Дело № 2-1109/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» мая 2012г. г.Владимир
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе :
председательствующего судьи Горячевой А.В.,
при секретаре Бариновой О.С.,
с участием прокурора Беловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Владимира в интересах Яшина М. С. к администрации г.Владимира, департаменту образования администрации Владимирской области, третьему лицу управлению образования администрации г.Владимира об обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Владимира обратился в суд с иском в интересах Яшина М.С. к администрации г.Владимира, департаменту образования администрации Владимирской области, третьему лицу управлению образования администрации г.Владимира с учетом уточнений об обязании предоставить Яшину М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование иска указано, что Яшин М.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Фрунзенского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ родители М. – Яшины Г.Н. и С.В. лишены родительских прав. Постановлением главы администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### Яшин М.С. направлен в государственное учреждение и за ним сохранена жилая площадь по адресу : <...>, комн.23.
Постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### Яшин М.С. во исполнение решения Октябрьского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Яшин М.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.57 ч.2 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Яшин М.С. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в переделах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующих финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по приобретению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации г.Владимира.
На основании изложенного прокурор города Владимира просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель истца прокурор Белова Е.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Владимира Сысоев Д.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что администрация г.Владимира не нарушает права Яшина М.С. По мере поступления денежных средств из бюджета Владимирской области квартира Яшину М.С. будет куплена и администрация г.Владимира издаст постановление о предоставлении ему жилого помещения.
На основании изложенного Сысоев Д.Н. просил в удовлетворении иска к администрации г.Владимира отказать.
Представитель ответчика департамента образования Владимирской области Быкова Л.В. в судебном заседании просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признала и пояснила, что компетенция департамента определена постановлением Губернатора области от 27.03.2006 № 225 «Об утверждении положения о департаменте образования администрации Владимирской области». В соответствии с указанным постановлением департамент образования является органом администрации Владимирской области, осуществляющим управление в сфере образования, контроль и надзор в сфере образования, а также лицензирование и государственную аккредитацию в пределах полномочий.
Департамент образования администрации Владимирской области не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не наделен полномочиями по совершению указанных действий.
На плановый 2011 год в областном бюджете для реализации органами местного самоуправления области государственного полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в бюджете области предусмотрено около ### млн. руб. Дополнительно направлены ### млн. руб. из средств федерального бюджета. Муниципальному образованию г.Владимир в 2011 году установлена субвенция Законом Владимирской области № 126-ОЗ в размере ### тыс. руб., которая своевременно доведена департаментом до получателя. В текущем году Законом Владимирской области № 122-ОЗ для МО г.Владимир установлена сумму ### тыс. руб., которая департаментом ДД.ММ.ГГГГ доведена до получателей.
Таким образом, департамент добровольно, в полном объеме и своевременно исполняет бюджетные обязательства. Доказательств того, что бюджетные обязательства не исполняются ответчиком, истцом не представлено.
Представитель третьего лица управления образования администрации г.Владимира надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для обеспечения права на жилище.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 №226-03 «О государственном обеспечении и государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.
Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 № 55 «О Порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Кроме того, органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля направляют в департамент образования администрации области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому:
формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-03 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Судом установлено, что решением Фрунзенского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ родители Яшина М.С. – Яшины Г.Н. и С.В. лишены родительских прав. Постановлением главы администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### Яшин М.С. направлен в государственное учреждение и за ним сохранена жилая площадь по адресу : <...>
Постановлением главы <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### Яшин М.С. во исполнение решения Октябрьского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «Об дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Яшин М.С. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.
Учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья), обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации г.Владимира.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию г.Владимира, департамент образования администрации Владимирской области предоставить Яшину М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Владимирской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В.Горячева
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2012г.
Председательствующий судья А.В.Горячева