Дело №2-405/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2012 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Изоховой Е.В.
при секретаре Фокееве А.Ю.
с участием истца Найденовой Н.В.
представителя ответчика Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Кудрявцевой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Найденовой Н. В. к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий неправомерными, обязании обеспечить путевками на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Найденова Н.В. обратилась с уточненным иском к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ВРО ФСС), в котором, просит о признании действий Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации неправомерными, обязании Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ей путевку (с сопровождением) на санаторно–курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год на основании медицинской справки за ДД.ММ.ГГГГ год, обязании Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечивать ее путевками в последующие года до ДД.ММ.ГГГГ каждого года.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление об обеспечении ее путевкой на санаторно-курортное лечение, которое вместе со справкой формы ### было принято сотрудником ФСС. По поводу обеспечения ее путевкой она неоднократно обращалась к директору филиала № ### ГУ ВРО ФСС. Путевкой за ДД.ММ.ГГГГ. она была обеспечена в ДД.ММ.ГГГГ. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с задержкой обеспечения путевкой за ДД.ММ.ГГГГ. ей приходилось обновлять справки формы ### от ДД.ММ.ГГГГ за № ###, от ДД.ММ.ГГГГ за № ###, а потом от ДД.ММ.ГГГГ считает, что в соответствии со ст. 29 ФЗ № 181 от 24.11.1995г. и индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. № ### она должна была быть обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение до ДД.ММ.ГГГГ. и один раз в год бессрочно. Поэтому она за ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ. ее должны были обеспечить путевкой, а также и последующие годы она также должна обеспечиваться указанными путевками с сопровождением со сроком до октября месяца. За ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в обеспечении путевками.
Представитель ответчика иск не признал, поскольку путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду. Обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. Филиал №### отделения Фонда принимает заявления на санаторно-курортное лечение от льготной категории граждан, проживающих в <...>, и формирует очередь по дате подачи заявления. Найденова Н.В. обратилась в филиал № ### отделения Фонда с заявлением о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортное учреждение ДД.ММ.ГГГГ, приложив справку для получения путевки № ### от ДД.ММ.ГГГГ Номер очереди Найденовой Н.В. на ДД.ММ.ГГГГ ### по филиалу № ### (всего в очереди ### получателя). При этом Найденова Н.В. неоднократно обеспечивалась санаторно-курортными путевками за счет средств Фонда социального страхования РФ с сопровождающим. Общая стоимость полученных Найденовой Н.В. путевок в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.г. составляет ### руб. Таким образом, отделение Фонда не отказывало Найденовой Н.В. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, путевка будет предоставлена ей в порядке очереди.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец является <...>, группа установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии ###, выданной ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Найденова Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № ###) с заявлением о предоставлении путевки, которое вместе со справкой формы ### было принято сотрудником ФСС. Путевка на санаторно-курортное лечение Найденовой Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ. предоставлена не была.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 345-ФЗ) в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п.3.3. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год.
Фонд социального страхования Российской Федерации рассчитывается с санаторно-курортными учреждениями, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, только теми средствами федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.9 Приказа периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что путевка на санаторно-курортное лечение, за получением которой истица обратилась в 2010г., не была ей предоставлена по объективным причинам, поскольку на момент ее обращения в региональное отделение Фонда социального страхования РФ количеств заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами.
Данное обстоятельство подтверждается справками, предоставленными ответчиком об обеспечении санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан в 2010г.
С 2006 года денежные средства для обеспечения льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение выделяются пропорционально числу льготников, не отказавшихся от права получения набора социальных услуг. Сумма средств, направляемая Фонду для предоставления путевок на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, не отказавшихся в текущем году от получения набора социальных услуг, удерживается из состава начисляемой ежемесячной денежной выплаты.
В случае обязания отделения Фонда выдать санаторно-курортную путевку гражданину вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, что влечет нарушение пункта 3 статьи 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.
Кроме того, размер денежных средств, выделяемых отделению Фонда из федерального бюджета, ежегодно снижается.
Неоднократно в ДД.ММ.ГГГГ гг. отделение Фонда направляло обращения Председателю Фонда социального страхования РФ об увеличении ассигнований на оплату путевок на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан с учетом имеющихся неисполненных заявлений граждан, а также в ДД.ММ.ГГГГ году инициировало обращение в Фонд социального страхования РФ администрации Владимирской области. Однако необходимого количества средств выделено не было. Таким образом, невозможность обеспечить граждан санаторно-курортными путевками в полном объеме возникла у отделения Фонда по объективным причинам в связи с недостаточностью финансирования, получаемого из федерального бюджета.
Анализ приведенных выше правовых обоснований, действий Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации позволяют суду сделать вывод о том, что ответчик при рассмотрении искового заявления Найденовой Н.В. действовал в рамках предоставленных ему полномочий. На протяжении 6 лет истцу выделялись санаторно-курортные путевки, в т.ч. в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (санаторий им. <...>»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (санаторий им. <...>»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (санаторий «<...>»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (санаторий им. <...>»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (санаторий «<...>»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (санаторий им. <...>»).
Количество путевок, выданных льготникам Владимирской области составило, в ДД.ММ.ГГГГ. -### путевок, в ДД.ММ.ГГГГ г. – ### путевок, в ДД.ММ.ГГГГ г.- ### путевки, в ДД.ММ.ГГГГ г.- ### путевки, в ДД.ММ.ГГГГ г. -### путевок, в ДД.ММ.ГГГГ г. – ### путевки.
Из переписки ответчика и Фонда социального страхования Российской Федерации следует, что Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обращалось с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ год по ЦСР ### «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан» в сумме ### руб. на ### путевок, указав в обоснование, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уже выданных путевок на февраль-май) ожидает получение путевок ### человек (вместе с сопровождающими для детей-инвалидов). С учетом выдачи ранее приобретенных путевок на июнь-сентябрь в очереди остается ### человек, из них подали заявления на получение путевки до ДД.ММ.ГГГГ 1983 человека.
В 2010 году истец была поставлена на очередь на получение путевки согласно дате подачи заявления-ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит п. 3.8. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", согласно которому исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
Таким образом, отделение Фонда не отказывало Найденовой Н.В. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, путевки будут предоставляться ей в порядке очереди.
Необходимо также отметить, что ни Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено ежегодное предоставление льготной категории граждан путевок на санаторно-курортное лечение, так же как и не предусмотрена компенсация за путевку в случае непредоставления путевки отделением Фонда по объективным причинам.
При изложенных обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований полном обьеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Найденовой Н. В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий неправомерными, обязании предоставить путевку (с сопровождением) на санаторно–курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год на основании медицинской справки за ДД.ММ.ГГГГ год, обязании обеспечивать путевками в последующие года отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Изохова
Решение принято в окончательной форме 11 января 2012 года.
Председательствующий судья Е.В. Изохова