Дело № 2-1266/2012 <...>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2012 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи при секретаре | Игнатовича М.С., Дорофеевой Е.В., |
с участием: представителя истца – прокурора города Владимира – Потаповой Е. А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ; представителя ответчика – администрации г. Владимира – Гуржоса Д. С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, Латиной А. Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Владимира в интересах Латиной А. Н. к администрации города Владимира, департаменту образования администрации Владимирской области об обязании администрации города Владимира обеспечить Латину А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения составом семьи два человека, вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Владимира обратился в суд в интересах Латиной А.Н. с иском к администрации г. Владимира об обязании администрации г. Владимира обеспечить Латину А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование иска указано, что Латина А.Н., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ее родители лишены родительских прав.
Согласно постановлению главы администрации Ленинского района г. Владимира Латина А.Н. передана под опеку бабушке ФИО5, где была зарегистрирована до замужества.
После расторжения брака ни она, ни ее сын не могут зарегистрироваться по месту жительства опекуна, поскольку после смерти ФИО5 не имеется соответствующих документов.
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Латина А.Н. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Латина А.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Латина А.Н. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Однако вне очереди, как это предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилое помещение администрацией г. Владимира ей не предоставляется.
В судебном заседании представитель истца, Латина А.Н. исковое заявление поддержали по изложенным основаниям.
Представитель администрации г. Владимира возражал относительно удовлетворения искового заявления в полном объеме, ссылаясь в обоснование возражений на то, что обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Администрация г. Владимира в пределах полученных из бюджета Владимирской области средств надлежащим образом исполняет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пояснил, что со стороны администрации г. Владимира отсутствует нарушение прав Латиной А.Н.
Департамент образования администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - управление образования администрации г. Владимира, - извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 №226-03 «О государственном обеспечении и государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.
Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Размер и порядок возмещения указанных в данной части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в указанном Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 № 55 «О Порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Кроме того, органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля направляют в департамент образования администрации области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому:
формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Судом установлено, что Латина (Шурыгина) А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ее родители лишены родительских прав.
Согласно распоряжению главы администрации Ленинского района г. Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ Латина (Шурыгина) А.Н. передана под опеку бабушке ФИО5, где была зарегистрирована до замужества.
После расторжения брака ни она, ни ее сын ФИО9 (свидетельство о рождении ###) не могут зарегистрироваться по месту жительства опекуна, поскольку после смерти ФИО5 не имеется соответствующих документов, что не оспорено в ходе судебного разбирательства.
Латина (Шурыгина) А.Н. окончила Профучилище ### (диплом от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением главы г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Латина А.Н. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сведений о наличии недвижимого имущества у Латиной А.Н. не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Латина А.Н. и ее сын имеют право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 1536-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» статьями 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Законодатель, закрепив за гражданами, перечисленными в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.
Отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, т.е. незамедлительно, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации г. Владимира.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора города Владимира в интересах Латиной А. Н. к администрации города Владимира, департаменту образования администрации Владимирской области об обязании администрации города Владимира обеспечить Латину А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения составом семьи два человека, вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области удовлетворить.
Обязать администрацию города Владимира обеспечить Латину А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения составом семьи два человека, вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Игнатович М.С.
Мотивированное решение изготовлено 16.04.2012
Судья подпись Игнатович М.С.