Дело № 2-2174/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» августа 2011 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,
при секретаре Панине И.В.,
с участием прокурора Тихоновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 188, 6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...> в городе Владимире, в котором в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Владимира обратился в суд с заявлением с учетом уточнений в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 188, 6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...> в городе Владимире, в котором в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории муниципального образования г. Владимир. Установлено, что в соответствии с Постановлением Главы администрации Владимирской области от 13.10.1997 г. № 644 «Об отнесении памятников истории и культуры к категории местного значения», дом в котором в 1892 году жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), расположенный по адресу: <...>, является памятником истории. Согласно Решению Владимирского областного совета народных депутатов от 16.07.1992 г. № 187, дом по адресу: <...> передан в муниципальную собственность Владимирского городского Совета народных депутатов. На основании постановления главы города Владимира от 14.07.2008 г. № 2626 данный объект включен в состав муниципальной казны города Владимира. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 48 Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 8 ст. 18 Закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, в отношении выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В силу пунктов 59-62 Положения заключение охранно-арендных и охранных договоров или выдача собственниками или пользователями объектом культурного наследия охранных обязательств является обязательным. В соответствии с п.п. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. N 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона с 2008 года администрацией г. Владимира охранное обязательство на дом в котором в 1892 году жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), расположенный по адресу: г. Владимир, <...>, являющийся памятником истории, оформлено не было. Таким образом, в силу закона администрация г. Владимира, осуществляющая управление муниципальной собственностью г. Владимира от имени собственника, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство. Просит признать бездействие администрации города Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия незаконным, обязать администрацию города Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 188,6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1892 году жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности помощник прокурора Тихонова С.С. заявление поддержала и просила удовлетворить.
Представитель администрации г. Владимира по доверенности Севгач Н.Н. просила дело рассмотреть без участия представителя администрации г. Владимира.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в суд не явился. Из представленного отзыва следует, что дом, в котором в 1892 г., жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 гг.) по <...> принят на государственную охрану Постановлением Главы администрации Владимирской области от 13.10.1997 г. № 644 «Об отнесении памятников истории и культуры к категории местного значения» и в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр. Муниципальное образование город Владимир является собственником части указанного объекта культурного наследия. В соответствии с пунктом 3.17 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 17.10.2007 г. № 774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством. Постановлением Губернатора области от 12.05.2009 г. № 384 утвержден административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Согласно регламенту охранное обязательство оформляется Государственной инспекцией на основании письменного заявления собственника (пользователя) с приложением необходимых документов. Государственная инспекция поддерживает заявление прокурора г. Владимира.
Заинтересованные лица – ФИО12, ФИО13, ФИО11, ФИО1, ФИО14 принятие решения оставили на усмотрение суда.
Заинтересованные лица: ФИО10, ФИО15 в суд не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Владимирского областного Совета народных депутатов № 187 от 16.07.1992 г. <...> передан в муниципальную собственность. Постановлением Главы города Владимира № 2626 от 14.07.2008 г. <...> включен в муниципальную казну.
Собственниками других жилых помещений в <...> являются привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: ФИО15, которой принадлежит жилое помещения площадью 18,8 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ###; ФИО14, которой принадлежит жилое помещения площадью 11,5 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ###; ФИО7, ФИО13, которым принадлежит жилое помещения площадью 35 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ###; ФИО8, ФИО1, которым принадлежит жилое помещения площадью 30, 1 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ###; ФИО11, которой принадлежит жилое помещения площадью 33,8 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ###; ФИО10, которому принадлежит жилое помещения площадью 33,8 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ###.
Постановлением Главы администрации <...> отнесен к памятникам истории и культуры категории местного значения.
Согласно Паспорту объекта культурного наследия, в данном доме в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.).
Таким образом, данный дом в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесен к объектам культурного наследия местного значения.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом
Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.
В соответствии с п. 3.17 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 № 774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 № 384 утвержден Административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Данная функция исполняется без взимания платы.
Указанный административный регламент предусматривает возможность составления заявления на оформление охранного обязательства как на здание в целом, так и на помещения в здании (п. 2.6.1).
Поэтому довод представителя администрации г. Владимира о том, что прокурор не вправе заявлять требование об обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на отдельные помещения, находящиеся в муниципальной собственности, без одновременного заявления соответствующих требований к другим собственникам помещений в этом же здании, поскольку возможно обязать оформить охранное свидетельство только всех сособственников и только на здание в целом, несостоятелен.
Администрация г. Владимира, осуществляющая на основании подп. 3 п. 1 ст. 37 Устава муниципального образования город Владимир владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство.
Однако данная обязанность администрацией г. Владимира не исполнена.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
По изложенным основаниям суд полагает подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: помещения, площадью 188, 6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории.
В целях устранения указанного нарушения суд полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 188, 6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок, по мнению суда, является разумным с учетом сроков исполнения административных процедур, установленных Административным регламентом исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 г. № 384, а также принимая во внимание, что указанная государственная функция исполняется без взимания платы.
Руководствуясь ст.ст.194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации города Владимира о признании незаконным бездействия администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 188, 6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать незаконным бездействие администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: помещения, площадью 188, 6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории.
Обязать администрацию города Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на нежилые помещения, площадью 188, 6 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1892 г. жил революционер, организатор первого марксистского кружка во Владимире Федосеев Н.Е. (1871-1898 г.г.), и являющимся памятником истории, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Киселева
Решение изготовлено 25.08.2011 г.
Судья Н.Н. Киселева