2-1100/2011 (об оспаривании решения жилищной комиссии)



Дело № 2-1100/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    «04» октября 2011 г.      г. Владимир

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Якушева П.А.,

Мухиной Е.В.,

с участием:

представителя заявителя – Медведева Е. Ю.Дадашова Э. Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года,

представителя заинтересованного лица – администрации г. Владимира – Лебедевой С. В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица – управления образования администрации г. Владимира – Степановой Н. А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###, выданной на срок до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медведева Е. Ю. о признании незаконным пункта 9.3 постановления главы г. Владимира от 08.11.2010 № 4013 об отказе в принятии Медведева Е. Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании администрации г. Владимира принять Медведева Е. Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Медведев Е.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просил:

признать незаконным пункт 9.3 постановления главы г. Владимира от 08.11.2010 № 4013 об отказе в принятии Медведева Е. Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей;

обязать администрацию г. Владимира принять Медведева Е. Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование указал, что п. 9.3 постановления главы г. Владимира от 08.11.2010 № 4013, о котором он узнал ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Медведев Е.Ю. полагает незаконным отказ в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим причинам.

Медведев Е.Ю. был выявлен как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в селе <...>, но ДД.ММ.ГГГГ решением Балковского Сельского совета Васильевского района Запорожской области Украины ФИО3 (тетя заявителя) признана опекуном Медведева Е.Ю., после чего Медведев Е.Ю. переехал в Российскую Федерацию, где получил гражданство Российской Федерации, а также паспорт гражданина Российской Федерации.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Медведев Е.Ю. был зарегистрирован по адресу: <...>. Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета.

В настоящее время Медведев Е.Ю. находится в местах лишения свободы – в ФБУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ОЗ «О наделении органом местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следовательно, Медведев Е.Ю. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обладающий закрепленным жилым помещением, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Медведев Е.Ю. отбывает наказание за совершение преступления в ФБУ ИК № 3 УФСИН России. ГПК РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами, заявителями или другими участниками процесса).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам (ст. 77.1 УИК РФ). Следовательно, на суды не возлагается обязанность этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.

При рассмотрении дела по исковому заявлению Медведева Е.Ю., не ходатайствовавшего о рассмотрении дела с его личным участием, судом обеспечена реализация его процессуальных прав с учетом специфики его статуса как осужденного.

Медведеву Е.Ю. направлялись извещения о проведении предварительного судебного заседания и судебных заседаний, а также письма с разъяснением процессуальных прав и обязанностей.

При данных обстоятельствах с учетом мнения представителя Медведева Е.Ю. и представителей заинтересованных лиц, не возражавших относительно рассмотрения дела в отсутствие Медведева Е.Ю., принимая во внимание, что Медведев Е.Ю. не настаивал на личном участии при рассмотрении дела и не указал, какие конкретно обстоятельства не могут быть установлены судом без его личного участия, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Медведева Е.Ю., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Медведева Е.Ю. в судебном заседании требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица - администрации г. Владимира – Лебедева С.В. просила суд отказать в удовлетворении заявления.

В обоснование возражений указала, что постановление главы г. Владимира от 08.11.2010 г. № 4013 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###» в оспариваемой части (п. 9.3) принято в пределах полномочий, в установленном порядке, по содержанию соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов и права или свободы Медведева Е.Ю. не нарушает.

Согласно последнему абзацу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке (к которым относятся и дополнительные гарантии прав на жилое помещение) – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения.

Поскольку Медведев Е.Ю. не получает профессиональное образование по очной форме обучения (был отчислен из ГОУ СПО «Владимирский политехнический колледж» приказом от ДД.ММ.ГГГГ ### в связи с прекращением посещения занятий, а не в связи с нахождением в местах лишения свободы), то он не может быть отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет права на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке, предусмотренных для данной категории лиц.

Кроме того, согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Закон Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений граждан, поданных ими в исполнительный орган местного самоуправления по месту своего жительства.

Однако в материалах учетного дела отсутствует заявление Медведева Е.Ю. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. С таким заявлением в его интересах обратилось управление образования администрации г. Владимира. Но управление образования администрации г. Владимира не наделено полномочиями обращаться с таким заявлением в интересах совершеннолетних граждан. Доверенность на обращение в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии на учет Медведев Е.Ю. управлению образования администрации г. Владимира не оформлял.

То есть администрация г. Владимира была вправе отказать в рассмотрении заявления управления образования администрации г. Владимира в интересах Медведева Е.Ю. и по указанному формальному основанию.

Представитель заинтересованного лица - управления образования администрации г. Владимира – Степанова Н.А. – поддержала заявление по тем же основаниям, что и представитель заявителя.

Заинтересованное лицо - департамент образования администрации Владимирской области, - извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших относительно рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие Медведева Е.Ю. и представителя департамента образования администрации Владимирской области.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ управлением образования администрации г. Владимира было подготовлено ходатайство, поданное в жилищную комиссию при администрации г. Владимира, о признании Медведева Е.Ю. нуждающимся в жилом помещении и о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы г. Владимира от 08.11.2010 № 4013 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###» Медведеву Е.Ю. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Владимире.

Согласно ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

Поскольку на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение и отношения, связанные с принятием граждан на учет, носят публичный характер, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Оспариваемое в части постановление главы г. Владимира № 4013 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###» принято ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ о принятом решении было сообщено управлению образования администрации г. Владимира.

ДД.ММ.ГГГГ письмом начальника управления образования администрации г. Владимира о принятом жилищной комиссией решении был извещен Медведев Е.Ю.

Как указывает заявитель, о принятом решении Медведев Е.Ю. узнал ДД.ММ.ГГГГ, доказательств иного суду не представлено.

В суд заявление представителя Медведева Е.Ю. поступило ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая наличие полномочий органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения, судом установлено, что согласно ч. 3 ст. 53 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пунктом 14 указанного Порядка установлено, что граждане считаются принятыми на учет со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования соответствующего решения жилищной комиссии.

Следовательно, глава г. Владимира имеет полномочия по принятию решения по вопросу о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

Суд приходит к выводу о том, что постановление главы г. Владимира от 08.11.2010 № 4013 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###» в части отказа Медведеву Е.Ю. в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 9.3) было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.

При оценке соблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом установлено, что согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии с п. 6 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Закон Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии.

Согласно п. 12 указанного Порядка в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.

Ходатайство управления образования о признании нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на учет для получения Медведевым Е.Ю. жилого помещения было подано ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 3.4 Положения о жилищной комиссии при администрации города Владимира, утвержденного постановлением главы г. Владимира от 20.04.2006 № 1061, решение жилищной комиссии оформляется протоколом, который подписывают присутствующие на заседании члены комиссии. По результатам работы комиссии по вопросам, предусмотренным законодательством, готовится постановление главы города Владимира.

Решение жилищной комиссии при администрации г. Владимира об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Медведева Е.Ю. по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола ### заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ

Постановление главы г. Владимира № 4013, пунктом 9.3 которого Медведеву Е.Ю. отказано в признании нуждающимся в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок. В постановлении приведены мотивы, по которым Медведеву Е.Ю. отказано в принятии на учет.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Владимира проинформировала начальника управления образования администрации г. Владимира о принятом решении.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения был соблюден.

Устанавливая, соответствует ли содержание оспариваемого решения (выраженного в п. 9.3 постановления главы г. Владимира от 08.11.2010 № 4013 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###») требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Медведев Е.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в <...>. На момент обращения в суд и принятия решения по настоящему делу возраст заявителя составлял 22 года.

Его отец – ФИО4 – умер ДД.ММ.ГГГГ в <...>.

Мать Медведева Е.Ю.ФИО5 – решением Васильевского районного суда Запорожской области Украины от 09.09.1999 лишена в отношении него родительских прав.

Решением Балковского сельского Совета Васильевского района Запорожской области Украины от ДД.ММ.ГГГГ ### опекуном Медведева Е.Ю. признана его тетя – ФИО3.

Как следует из справки ООО «МУП ЖРЭП» от ДД.ММ.ГГГГ Медведев Е.Ю. был зарегистрирован по адресу: <...> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ Медведев Е.Ю. был признан прекратившим право пользования квартирой <...>. Решение суда являлось основанием для снятия Медведева Е.Ю. с регистрационного учета по данному адресу. При рассмотрении дела Фрунзенским районным судом г. Владимира было установлено, что Медведев Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире не проживает, добровольно не пользуется данной квартирой, оплату коммунальных услуг не производит, равно как и не несет и другие обязанности, вытекающие из пользования данным жилым помещением, какие-либо вещи, принадлежащие ему, по указанному адресу отсутствуют, место его нахождения неизвестно.

В паспорте Медведева Е.Ю., выданном ДД.ММ.ГГГГ, сведения о месте его жительства отсутствуют.

Согласно справке ГОУ СПО «Владимирский политехнический колледж» Медведев Е.Ю, обучался по очной форме во Владимирском политехническом колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда был отчислен приказом от ДД.ММ.ГГГГ ### в связи с прекращением посещения занятий.

Как следует из справки ФГУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, Медведев Е.Ю. осужден <данные изъяты>

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ОЗ «О наделении органом местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Вместе с тем, Закон Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не определяет, кто относится к детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанные категории детей определены в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Так, статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены следующие определения применяемых в Федеральном законе понятий:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом согласно последнему абзацу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке (к которым относятся и дополнительные гарантии прав на жилое помещение) – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения.

Поскольку Медведев Е.Ю. не получает профессиональное образование по очной форме обучения (был отчислен из ГОУ СПО «Владимирский политехнический колледж» приказом от ДД.ММ.ГГГГ### в связи с прекращением посещения занятий, а не в связи с нахождением в местах лишения свободы), то он не может быть отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет права на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке, предусмотренных для данной категории лиц.

Кроме того, согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Закон Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений граждан, поданных ими в исполнительный орган местного самоуправления по месту своего жительства.

Однако в материалах учетного дела отсутствует заявление Медведева Е.Ю. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

В администрацию г. Владимира с ходатайством о признании Медведева Е.Ю. нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на учет обратилось только управление образования администрации г. Владимира, что подтверждается письмом начальника управления образования администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### на имя заместителя главы г. Владимира, председателя жилищной комиссии (и следует из содержания протокола от ДД.ММ.ГГГГ ###, письма заместителя главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### на имя начальника управления образования).

Как пояснила в судебном заседании представитель управления образования администрации г. Владимира, полномочия выступить в защиту его прав и интересов Медведев Е.Ю. управлению образования не делегировал, а запрашивал лишь перечень документов, необходимых для постановки на учет. Обращение в администрацию г. Владимира с заявлением о постановке Медведева Е.Ю. на учет было инициативой управления образования.

Между тем, управление образование администрации г. Владимира не наделено полномочиями обращаться с заявлением о признании гражданина нуждающимся в получении жилого помещения и о постановке на учет в интересах совершеннолетних граждан. Доверенность на обращение в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии на учет Медведев Е.Ю. управлению образования администрации г. Владимира не оформлял и даже не просил управление образования администрации г. Владимира обратиться от его имени в администрацию г. Владимира.

То есть администрация г. Владимира была вправе отказать в рассмотрении заявления управления образования администрации г. Владимира в интересах Медведева Е.Ю. и по указанному формальному основанию.

Таким образом, постановление главы г. Владимира № 4013 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###» в оспариваемой части (п. 9.3) принято в пределах полномочий, в установленном порядке, по содержанию соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов и права или свободы Медведева Е.Ю. не нарушает.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Изложенное не препятствует обращению заявителя в администрацию г. Владимира с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Медведева Е. Ю. о признании незаконным пункта 9.3 постановления главы г. Владимира от 08.11.2010 № 4013 об отказе в принятии Медведева Е. Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании администрации г. Владимира принять Медведева Е. Ю. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья П.А. Якушев

Мотивированное решение изготовлено 10.10.2011 г.

Председательствующий судья П.А. Якушев