2-670/2012 (о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации)



Дело № 2-670/2012    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    «19» марта 2012г. г.Владимир

    Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :

председательствующего судьи Горячевой А.В.

при секретаре Бариновой О.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хузиной Ф. Н. к администрации г.Владимира, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, третьему лицу МУП г.Владимира «ВладиЦАН» о признании права собственности на комнату в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

    Хузина Ф.Н. обратилась в суд с иском к администрации г.Владимира, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, третьим лицам МКП г.Владимира «ЖКХ», МУП г.Владимира «ВладиЦАН» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату ###, соответствующую помещению ### на плане седьмого этажа технического паспорта, расположенную по адресу: <...>

    Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предметом спора, привлечено ОАО ВПО «Точмаш».

В обоснование исковых требований указано, что согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ ### «О выделении жилья в общежитии» истцу, совместным решением администрации и профсоюзной организации ФГУП ВПО «Точмаш» было выделено койко-место в комнате ### в общежитии, принадлежавшем предприятию, по адресу: <...>.

На основании вышеуказанного решения между ней и ФГУП ВПО «Точмаш» (был заключен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ - койко-места комнаты <...>. Хузина Ф.Н. зарегистрирована по месту жительства в комнате <...> с ДД.ММ.ГГГГ На ее имя в ОАО «ВКС» открыт лицевой счет ### на жилую площадь 5, 75 кв. м.

Согласно справке ОП ЕРКЦ ОАО «ВКС» задолженности по оплате за жилищные и коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеется, при этом оплата производится и за социальный найм жилого помещения.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ ### «О выделении жилья в общежитии» второе койко-место (площадью 5, 75 кв.м.) в комнате ### было выделено ФИО3, которая впоследствии добровольно выселилась из спорной комнаты и снялась с регистрационного учета.

В соответствии с данными поэтажного плана седьмого этажа технического паспорта <...> и экспликации к нему комната ### является изолированной жилой комнатой общей и жилой площадью 11, 5 кв.м., соответствующей помещению ### на поэтажном плане седьмого этажа технического паспорта <...>.

В настоящее время в спорной комнате на законных основаниях проживает и зарегистрирована по месту жительства одна Хузина Ф.Н. Она фактически проживает и пользуется всей комнатой ###.

При этом невозможно как выселение из спорной комнаты, так и вселение кого-либо еще в спорную комнату площадью 11, 5 кв.м. при норме предоставления на человека не менее 15 кв.м. по договору социального найма или не менее 6 кв.м. в специализированный жилищный фонд. Иных жилых помещений, за исключением спорной комнаты, в своем пользовании, владении или собственности истец не имеет.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### ТУ Росимущества по Владимирской области сообщило, что право собственности РФ на данный объект не зарегистрировано, а МКП г. Владимира «ЖКХ» письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### отказало в заключении договора социального найма по невнятным, противоречивым и малопонятным основаниям, что, учитывая положения статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», пункта 1 «Порядка передачи жилых помещений в собственность граждан в г. Владимире», утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 23.01.2003 г. № 4, согласно которому основанием для оформления договора передачи жилого помещения в собственность граждан служит документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением (ордер или договор социального найма), исключило для меня возможность реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения во внесудебном порядке и привело к нарушению прав, гарантированных ч.ч. 1, 2 ст. 19, ч. 2 ст. 35 Конституции РФ. На основании ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.60 ч.1, ст.67 ч.2 ЖК РФ, ст.ст.2,11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» просит удовлетворить исковые требования.

Истец Хузина Ф.Н. и ее представитель по доверенности Демин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указал, что в территориальной базе федерального имущества, ведение которой осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», данные об объекте недвижимого имущества - комнате ###, расположенной по адресу: <...>, отсутствуют.

Согласно п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой в настоящей части решениями. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточном актом. В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области от 19.10.2009 г. № 1169 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Владимир» было принято решение о передаче в собственность муниципального образования город Владимир имущества, составляющего казну Российской Федерации, согласно перечню.

Таким образом, было принято решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность города Владимира объекта недвижимого имущества - жилого здания-общежития, расположенного по адресу: <...>.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ###, в соответствии с п. 11 ст. 154 Закона, в одностороннем порядке был утвержден акт приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования город Владимир. Указанная передача была осуществлена в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, следовательно, право собственности Российской Федерации на переданное имущество прекратилось, и право собственности муниципального образования город Владимир возникло ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, объект недвижимого имущества - жилое здание-общежитие, расположенное по адресу: <...> не является объектом федеральной собственности. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика администрации г.Владимира и третьего лица МУП г.Владимира «ВладиЦАН» Гришина Н.В. в судебное заседание не явилась, согласно представленному ходатайству просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании указывала, что исковые требования не признает, поскольку спорное жилое помещение не числится в реестре муниципальной собственности. По данному спору администрация г.Владимира не может являться надлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица ОАО ВПО «Точмаш» просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствие со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих несовершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ ### «О выделении жилья в общежитии» истцу, совместным решением администрации и профсоюзной организации ФГУП ВПО «Точмаш», было выделено койко-место в комнате ### в общежитии, принадлежавшем предприятию, по адресу: <...>

ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения между Хузиной Ф.Н. и ФГУП ВПО «Точмаш» заключен договор найма жилого помещения - койко-места комнаты <...>.

Хузина Ф.Н. зарегистрирована по месту жительства в комнате <...> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом гражданина РФ.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ ### «О выделении жилья в общежитии» второе койко-место (площадью 5, 75 кв.м.) в комнате ### было выделено ФИО3, которая впоследствии добровольно выселилась из спорной комнаты и снялась с регистрационного учета.

По данным кадастрового паспорта помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <...>, площадью 11,5 кв.м значится под номером ### на плане 7-го этажа этого здания.

В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ### ФГУП «ВПО «Точмаш» реорганизовано путем преобразования в акционерное общество в порядке приватизации. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации ОАО «ВПО «Точмаш».

В соответствии п.5 ст.58 ГК РФ при изменении организационно-правовой формы юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ данное здание не передано в имущественный комплекс акционерного общества, которое является правопреемником реорганизуемого предприятия.

Постановление главы г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об организации обслуживания жилого фонда, находящегося в казне Российской Федерации», в том числе <...>, акт приема-передачи технической документации по указанному дому от ДД.ММ.ГГГГ подписанный ОАО «ВПО «Точмаш» и МКП г. Владимира «ЖКХ», письмо о передачи ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ОАО «ВПО «Точмаш» иной документации о регистрации и проживании в указанном доме, распоряжение ТУ ФАУГИ по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об организации обслуживания и эксплуатации жилищного фонда, подтверждают факт передачи указанного общежития от ОАО «ВПО «Точмаш» уполномоченной администрацией г. Владимира организации и собственнику данного имущества.

    В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

    Суд считает возможным к настоящим правоотношениям применить аналогию закона, т.е. применение нормы, регулирующей сходные отношения, при отсутствии их прямого регулирования в законодательстве.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, и переданы в федеральную собственность, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма с учетом ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Право пользования истца спорным жилым помещением ответчиками не оспаривается.

    Согласно справке Отдела имущественных и земельных отношений администрации Камешковского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ и справке МУП г.Владимира «ВладиЦАН» от ДД.ММ.ГГГГ право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения истец не использовал. Следовательно, в соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» за ним сохранено право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

    Часть 2 ст.92 ЖК РФ определяет, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

    Пунктом 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006, предусмотрен перечень документов необходимых для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Они представляются заявителем в орган управления, который рассматривает их в течение 30 дней с даты подачи документов.

Ответчиками не представлены суду доказательства, что спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд.

Таким образом, <...> не является специализированным жилищным фондом.

Кроме того, по смыслу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Такие обстоятельства, как отсутствие критерия временности предоставления спорного жилого помещения; невозможность выселения истцов из спорной квартиры, в том числе по критериям особенности правового режима жилья; реализация истцом фактического права пользования квартирой и несение им бремени обязательств нанимателя жилья; отсутствие у истца возможности равноценной замены спорной квартиры на иное либо адекватной возможности выбора ими иного способа удовлетворения потребности в жилище, свидетельствуют о том, что запрет на передачу истцу в собственности спорной квартиры поставит её в неравное правовое положение с иными гражданами РФ, которые имеют возможность реализовать такое право при условии передачи жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении предприятий и организаций, в муниципальную собственность.

Неравенство прав граждан в зависимости от условий их проживания противоречит ст.19 Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Оценивая в совокупности указанные обстоятельства, исходя из требований Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд считает исковые требования Хузиной Ф.Н. о признании права собственности на спорную комнату в порядке приватизации подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Хузиной Ф. Н. удовлетворить.

    Признать за Хузиной Ф. Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение ### на плане 7-го этажа согласно кадастровому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 11,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>     

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий судья           А.В.Горячева

    Мотивированное решение изготовлено 26.03.2012г.

    Председательствующий судья              А.В. Горячева