Дело №2-3160/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2011 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Осиповой Н.И.
при секретаре Парамоновой Т.Н.
с участием истцов Марина Г.И. и Мавриной Л.Н.
представителя ответчика Гуржоса Д.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №### сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителей 3 лиц:
ГУ Владимирской области «Владимирский областной специальный дом для ветеранов» Кашицыной И.Б. (директора),
департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области Рубцовой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №###,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маврина Г. И., Мавриной Л. Н. к администрации города Владимира о признании нуждающимися в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Маврин Г.И., Маврина Л.Н. обратились с иском к администрации г. Владимира, в котором просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Владимира принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях составом семьи два человека: Маврин Г. И. – глава семьи, Марина Л. Н. – супруга.
В обоснование иска указали, что являются ветеранами Великой Отечественной войны, Маврин Г.И. - участник Великой Отечественной войны, Маврина Л.Н. – труженик тыла. С ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращались в администрацию г. Владимира с заявлениями о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Из ответа администрации г. Владимира следует, что они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку размер общей площади жилого помещения превышает установленный размер учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи. В настоящее время проживают в ГУ Владимирской области «Владимирский областной специальный дом для ветеранов». Квартира №<...> была предоставлена на основании постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ №### на условиях найма специализированного жилого помещения. Ссылаясь на ст.31 ЖК РФ, указывают, что они не могут считаться членами семьи собственника квартиры <...> их внучки ФИО10, так как она не вселяла их в данное помещение в качестве членов своей семьи, следовательно, не могли считаться обеспеченными жилой площадью. Сам факт предоставления жилья в ГУ Владимирской области «Владимирский областной специальный дом для ветеранов» свидетельствует о том, что истцы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика администрации г. Владимира иск не признал, поскольку защита жилищных прав истцов путем признания их судом нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в силу ст.11 ЖК РФ не предусмотрена.
Представители 3 лиц оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав стороны, представителей 3 лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч.2 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ. Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев.
Согласно части 2 данной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан (малоимущие либо относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст. 51 ЖК РФ, о чем было сказано выше.
В силу пункта 2 части 1 названной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из Закона Владимирской области №49-ОЗ от 6 мая 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19 мая 2005 года №164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,0 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Установлено, что Маврин Г.И. является участником Великой Отечественной войны, ветераном труда, инвалидом 2 группы, что подтверждается удостоверением №### от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Сер. ### от ДД.ММ.ГГГГ На него распространяется действие ст.14 Федерального закона «О ветеранах».
Маврина Л.Н. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, что следует из справки Сер. ### от ДД.ММ.ГГГГ, ветераном Великой Отечественной войны, имеет льготы на основании ст.20 Федерального закона «О ветеранах».
Из ответа администрации г. Владимира видно, что истцы неоднократно обращались в администрацию г. Владимира по жилищному вопросу.
Постановлением главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ №### Маврину Г.И. и Мариной Л.Н. предоставлено жилое помещение в ГУ Владимирской области «Владимирский областной специальный дом для ветеранов» и заключен договор №### найма жилого помещения. Из содержания данного договора следует, что наймодатель ГУ Владимирской области «Владимирский областной специальный дом для ветеранов» предоставляет нанимателю Маврину Г.И. и его супруге Мавриной Л.Н. в пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее из 2 комнат общей площадью 42,8 кв.м в квартире №<...>. В договоре отсутствует ссылка на то, что он заключается на временный срок, о чем утверждали в судебном заседании истцы. Пунктом 2.2 предусмотрено, что приватизация жилых помещений в специальном доме ветеранов, а также разделение лицевых счетов, вселение временных жильцов, сдача в поднаем, а также прописка других лиц не допускается без разрешения на то комиссии по заселению.
В ответе главы администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ указано, что из представленных документов следует, что в трехкомнатной квартире №<...> общей площадью 54,1 кв.м, на дату обращения истцов в администрацию г.Владимира было зарегистрировано 3 человека. Поскольку размер общей площади занимаемого жилого помещения превышает установленный размер учетной нормы площади занимаемого жилого помещения на каждого члена семьи, Маврины не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Установлено, что истцы до предоставления жилого помещения в ГУ Владимирской области «Владимирский областной специальный дом для ветеранов» были зарегистрированы и проживали по адресу: <...> общей площадью 54,1 кв.м. В данной квартире также зарегистрирована их внучка ФИО10, которая является собственником этой квартиры. Ранее кв. №<...> была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ дочерью истцов Мавриной С.Г. и их внучкой ФИО10 Истцы от участия в приватизации отказались.
Согласно материалам наследственного дела Мавриной С.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ, Маврины Г.И. и Л.Н. отказались от причитающейся им доли на наследство умершей дочери в пользу ее дочери (внучки истцов) ФИО10 Аналогичный отказ сделал в пользу ФИО10 ФИО12, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 получила свидетельство о праве на наследство по закону на ? доли в праве собственности на квартиру <...>.
Зять истцов ФИО12 имел временную регистрацию по адресу: <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, на каждого из зарегистрированных в указанной квартире приходится по 18,0 кв.м общей площади.
Даже если исходить из того, что ФИО12 фактически проживает постоянно в данной квартире, то на каждого приходится по 13,53 кв.м общей площади, что превышает установленную норму для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, истцами в администрацию г. Владимира были представлены документы, которые не подтверждают их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы обеспечены жилым помещением сверх предусмотренной законом учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
Истцы ссылались на то, что фактически в квартире живут две семьи: истец с женой и внучка с их зятем, то есть квартира является коммунальной.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Жилищный кодекс РФ не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Положениями п. 6 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что комнаты по договорам социального найма могут предоставляться как нанимателям, так и собственникам других комнат в этой же коммунальной квартире в соответствии с п. 4 ст. 59 ЖК РФ.
Таким образом, коммунальная квартира - это квартира, в которой отдельные комнаты заняты либо несколькими нанимателями либо несколькими собственниками, не являющимися членами одной семьи, по отдельным договорам найма или по договорам о собственности (приватизация, купля-продажа, дарение и т.п.).
При таком положении ссылка истца на то, что в квартире фактически проживают две семьи, не дает оснований рассматривать спорную квартиру коммунальной.
Суд также исходит из того, что истцы в момент приватизации квартиры <...> были в ней зарегистрированы и проживали, соответственно, имеют равные права пользования этим жилым помещением наравне с лицами, его приватизировавшими, сохраняют право пользования жилым помещением наравне с его собственниками, независимо от площади фактически занимаемой комнаты.
В силу ст. 19 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Следовательно, истцы имеют право пожизненного пользования жилым помещением, в котором они проживали до предоставления жилого помещения в доме ветеранов, в связи с чем заключенный ими договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с внучкой ФИО10 на квартиру <...> не является юридически значимым и не может служить основанием для удовлетворения исковых требований. Кроме того, срок его действия истек ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в спорное жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Анализ приведенных выше материалов дела позволяет суду сделать вывод об отсутствии у истцов нуждаемости в жилом помещении, что исключает удовлетворение их исковых требований.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Маврину Г. И., Мавриной Л. Н. в удовлетворении исковых требований признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Владимира принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи два человека: Маврин Г. И. – глава семьи, Марина Л. Н. – супруга отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.И. Осипова
Решение принято в окончательной форме 28 ноября 2011 года.
Председательствующий судья Н.И. Осипова