Дело № 2-541\12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2012 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
Председательствующего Орешкиной О.Ф.,
При секретаре Гороховой Л.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Максименко Г. И. к Управлению Министерства Внутренних дел по Владимирской области о взыскании задолженности по невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца и индексации сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Максименко Г.И. обратилась в суд с иском к УМВД по Владимирской области о признании за ней как матерью ветерана боевых действий ФИО3, погибшего на территории Чеченской республики при исполнении служебных обязанностей, права на ежемесячное повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. г ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ### руб. 79 коп. и обязанности ответчика в соответствии с указанной нормой права увеличить истцу ежемесячный размер получаемой пенсии по случаю потери кормильца и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно выплачивать ее в повышенном размере с последующей индексацией согласно действующему законодательству и в порядке, установленном правительством РФ. Просила также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб.
В обоснование иска указала, что является матерью погибшего ДД.ММ.ГГГГ в боевых действиях на территории Чеченской Республики сотрудника органов внутренних дел старшего сержанта милиции ФИО3. Сын посмертно был награжден орденом Мужества. С августа 1999 года боевые действия на территории Северо-Кавказского региона включены в раздел 111 Федерального закона «О ветеранах», следовательно, на сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
Сын истца являлся участником боевых действий, поэтому на основании ст.28 названного Закона РФ № 4468-1 ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия истцу была назначена с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивается по настоящее время по линии МВД РФ. Следуя нормам данного Закона, истец обратилась в пенсионный отдел УВД по Владимирской области с просьбой повысить ей размер получаемой пенсии за сына, произвести ее перерасчет за прошлые годы и выплатить недополученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ Однако, ответчик отказал ей в этом. Истец полагает, что ответчик должен был выплачивать пенсию в повышенном размере в соответствии с п. «г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", повышение пенсии производится на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Истец, представитель истца Мержиевская Н.В.(по доверенности), исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УВД по Владимирской области Сазонкина Ю.А.( по доверенности), исковые требования не признала, указала, что истец действительно является матерью старшего сержанта милиции ФИО3, принимавшего участие в контртеррористических операциях ( далее КТО) на территории Северо-Кавказского региона РФ в период пребывания в зоне КТО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и погибшего при исполнении служебных обязанностей на территории Чеченской республики ДД.ММ.ГГГГ, ей назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. На основании данных пенсионного дела повышение пенсии истцу производилось своевременно. Поскольку истец не относится к категориям пенсионеров, входящих в перечень, требование о повышении ей пенсии на 32% необоснованно. Кроме того, статьей 55 Закона от 12 февраля 1993 года определено, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размером пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Кроме того, указала, что требование истца о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе, поскольку в силу п.3 ст.3 ФЗ « О ветеранах» перечень государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к указанному ФЗ, в который только с ДД.ММ.ГГГГ включено выполнение задач в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г. ( ФЗ № 158-ФЗ от 27.11.2002г.). С арифметическим расчетом, предоставленным истцом, согласилась. Также указала, что сын истца при жизни удостоверения Ветерана боевых действий не получал, а истец также не имеет указанного звания, поэтому не может пользоваться социальными льготами, полагавшимися ее сыну как ветерану, поскольку они связаны с личностью самого ветерана.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Названный Закон предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет получают сами военнослужащие, третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих, пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы.
Выплата пенсии по случаю потери кормильца предусмотрена ч.2 ст.5 Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона. Члены их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу положений ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пункту «г» ч.1 ст.45 Закона РФ N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно ст.3 п.1 ФЗ « О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся : лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел… принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.
Приложением № 1 к названному ФЗ утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. В разделе 111 названного Перечня указано выполнение задач в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г.
Таким образом, ФЗ к ветеранам боевых действий относит лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые принимали участие в боевых действиях, каковыми являются выполнение задач в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона, куда входит вся территория Чеченской республики, с августа 1999г.
В соответствии с п.п. 3.3 п.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД РФ от 07.05.2004г. № 282, основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п.1 настоящей инструкции, выполнявшим задачи в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона с 01 августа 1999 г., является факт выполнения ими задач в ходе КТО на территории указанного региона, устанавливаемый в соответствии с п.п. В п.4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65 « О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в КТО и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ».
Согласно п.1 названного постановления Правительства РФ предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск(сил) по проведению КТО на территории Северо-Кавказского региона РФ. При этом согласно пункта В п.4 указанного постановления, периоды(время) непосредственного участия сотрудников им военнослужащих в КТО определяются на основании приказов командиров( начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению КТО, в которых указаны даты и периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в КТО и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что получение звания ветерана боевых действий за участие в КТО на территории указанного региона зависит от фактического участия в определенных КТО в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению КТО на территории указанного региона. Присвоение указанного звания, таким образом, должно производится тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях.
ФИО3 относится к указанной категории лиц.
В материалы дела представлен Приказ руководителя группы управления временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России, ### от ДД.ММ.ГГГГ, утв. руководителем регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона « О дополнительных денежных выплатах за каждый день фактического участия сотрудников органов внутренних дел при проведении КТО на территории Северо-Кавказского региона РФ в июле 2001г. И зачете выслуги лет ( трудового стажа) в льготном исчислении», согласно которого старший сержант милиции ФИО3 пребывал в зоне проведения КТО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, место проведения КТО- <...> и непосредственно участвовал в КТО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем прямо указано в названном Приказе. Иных документов ответчик суду не представляет, ссылаясь на их секретность. Однако из представленного документа видно и не оспаривается ответчиком фактическое участие ФИО3 в КТО в указанное время и в указанном регионе в составе специальных сил. Таким образом, он имел право на получение звания ветерана боевых действий.
ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ в период пребывания в зоне проведения КТО при исполнении служебных обязанностей, что подтверждается заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту обстрела а\м <...> <...>, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, заключением ВВК о ранении, приведшем к смерти ФИО3( военная травма). ФИО3 награжден посмертно орденом Мужества.
Поскольку при жизни ФИО3 не успел обратиться за присвоением ему звания ветерана боевых действий, с учетом вышеприведенных доказательств, подтверждающих наличие у него оснований к признанию его ветераном боевых действий, следует установить факт того, что он являлся ветераном боевых действий.
Истец, являясь матерью погибшего ФИО3, является получателем пенсии МВД России по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ
Пенсия была назначена без положенных по закону надбавок и повышений.
Субъекты получения пенсии по случаю потери кормильца определены в ст. 29 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которой предусмотрено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи. Нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Надбавка к пенсии, предусмотренная пунктом «г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат, в том числе по случаю потери кормильца.
Согласно ст.46 Закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Таким образом, требование признать за истцом, матерью погибшего ветерана боевых действий ФИО3, право на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является обоснованным.
Статьей 55 ФЗ от 12.02.1993 г. № 4468-1 установлено, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Доказательств обращения истца к ответчику за перерасчетом размера пенсии суду истцом не представлено. В то же время, только в судебном порядке по иску, поданному истцом ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ее сын ФИО3 является ветераном боевых действий, что, в свою очередь, является основанием к перерасчету пенсии в сторону ее повышения по п.г ч.1ст.45 названного ФЗ. При таких обстоятельствах, такой перерасчет может быть произведен не более чем за 12 месяцев, предшествующих, в данном случае, обращению истца в суд. Таким образом, право на ежемесячное повышение пенсии может быть признано за Максименко Г.И. только с ДД.ММ.ГГГГ, а, соответственно, недополученная часть пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации подлежит взысканию с ответчика в пользу Максименко Г.И., начиная с указанной даты.
С ДД.ММ.ГГГГ размер социальной пенсии составлял 2 882 руб.51коп. (Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 457). Таким образом, за ДД.ММ.ГГГГ сумма пенсии, недоплаченной истцу, составила 931 руб. 62 коп. (2 882,51х32%х1,01), а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплата составила ### руб.46 коп. с учетом повышения размера социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с расчетом истца за указанный период, представленный в дело, который представителем ответчика не оспаривается. Таким образом, недоплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила ### которую и следует взыскать в пользу истца.
Исковые требования об обязанности УВД по Владимирской области на основании п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» увеличить истцу ежемесячный размер получаемой пенсии по случаю потери кормильца и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно выплачивать ее в повышенном размере с последующей индексацией согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем подлежат удовлетворению с учетом исследованных в суде доказательств и установленных обстоятельств, описанных выше.
С учетом всего вышеизложенного, довод ответчика о том, что истец, не являясь сама ветераном боевых действий, право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.г ч.1 ст.45 названного закона не имеет, является необоснованным и не может быть принят судом во внимание.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом заявлено о взыскании понесенных ею расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб., что подтверждено договором на оказание юридических услуг и квитанцией об оплате. Суд удовлетворяет это требование истца в сумме 3 000 руб. с учетом разумности и справедливости, а также с учетом того, что заявленные требования удовлетворены частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максименко Г. И. удовлетворить частично.
Признать за Максименко Г. И., матерью ветерана боевых действий ФИО3, погибшего на территории Чеченской Республики при исполнении служебных обязанностей, право на ежемесячное повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п.г ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 34468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Взыскать с Управления Министерства Внутренних дел по Владимирской области в пользу Максименко Г. И. за счет средств, предназначенных для выплаты пенсий, компенсаций и пособий, недополученную часть пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ### руб.08 коп.
Обязать Управление Министерства Внутренних дел по Владимирской области на основании п. г ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 34468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» увеличить Максименко Г. И. ежемесячный размер получаемой пенсии по случаю потери кормильца и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно выплачивать ее в повышенном размере с последующей индексацией согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством РФ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с УМВД по Владимирской области в пользу Максименко Г.И. расходы по оплате услуг представителя 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья О.Ф. Орешкина
Решение в окончательной форме изготовлено 06.02.2012 г.
Судья О.Ф. Орешкина