного самоуправления действует как субъект публичного права, изъятие производится в интересах публичного образования и обусловлено публичными нуждами. Уполномоченный на изъятие земельного участка орган обязан для правомерности изъятия соблюдать установленные в законодательстве условия, направленные на защиту интересов физических и юридических лиц, чьи права на земельные участки подлежат прекращению.
Публичный интерес в изъятии земельного участка, принадлежащего на законных основаниях физическому или юридическому лицу, ограничен перечнем оснований, при наличии которых возможно произвести изъятие, одним из пунктов которого является исключительность.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Однако земельный участок с кадастровым номером ### принадлежат на праве собственности ФИО12, что не оспаривается сторонами. Документы, подтверждающие это, никем недействительными не признаны.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, изъятие земельных участков для муниципальных нужд является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, которое осуществляется в исключительных случаях.
В ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую и хозяйственную деятельность.
Из названных норм и в соответствии с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом разделения властей следует, что суд не правомочен обязать муниципальный орган власти принять какой - либо нормативный правовой акт, в том числе об изъятии земельного участка, даже если в результате бездействия органа власти в этой части нарушаются конституционные права граждан.
Действующее законодательство не предусматривает полномочий суда на вмешательство в деятельность местного самоуправления.
С учетом изложенного, заявление подлежит отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Базыльчику А. В., Давыдовой Н. В., Гусенкову А. В., Гусенкову С. В. и Зайцеву К. В. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказ в изъятии земельного участка под содержание дороги и понуждении изъять для муниципальных нужд земельный участок под размещение дороги.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Гвоздилина
Решение изготовлено в окончательном виде 23 ноября 2011 года.
Судья И.В. Гвоздилина