2-2175/2011 (о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по оформлению охранного обязательства)



Дело № 2-2175/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«22» августа 2011 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,

при секретаре Панине И.В.,

с участием прокурора Тихоновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по заявлению прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Владимира обратился в суд с заявлением с учетом уточнений в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в доме <...>, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснования заявления указал, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории муниципального образования г. Владимир. В соответствии с Постановлением Главы администрации Владимирской области от 13.03.1997 г. № 139 «О постановке на учет и государственную охрану местного значения памятников истории и культуры Владимирской области» дом конца 18 века в котором в ДД.ММ.ГГГГ была открыта первая аптека, расположенный по адресу: <...>, является памятником градостроительства и архитектуры. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <...> за муниципальным образованием г. Владимир зарегистрировано право собственности на нежилые помещения, общей площадью 735,3 кв.м., по адресу: <...>. На основании постановления главы города Владимира от 18.06.2007 г. № 2422 данный объект включен в состав муниципальной казны города Владимира. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 8 ст. 18 Закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статьей 63 Закона предусмотрено, что до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и -культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 (далее - Положение) и применяемым постольку, поскольку установленные з нем правила не противоречат этому Закону. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Положением. Таким образом, в отношении выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В силу пунктов 59-62 Положения заключение охранно-арендных и охранных договоров или выдача собственниками или пользователями объектом культурного наследия охранных обязательств является обязательным. В соответствии с п.п. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона с 2004 года администрацией г. Владимира охранное обязательство на дом конца 18 века в котором в 1805 году была открыта первая аптека, расположенный по адресу: <...>, являющийся памятником градостроительства и архитектуры, оформлено не было. В соответствии со ст. 4 Решения Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.10.2002 г. N 170 «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владимира», муниципальное образование город Владимир является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Совет народных депутатов города Владимира, а администрация города Владимира от имени собственника. В силу закона администрация г. Владимира, осуществляющая управление муниципальной собственностью Г.Владимира от имени собственника, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство. Просит признать бездействие администрации города Владимира по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия незаконным, обязать администрацию города Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, конца 18 века, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности помощник прокурора Тихонова С.С. заявление поддержала и просила удовлетворить.

Представитель администрации г. Владимира по доверенности Севгач Н.Н. просила дело рассмотреть без участия представителя администрации г. Владимира. Из представленного отзыва, следует, что в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», охранное обязательство заключается с собственником указанного объекта культурного наследия, где указываются в том числе параметры памятника, условия его содержания и т.п. Исходя из смысла закона, памятником является отдельная постройка, и охранное обязательство должно заключаться (в случае, если собственников несколько) одновременно со всеми, чтобы надлежащим образом исполнить предписывающие норма закона № 73-ФЗ. Учитывая тот факт, что в собственности администрации находится только помещения подвала в данном памятнике и заключение охранного обязательства в данном ключе не поведет за собой достаточных мер для осуществления охраны данного объекта, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области по доверенности Куликов А.В. в суде пояснил, что дом, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, кон. XVIII в., расположенный по адресу: <...>, принят на государственную охрану Постановлением Главы администрации Владимирской области от 13.10.1997 г. № 644 «Об отнесении памятников истории и культуры к категории местного значения» и в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр. Муниципальное образование город Владимир является собственником части указанного объекта культурного наследия. Частью 3 ст. 48 Закона № 73-ФЗ определено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия. Частью 4 данной статьи установлено, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. В соответствии с пунктом 3.17 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 17.10.2007 г. №774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством. Постановлением Губернатора области от 12.05.2009 г. № 384 утвержден административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Согласно регламенту охранное обязательство оформляется Государственной инспекцией на основании письменного заявления собственника (пользователя) с приложением необходимых документов. Государственная инспекция поддерживает заявление прокурора г. Владимира.

Заинтересованные лица – ФИО9, ФИО10 заявленные прокурором требования считают обоснованными и подлежащими удовлетворению. Они, как сособственники данного нежилого помещения охранное свидетельство получили.

Заинтересованное лицо – закрытое акционерное общество «Фармация» в суд представителя не направил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в собственности Муниципального образования город Владимир находятся нежилое помещение общей площадью 146 кв.м., расположенные по адресу: <...>, кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ###.

Титульными собственниками других нежилых помещений в <...> являются привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: закрытое акционерное общество «Фармация», которому принадлежат нежилые помещения площадью 240, 46 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ###, а также ФИО9, ФИО10, которым принадлежат нежилые помещения площадью 362, 7 кв.м., ( по ? доли), кадастровый (или условный) номер объекта ###, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ###.

<...> в г. Владимире поставлен на учет и государственную охрану местного значения памятников истории и культуры Владимирской области постановлением Главы администрации Владимирской области № 139 от 13.03.1997 г.

Согласно Паспорту объекта культурного наследия указанный дом имеет наименование «Аптека», пер. пол. XIX века. В здании со второй половины XIX века существовала аптека провизора и коллежского секретаря ФИО7.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 48 данного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.

В соответствии с п. 3.17 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 г. № 774, Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 г. № 384 утвержден Административный регламент исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия. Данная функция исполняется без взимания платы.

Указанный административный регламент предусматривает возможность составления заявления на оформление охранного обязательства как на здание в целом, так и на помещения в здании (п. 2.6.1).

Поэтому довод представителя администрации г. Владимира о том, что прокурор не вправе заявлять требование об обязании администрации г. Владимира оформить охранное обязательство на отдельные помещения, находящиеся в муниципальной собственности, без одновременного заявления соответствующих требований к другим собственникам помещений в этом же здании, поскольку возможно обязать оформить охранное свидетельство только всех сособственников и только на здание в целом, несостоятелен.

Администрация г. Владимира, осуществляющая на основании подп. 3 п. 1 ст. 37 Устава муниципального образования город Владимир владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство.

Однако данная обязанность администрацией г. Владимира не исполнена.

Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По изложенным основаниям суд полагает подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным бездействия администрации г. Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: нежилые помещения, площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры.

В целях устранения указанного нарушения суд полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещение площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок, по мнению суда, является разумным с учетом сроков исполнения административных процедур, установленных Административным регламентомом исполнения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной функции по оформлению охранных документов с собственниками и пользователями объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 12.05.2009 г. № 384, а также принимая во внимание, что указанная государственная функция исполняется без взимания платы.

Руководствуясь ст.ст.194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление прокурора города Владимира в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Владимир и неопределенного круга лиц к администрации города Владимира о признании незаконным бездействия администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и обязании администрации г. Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на помещения, площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие администрации города Владимира по неоформлению охранного обязательства на объект культурного наследия: помещения, площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры.

Обязать администрацию города Владимира оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на нежилые помещения, площадью 146 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в <...>, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, и являющимся памятником градостроительства и архитектуры, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Киселева

Решение изготовлено 25.08.2011 г.

Судья Н.Н. Киселева